Два последних десятилетия ознаменовались значительными изменениями в повседневной жизни. Распространение интернета и развитие информационных технологий повлияли на способы восприятия информации и человеческое мышление в целом. Особенно это заметно на примере школьников, которые с детства привыкают получать огромные массивы разнообразной информации. Это создает необычную ситуацию для школьных педагогов, особенно для учителей-предметников. Учеников трудно заинтересовать, так как они привычны к ярким впечатлениям. Им трудно воспринимать большие массивы неиллюстрированной информации, текст учебника кажется скучным и непонятным. Но хуже всего то, что у них нет стимула запоминать информацию - им кажется, что поисковые системы легко найдут ее при необходимости. Поэтому учителям приходится искать новые приемы и методы подачи учебного материала, адаптированные к особенностям и потребностям современных школьников.
Химия - предмет, стоящий в школьном курсе особняком. Это довольно сложная научная дисциплина, которая требует заметного умственного напряжения и строгого последовательного подхода для полноценного усвоения материала. Для среднего современного ребенка это тяжело, из-за чего у него часто возникает отторжение и нежелание учиться, что закономерно приводит к плохим результатам учебы. Безусловно, есть дети и сильно мотивированные к учебе, работа с которыми не вызывает у учителя никаких проблем, - но таких меньшинство, и если ориентироваться только на них, остальные учащиеся недополучат знаний. Поэтому для учителя химии профессиональные приемы, позволяющие повысить заинтересованность школьников в предмете и облегчить им усвоение информации важны даже больше, чем для учителей, преподающих другие предметы.
В данной статье я хочу поделиться некоторыми соображениями, основанными на моей собственной практике, наработанной за долгие годы практической работы учителем химии в средней школе.
Первое, что можно и несложно сделать - это изменить формат подачи нового материала. В этом нам помогают презентации. Презентация - это сочетание конспективного изложения и иллюстративного материала, позволяющее ученику задействовать параллельно как слуховой, так и зрительный каналы восприятия. Вместо сухого словесного изложения, которое требует от слушателя напрягать воображение, объяснение с использованием презентации дает специально подготовленную визуализацию, уже оптимизированную для усвоения информации. Это облегчает понимание и стимулирует запоминание. Ребенку легче понять и запомнить, например, когда в ходе устного описания процесса производства серной кислоты ему одновременно показывается ряд изображений соответствующих стадий процесса, - слуховой и визуальный ряды выстраиваются параллельно и поддерживают друг друга. Так же и запоминание общей схемы строения, например, альдегидов облегчается, если параллельно с устным объяснением продемонстрировать схемы молекул с выделенной общей частью. При этом, в отличие от иллюстраций в учебнике, где связь с конкретным моментом в тексте не всегда очевидна, изображения на слайдах презентации показываются точно по месту объяснения.
Заметно облегчить труд учителя может использование готовых видеофрагментов с объяснениями материала и даже целых небольших лекций. Такие материалы в подготовленном виде можно брать со специализированного сайта «Библиотека МЭШ» (https://uchebnik.mos.ru/main). Есть и другие сайты, где можно найти готовые лекции или видеофрагменты для использования во время урока. Используя эти видеозаписи, учитель может оживить процесс объяснения и помочь ученикам удерживать внимание даже на достаточно сложных элементах программы. Однако злоупотреблять показом видео не следует, так как слишком длительный просмотр требует от ребенка чрезмерного напряжения, что также ведет к рассеиванию внимания. Тут следует соблюдать разумный баланс: живые объяснения учителя воспринимаются легче, но меньше притягивают внимание, а яркое видео больше притягивает, но перенапрягает.
Хорошим способом привлечь внимание учащихся и акцентировать важные моменты объяснения являются демонстрационные материалы. Простой и очень эффективный образец специализированного демонстрационного материала для химии - химический конструктор. С его помощью учитель может быстро и крайне наглядно изобразить строение атомов и молекул, показать достаточно сложные химические превращения буквально «на пальцах». Конструктор дает нам и еще одну интересную возможность: собранную из него модель можно дать детям подержать и покрутить в руках. Можно даже позволить ученикам собирать модели самостоятельно. Это подключает дополнительный канал восприятия - тактильный, что дополнительно облегчает учащемуся обработку информации.
Старый проверенный способ привлечь внимание и вызвать интерес к химии - демонстрационные опыты. Не требуется дополнительно объяснять, как эффектно они могут выглядеть и насколько сильно привлекают внимание даже слабо мотивированного ученика. Но возможности демонстрации опытов ограничены правилами техники безопасности и санитарными нормами, из-за чего далеко не всё и не всегда мы можем практически использовать в школе. Здесь нас могут выручить современные информационные технологии: вместо реального опыта, воспроизвести который учителю не позволяют условия, он может показать учащимся видеозапись. Такие видеозаписи можно найти как в уже упоминавшейся «Библиотеке МЭШ» (https://uchebnik.mos.ru/main), так и во многих других источниках в интернете. Кроме того при наличии достаточной материальной базы учитель может записать нужный ему опыт на видео самостоятельно. Развитие современных технологий сделало этот процесс достаточно несложным и не требующим специальной подготовки.
Надо отметить, что за последние десять-пятнадцать лет среди развлекательного контента интернета заняло заметное место научно-популярное и просветительское направление. В сети можно найти материалы самого различного качества и глубины, сделанные записанные авторами различного уровня от заинтересованных дилетантов до академических профессоров и даже нобелевских лауреатов. Учитель может рекомендовать школьникам некоторые из этих материалов для самостоятельного просмотра, - разумеется, предварительно просмотрев их самостоятельно на предмет пригодности к просмотру учащимися, так как интернет-контент может содержать в себе ложную информацию или этически сомнительное содержание.
В последнее время появился еще один интересный инструмент, сочетающий в себе научную точность, яркость и наглядность с элементами игрового подхода - виртуальные лаборатории. Одна из первых виртуальных химических лабораторий запущена на базе уже неоднократно мной упомянутого сайта «Библиотека МЭШ» (https://uchebnik.mos.ru/main). При помощи этого инструмента учитель может как продемонстрировать различные химические опыты, не ограничивая себя имеющимися в классе условиями, так и дать ученикам возможность самостоятельно «поиграть» в химические опыты. В отличие от реальной лаборатории это совершенно безопасно и не требует лишних затрат на обеспечение. Кроме того такая игровая форма привычна современным детям, многие из которых увлекаются компьютерными играми, в том числе и содержащими в себе элементы, подобные постановке химических опытов - так называемый «крафт» (элемент игрового процесса, когда игрок из имеющегося набора элементов собирает нужный ему новый игровой предмет).
Еще один проверенный способ вызвать у детей интерес к химии - приближение школьной теории к жизненной практике. Если показать ученикам, как много важной информации может им дать знание химии в повседневной жизни, их мотивация к учебе повышается прямо на глазах. Здесь важно учитывать интересы детей и их жизненные условия. Помощь в этом учителю-предметнику может оказать классный руководитель, который осведомлен об интересах и увлечениях детей. Понимание химического состава товаров, к примеру, может помочь выбрать более качественную зубную пасту. А если ребенок занимается спортом или следит за своим питанием, ему будет интересна информация о содержании белков, жиров и углеводов в разных продуктах. Хорошим педагогическим приемом может послужить рассказ о таких распространенных химических реакциях в быту, как гашение соды лимонной кислотой, омыление жиров или удаление накипи.
Последний и наиболее эффективный педагогический прием, о котором мне бы хотелось упомянуть - метод проектов. К сожалению, его применение ограничено необходимостью специально выделять дополнительное время для индивидуальных занятий педагога с учениками, что не всегда возможно. Но и результаты, которые он дает, стоят затраченного труда. Удачно подобранная тема, отработанная должным образом, позволит ученику приобрести бесценный опыт самостоятельного исследования и самопрезентации. Также результаты хорошо сделанного проекта могут повлиять на дальнейшую жизнь ученика - например, дать ему некоторые преимущества при поступлении в высшее учебное заведение. Для ученических проектов проводятся многочисленные конкурсы районного, городского и более высоких уровней. Благодаря всему этому проектная деятельность не только повышает мотивацию ребенка к учебе, но и производит благотворный воспитательный эффект.