Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы по подготовки обучающихся с ОВЗ к итоговой аттестации по математике. Позволю себе Вам напомнить, что ГВЭ проходит в 4 формах.
Математика в форме ГВЭ-2020
ГВЭ - форма А (письменно)
- Обучающиеся без ОВЗ (дети, имеющие статус «ребенок-инвалид»),
- Обучающиеся с ОВЗ по основной общеобразовательной.
ГВЭ - форма К (письменно)
- Обучающиеся с задержкой психического развития
- Обучающиеся по адаптированной основной общеобразовательной программе
ГВЭ - форма С (письменно)
- Обучающиеся слепые, слабовидящие, владеющие шрифтом Брайля
ГВЭ - устная форма
- Обучающиеся, которым решением ПМПК установлено прохождение ГИА в устной форме.
Результаты ГВЭ (математика) МБОУ г.Мурманска ООШ№26 (с 2014 года)
Уч. год
|
Класс |
Кол-во сдав. |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
%
|
%
|
Средний балл |
2013-2014 |
9В |
8 |
6 |
2 |
75 |
- |
2,8 |
||
2014-2015 |
9Б |
8 |
1 |
1 |
6 |
- |
100 |
25 |
3,4 |
2015-2016 |
9Б |
5 |
- |
1 |
4 |
- |
100 |
20 |
3,2 |
2016-2017 |
9Б |
6 |
- |
- |
6 |
- |
100 |
- |
3 |
2016-2017 |
9В |
8 |
- |
- |
8 |
- |
100 |
- |
3 |
2022-2023 |
9Б,В |
20 |
1 |
7 |
12 |
- |
100 |
40 |
3,45 |
К чему должны стремиться:
Результаты ГВЭ-2023 (математика)
Мурманская область
- Всего участников - 368 чел.
- «5» - 21 (6%)
- «4» - 131 (36%)
- «3» - 209 (58%)
- Средний балл - 3,15
В этом учебном году я выпустила 21 учащихся с ОВЗ. Это обучающиеся с задержкой психического развития, обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе. 20 из них сдают экзамен в форме ГВЭ (маркировка литерой К, 200 варианты).
Для подготовки учащихся с ЗПР выделяют следующие направления деятельности:
- Ознакомление с нормативными документами ГВЭ для категории детей с ЗПР.
- Ознакомление обучающихся со структурой, содержанием и оцениванием экзаменационных работ. (сайт fipi.ru).
- Беседа с родителями (ознакомление родителей со структурой, содержанием и оцениванием экзаменационных работ)
- Организация урочной и внеурочной (коррекционной) работы с обучающимися, устранение пробелов в знаниях, начиная с 5-го по 9-ый класс.
- Промежуточный контроль с анализом и корректировкой плана работы.
И всё же ведущую роль при подготовки к ГИА я отвожу уроку.
В своей работе стараюсь использовать на каждом уроке следующие приёмы:
- Смысловое чтение, учить прочитывать задание несколько раз (чередуя чтение вслух и «про себя»), выделять исходные данные и ставить вопросы.
- Проговорить вслух этапы решения заданий, ставить самому себе вопросы и отвечать на них.
- Находить необходимые формулы в справочном материале;
- Составлять схемы решений заданий или алгоритм, делать рисунки к задачам, запоминать информацию с помощью визуальных образов.
- Работать над развитием познавательного интереса, использование платформы https://uchi.ru;
- Коррекция допущенных ошибок в проверочных работах и индивидуальная работа с каждым по ликвидации пробелов в знаниях.
Уроки я строю по одинаковой для меня схеме (технология учебных циклов автор Левитас Герман Григорьевич), руководствуясь 4 принципами:
- целесообразности или принцип «лучше меньше, да лучше» (отбор содержания материала в учебнике);
- «от простого к сложному» (повторение на каждом уроке материала предыдущих классов)
- ассоциативности (материал через ассоциации или опорный материал или алгоритмы)
- системности и повторения («дрессировки», обязательны тренажеры).
Пособие автор Жохов В.И. предназначено для организации устного счета на уроках в 6-9 классах, выработки и совершенствования прочных вычислительных навыков у учащихся, развития у них внимания и оперативной памяти.
Все эти 4 принципа (приёма) я постараюсь вам показать на конкретной теме «Решение неравенств методом интервалов», это 3 урок по теме «Решение неравенств с одной переменной» в 9 классе (на 1-2 уроке учащиеся познакомились с алгоритмом решения неравенств методом интервалов, это неравенства, содержащие скобки и дробно-рациональные неравенства). Причём я полностью перестроила темы в 9 классе и начала сразу с метода интервалов, не уделяя уроки на квадратные неравенства (квадратные мы должны научиться решать на данном уроке), при чём моё мнение, что квадратные неравенства дети с ОВЗ должны решать, используя только метод интервалов (я не знакомлю учащихся с решением неравенства с помощью графика параболы, дабы не путать их и применяя принцип «лучше меньше, да лучше»). И ещё почему мой выбор остановился на этой теме- потому что это 5 задание в ГВЭ.
ПОКАЗЫВАЮ МАСТЕР- КЛАСС
Методическая цель мастер-класса: познакомить учителей с организацией обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, с построением урока на основе 4 принципов работы с учащимися с ОВЗ на примере изучения темы «Решение неравенств методом интервалов».
Образовательная цель: расширить знания учащихся по теме «Решение неравенств с одной переменной»; познакомить с методом интервалов для решения разных типов неравенств.
Деятельностная цель урока: организовать деятельность учащихся по осознанию и осмыслению нового метода решения неравенств.
Задачи урока:
образовательные:
- выработать алгоритм решения неравенств методом интервалов, рассмотреть примеры его применения.
развивающие:
- развитие внимания, памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия через решение проблемной задачи;
- развитие познавательного интереса к предмету;
- формирование эмоционально-положительного настроя у учащихся путем применения активных форм ведения урока и применением ИКТ;
- развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений.
воспитательные:
- развитие коммуникативных умений обучающихся через организацию групповой, парной и фронтальной работы на уроке.
Ход мастер-класса
I принцип («от простого к сложному»)
Задание №1
Найди правильный рисунок и ответ к данному неравенству:
(Соответствие между неравенством рисунком и ответом)
Сделайте вывод:
- …. > ИЛИ < соответствует … точка на рисунке… скобка
- …≤ ИЛИ ≥ соответствует … точка на рисунке… скобка
Задание №2
Перед вами неравенства. Разбейте их на три группы. По каким признакам?
СКОБКИ |
ДРОБЬ |
КВАДРАТ |
|
(х-3)(х+4)<0 |
х2-5х+6≤0 |
(х+7)(х+1)>0 |
х2-9 >0 |
|
С каким методом при решении неравенств мы познакомились на прошлом уроке?
Вспомним данный метод на примере неравенства, содержащего скобки…
Задание №3
II принцип Ассоциативности (материал через ассоциации или опорный материал или алгоритмы)
Соберите алгоритм решения неравенств методом интервалов.
ЗНАКИ |
КОРНИ |
РИСУНОК |
ОТВЕТ |
Правильно:
КОРНИ |
РИСУНОК |
ЗНАКИ |
ОТВЕТ |
III принцип целесообразности или принцип «лучше меньше, да лучше» (отбор содержания материала в учебнике.
ЗАПОЛНИМ ТАБЛИЦУ
СКОБКИ |
ДРОБЬ |
КВАДРАТ |
(х-3)(х+4)<0 |
х2-5х+6≤0 |
|
(х+7)(х+1)>0 |
|
х2-9 >0 |
Какие из неравенств мы умеем уже решать? (скобки, дробь)
Используя алгоритм решения неравенств методом интервалов, решите каждое неравенство. (5-7 минут) Самопроверка в парах по готовым ответам.
Учащиеся комментируют ответы, и особое внимание уделяем дроби (нельзя делить на «0», значит корень, являющийся знаменателем в дроби, должен быть «выколотой» точкой).
Сегодня на уроке мы должны научиться решать неравенства, содержащие квадрат, методом интервалов. (цель для ребёнка)
Посмотрите ещё раз на алгоритм, что первое мы должны найти у неравенства? (корни), как найти корни у квадратного неравенства (обращаемся к ОПОРЕ «Решение квадратных уравнений»)
Использую II принцип Ассоциативности (материал через ассоциации или опорный материал или алгоритмы)
Решаем вместе с классом квадратные неравенства, вызывая ученика к доске.
IV принцип системности и повторения («дрессировки», обязательны тренажеры)
Учащимся предлагается решить 4 неравенства из текстов ГВЭ с выбором ответов (проверка - обмен в парах).
Итог урока: повторяем алгоритм решения неравенств методом интервалов.