Подготовка обучающихся с ОВЗ к итоговой аттестации по математике

Разделы: Математика

Ключевые слова: ОВЗ, итоговая аттестация


Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы по подготовки обучающихся с ОВЗ к итоговой аттестации по математике. Позволю себе Вам напомнить, что ГВЭ проходит в 4 формах.

Математика в форме ГВЭ-2020

ГВЭ - форма А (письменно)

  • Обучающиеся без ОВЗ (дети, имеющие статус «ребенок-инвалид»),
  • Обучающиеся с ОВЗ по основной общеобразовательной.

ГВЭ - форма К (письменно)

  • Обучающиеся с задержкой психического развития
  • Обучающиеся по адаптированной основной общеобразовательной программе

ГВЭ - форма С (письменно)

  • Обучающиеся слепые, слабовидящие, владеющие шрифтом Брайля

ГВЭ - устная форма

  • Обучающиеся, которым решением ПМПК установлено прохождение ГИА в устной форме.

Результаты ГВЭ (математика) МБОУ г.Мурманска ООШ№26 (с 2014 года)

Уч. год

Класс

Кол-во сдав.

«5»

«4»

«3»

«2»

%
обуч.

%
кач.

Средний балл

2013-2014

8

6

2

75

-

2,8

2014-2015

8

1

1

6

-

100

25

3,4

2015-2016

5

-

1

4

-

100

20

3,2

2016-2017

6

-

-

6

-

100

-

3

2016-2017

8

-

-

8

-

100

-

3

2022-2023

9Б,В

20

1

7

12

-

100

40

3,45

К чему должны стремиться:

Результаты ГВЭ-2023 (математика)

Мурманская область

  • Всего участников - 368 чел.
  • «5» - 21 (6%)
  • «4» - 131 (36%)
  • «3» - 209 (58%)
  • Средний балл - 3,15

В этом учебном году я выпустила 21 учащихся с ОВЗ. Это обучающиеся с задержкой психического развития, обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе. 20 из них сдают экзамен в форме ГВЭ (маркировка литерой К, 200 варианты).

Для подготовки учащихся с ЗПР выделяют следующие направления деятельности:

  1. Ознакомление с нормативными документами ГВЭ для категории детей с ЗПР.
  2. Ознакомление обучающихся со структурой, содержанием и оцениванием экзаменационных работ. (сайт fipi.ru).
  3. Беседа с родителями (ознакомление родителей со структурой, содержанием и оцениванием экзаменационных работ)
  4. Организация урочной и внеурочной (коррекционной) работы с обучающимися, устранение пробелов в знаниях, начиная с 5-го по 9-ый класс.
  5. Промежуточный контроль с анализом и корректировкой плана работы.

И всё же ведущую роль при подготовки к ГИА я отвожу уроку.

В своей работе стараюсь использовать на каждом уроке следующие приёмы:

  • Смысловое чтение, учить прочитывать задание несколько раз (чередуя чтение вслух и «про себя»), выделять исходные данные и ставить вопросы.
  • Проговорить вслух этапы решения заданий, ставить самому себе вопросы и отвечать на них.
  • Находить необходимые формулы в справочном материале;
  • Составлять схемы решений заданий или алгоритм, делать рисунки к задачам, запоминать информацию с помощью визуальных образов.
  • Работать над развитием познавательного интереса, использование платформы https://uchi.ru;
  • Коррекция допущенных ошибок в проверочных работах и индивидуальная работа с каждым по ликвидации пробелов в знаниях.

Уроки я строю по одинаковой для меня схеме (технология учебных циклов автор Левитас Герман Григорьевич), руководствуясь 4 принципами:

  1. целесообразности или принцип «лучше меньше, да лучше» (отбор содержания материала в учебнике);
  2. «от простого к сложному» (повторение на каждом уроке материала предыдущих классов)
  3. ассоциативности (материал через ассоциации или опорный материал или алгоритмы)
  4. системности и повторения («дрессировки», обязательны тренажеры).

Пособие автор Жохов В.И. предназначено для организации устного счета на уроках в 6-9 классах, выработки и совершенствования прочных вычислительных навыков у учащихся, развития у них внимания и оперативной памяти.

Все эти 4 принципа (приёма) я постараюсь вам показать на конкретной теме «Решение неравенств методом интервалов», это 3 урок по теме «Решение неравенств с одной переменной» в 9 классе (на 1-2 уроке учащиеся познакомились с алгоритмом решения неравенств методом интервалов, это неравенства, содержащие скобки и дробно-рациональные неравенства). Причём я полностью перестроила темы в 9 классе и начала сразу с метода интервалов, не уделяя уроки на квадратные неравенства (квадратные мы должны научиться решать на данном уроке), при чём моё мнение, что квадратные неравенства дети с ОВЗ должны решать, используя только метод интервалов (я не знакомлю учащихся с решением неравенства с помощью графика параболы, дабы не путать их и применяя принцип «лучше меньше, да лучше»). И ещё почему мой выбор остановился на этой теме- потому что это 5 задание в ГВЭ.

ПОКАЗЫВАЮ МАСТЕР- КЛАСС

Методическая цель мастер-класса: познакомить учителей с организацией обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, с построением урока на основе 4 принципов работы с учащимися с ОВЗ на примере изучения темы «Решение неравенств методом интервалов».

Образовательная цель: расширить знания учащихся по теме «Решение неравенств с одной переменной»; познакомить с методом интервалов для решения разных типов неравенств.

Деятельностная цель урока: организовать деятельность учащихся по осознанию и осмыслению нового метода решения неравенств.

Задачи урока:

образовательные:

  • выработать алгоритм решения неравенств методом интервалов, рассмотреть примеры его применения.

развивающие:

  • развитие внимания, памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия через решение проблемной задачи;
  • развитие познавательного интереса к предмету;
  • формирование эмоционально-положительного настроя у учащихся путем применения активных форм ведения урока и применением ИКТ;
  • развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений.

воспитательные:

  • развитие коммуникативных умений обучающихся через организацию групповой, парной и фронтальной работы на уроке.

Ход мастер-класса

I принцип («от простого к сложному»)

Задание №1

Найди правильный рисунок и ответ к данному неравенству:

(Соответствие между неравенством рисунком и ответом)

Сделайте вывод:

  • …. > ИЛИ < соответствует … точка на рисунке… скобка
  • …≤ ИЛИ ≥ соответствует … точка на рисунке… скобка

Задание №2

Перед вами неравенства. Разбейте их на три группы. По каким признакам?

СКОБКИ

ДРОБЬ

КВАДРАТ

(х-3)(х+4)<0

х2-5х+6≤0

(х+7)(х+1)>0

х2-9 >0

С каким методом при решении неравенств мы познакомились на прошлом уроке?

Вспомним данный метод на примере неравенства, содержащего скобки…

Задание №3

II принцип Ассоциативности (материал через ассоциации или опорный материал или алгоритмы)

Соберите алгоритм решения неравенств методом интервалов.

ЗНАКИ

КОРНИ

РИСУНОК

ОТВЕТ

Правильно:

КОРНИ

РИСУНОК

ЗНАКИ

ОТВЕТ

III принцип целесообразности или принцип «лучше меньше, да лучше» (отбор содержания материала в учебнике.

ЗАПОЛНИМ ТАБЛИЦУ

СКОБКИ

ДРОБЬ

КВАДРАТ

(х-3)(х+4)<0

х2-5х+6≤0

(х+7)(х+1)>0

х2-9 >0

Какие из неравенств мы умеем уже решать? (скобки, дробь)

Используя алгоритм решения неравенств методом интервалов, решите каждое неравенство. (5-7 минут) Самопроверка в парах по готовым ответам.

Учащиеся комментируют ответы, и особое внимание уделяем дроби (нельзя делить на «0», значит корень, являющийся знаменателем в дроби, должен быть «выколотой» точкой).

Сегодня на уроке мы должны научиться решать неравенства, содержащие квадрат, методом интервалов. (цель для ребёнка)

Посмотрите ещё раз на алгоритм, что первое мы должны найти у неравенства? (корни), как найти корни у квадратного неравенства (обращаемся к ОПОРЕ «Решение квадратных уравнений»)

Использую II принцип Ассоциативности (материал через ассоциации или опорный материал или алгоритмы)

Решаем вместе с классом квадратные неравенства, вызывая ученика к доске.

IV принцип системности и повторения («дрессировки», обязательны тренажеры)

Учащимся предлагается решить 4 неравенства из текстов ГВЭ с выбором ответов (проверка - обмен в парах).

Итог урока: повторяем алгоритм решения неравенств методом интервалов.