Совершенствование нравственного и трудового воспитания в процессе воспитания, обучения и развития детей раннего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: трудовое воспитание


Одной из самых ответственных задач стоящих перед педагогом, является воспитание у детей желание и умение трудиться. Осуществление этих задач ложиться в основу формирования важного нравственного качества - трудолюбия. При воспитании трудолюбия и самостоятельности у детей необходимо учитывать сохранившуюся связь игры и труда. На это обращают внимание многие исследователи и педагоги. Действительно, часто хороший результат удается достичь путем переноса действий из творческой ролевой игры в жизнь. Так, например, в бытовых играх мы с детьми затевали игры в стирку. Сначала это делалось понарошку, затем условия действия становились реальными - дети по-настоящему стирали кукольное белье, а также свои носки, носовые платочки. Так в выходные дни, мы приводили в порядок группу. Дети охотно принимают в ней участие. Важно при этом учить детей делать все тщательно. В начале наши уроки трудолюбия были эпизодичны, но уже к концу года дети могут полностью взять на себя заботу о чистке кукольной одежде, постельных принадлежностях, мебели, своих стульчиках.

В своей работе старались чтобы труд близких людей был нашим детям, в центре внимания. Показывали детям общественный характер труда, его направленность на благо других. Уделяла больше внимания качеству впечатлений, которые дети получали на экскурсиях, при рассматривании картины, отображающий труд людей. Для воспитания, трудолюбия и самостоятельности, проводили наблюдения за коллективным трудом взрослых, за трудом поваров, няни, шофера и дворника. Полученные таким путем знания о труде взрослых развивают чувства детей, становятся содержанием их ролевых игр, изобретательной деятельности, пробуждают их трудовую активность.

Ознакомление с трудом взрослых, важное значение приобретает разнообразный труд самого ребенка. Особое значение приобретают трудовые поручения. Эта именно та форма организации детской деятельности, которую мы использовали в трудовом воспитании детей данного возраста. Трудовые поручения предлагали детям в разное время дня. Так, утром, всегда кому-то надо помочь при одевании.

Взаимопомощь здесь особенно естественна и постоянна. В своей работе старались практиковать, как индивидуальную, так и совместную трудовую деятельность детей. Например, помочь воспитателю в уходе за огородом на площадке, полить растения могут одновременно и двое ребят. Дети еще многое не умели делать, поэтому, давая поручение, имели в виду не только практическую сторону труда, но и необходимости поупражнять детей в том, чем они не овладели. Некоторые трудовые поручения были вызваны жизненной необходимостью: устранить возникший беспорядок, расставить стулья по местам, в этих поручениях задача, поставленная перед ребенком, решается сразу, и он видит результат. Так же в работе использовали такие поручения, выполнение которых связано с получением отсроченного на время результата. Например, дети выстирали кукольную одежду, а снова надеть ее куклам можно только после того, как она высохнет и будет выглажена. Для детей такие поручения сопряжены с трудностями, и без дополнительных напоминаний они были бы невыполненными. Например: «Лук посадили, но ведь его нужно каждый день поливать».

«Одежда кукол высохла - теперь её надо погладить», но эти длительные поручения ценны в воспитательном отношении, так как приучают детей планомерно заботиться о чем-то, мысленно возвращаясь к сделанному, воспитывают устойчивые отношения к труду. В практике нередко наблюдается неравномерное распределение поручений между детьми, педагоги чаще дают поручения более активным детям. Работу детей всегда старались поощрять, замечать новые достижения тех детей, у которых раньше что-то не получалось. Оценивать детей привлекали какой-либо игрушечный персонаж (зайка, мишка), и если результат был не очень хорошим, оставались на стороне ребенка. Например: «Заинька, в следующий раз, Даша постарается и поставит тарелочки лучше, чем сегодня». С наступлением весны все больше место занимает труд в природе. Ранней весной ухаживали за луком, бобами, подсолнухом, далее высаживали в огород.

Этот труд имеет особенно большое значение в нравственном воспитании - дети приучаются к ответственному выполнению своих обязанностей, ведь если они забудут проявить заботу о растения, оно может погибнуть. Наряду с этим дети усваивают известный круг сведений о том, сколько нужно воды для поливки растений, учатся наблюдать за их ростом и развитием, замечать происходящие изменения. С наступлением весны дети учатся труду на огороде, цветнике. В таких условиях возможности для их активной трудовой деятельности возрастают. Дети учатся помогать друг другу: вместе привести ведерко с водой, вместе убирать мусор с участка и т.д.

Совместная радость при наблюдении цветущих растений, при сборке урожая укрепляется дружеские привязанности, повышает интерес к труду.