Социально-классовые аспекты в формировании актуальной повестки современного британского образования

Разделы: Иностранные языки, Дополнительное образование


Британское образование принято считать образцом классического и качественного обучения. Однако, при всей своей известности и популярности, оно отражает проблемы, характерные для всего британского общества. Классовое деление в Великобритании сохраняется до сегодняшнего времени. "Классовые различия не отмирают, они просто приобретают другие формы выражения, - написал однажды британский социолог Ричард Хоггарт. - Каждые десять лет мы ухитряемся объявить о том, что похоронили классовую систему, но гроб ее и по сей день остается пустым".1 Не случайно во время церемонии похорон Маргарет Тэтчер, когда процессия, состоящая из траурного лафета, марширующих военных в парадной форме под аккомпанемент волынок, приблизилась к Вестминстерскому аббатству, комментатор в присутствии королевы Великобритании сказал: "Да, необычное для дочери лавочника завершение жизни".2 Каждому сословию британского общества соответствует свой уровень социального, культурного и экономического капитала. Влияет ли происхождение и семейные ценности родителей на потенциальную возможность достижения поставленных жизненных целей и получения образования необходимого для этого? Структура британского общества настолько многослойна, что выделить все возможные факторы, способные повлиять на социальное положение, очень трудно.

______________

1 https://www.bbc.com/future/article/20160406-how-much-does-social-class-matter-in-britain-today Дата обращения: 30 августа 2022 г.
2 https://diary.ru/~HelgaPetson/?tag=32111&n=t Дата обращения: 19 августа 2023 г.

Социологии Сара Ирвин и Шэрон Элли (кафедра социологии и социальной политики Университета г. Лидса, Великобритания) провели исследование на основе опроса родителей, проживающими в Лидсе и принадлежащими к разным социальным слоям. Ученые анализировали данные о семейных ценностях и семейной этике, мнения респондентов о необходимости качественного образования для детей в зависимости от классовой принадлежности опрошенных, обусловливающей их социальное поведение. Представления о возможности и необходимости получения хорошего образования детьми могут служить значимым показателем классового разнообразия в современном британском обществе. С.Ирвин и Ш.Элли утверждают, что побудительные мотивы к качественному обучению обусловлены классовым неравенством. Представители среднего класса рассматривают своих детей как «девелоперский» проект, в то время как в семьях рабочих и беднейших слоев населения чаще придерживаются идеи «естественного взросления», когда участие родителей в повседневной жизни ребенка минимально. Способы предоставления детям образования значительно разнообразнее у представителей среднего класса, чем в рабочей среде, что обусловлено материальными и культурными ресурсами семей. Цель исследования С.Ирвин и Ш.Элли состояла в изучении семейных ценностей, роли родителей в воспитании и образовании детей, а также их представлений о будущем. В качестве респондентов были выбраны родители детей в возрасте между окончанием начальной школы и поступлением в среднюю школу. С.Ирвин и Ш.Элли провели опрос 564 родителей, чьи дети окончили начальную школу и должны были продолжить образование в средней школе. Опросы проводились на 22 площадках Лидса. Анкета была составлена таким образом, чтобы отражать социально-экономическое разнообразие родителей. Местом проведения исследования были развлекательные центры, клубы по интересам. Это повлияло на процент участия в опросе респондентов среднего класса: их представительство было наибольшим, тогда как количество деклассированных элементов было минимальным.

В анкете содержались вопросы о показателях, которые, с точки зрения родителей, имеют первостепенное значение для того, чтобы ребенок преуспел в жизни, а также о том, изменились ли эти показатели с тех пор, когда сами респонденты были детьми. Почти все опрошенные считали, что ребенку нужно хорошее образование для того, чтобы стать успешным в дальнейшей жизни (80% считали это «очень важным»). На вопрос о том, возросла ли ценность хорошего образования с течением времени, 50% представителей среднего класса и 74% рабочих ответили, что образование приобрело сегодня большее значение, чем прежде.

Выборка была равномерно распределена по семьям среднего и рабочего классов. Матери и отцы были одинаково представлены среди тех, кто считал образование важным. Однако женщины чаще, чем мужчины, считали, что значение образования возросло с течением времени. Вероятно, это связано с тем, что матери более активно участвуют в непосредственном процессе образования детей, чем отцы. Классовая принадлежность родителей оказалась тесно связана с их нравственными взглядами и представлениями о надлежащем воспитании детей, хотя четкой зависимости между классовыми различиями и желаемым будущим для своего ребенка выявлено не было. Родители любой социальной принадлежности желали видеть своих детей достойными людьми, но способы, которыми они предполагали этого добиться, оказались различными.

Представители среднего класса мыслили стратегически; они были озабочены будущим детей, но сохраняли уверенность в преимуществах унаследованного детьми социального положения родителей. Так, (представитель среднего класса, белый, британец, дети посещают государственную школу) не считает академические успехи залогом будущего счастья. По его мнению, образование всегда считалось необходимым, но семейное обучение представляется ему более важным. Он не возражал, чтобы его дети закончили Оксфорд или Кембридж, но хотел бы, чтобы они продвинулись в своем образовании так далеко, как они сами этого захотят. Александр считает, чем лучше будут образованы его дети, тем больше шансов у них получить интересную работу. Он не считает, что в настоящее время совершенно необходима ученая степень. «Если вы из семьи моего класса, то трудно не получить образования. Дети чувствуют определенное давление, даже когда им не говорят о необходимости поступления в университет. Мой отец и моя мать были учеными, и я лишь в зрелом возрасте понял, что поступать в университет было не обязательно».3 Точка зрения родителей Александра была отголоском характерной для представителей среднего класса тревоги, связанной с перспективой снижения социального статуса, тогда как его собственная позиция в отношении своих детей отражает его уверенность в их будущем, обусловленную его социальным положением.

Люси (средний класс, белая, британка) считает, что ее дети будут учиться в Кембридже или Оксфорде, и верит в их способности. «Я считаю, что мы достигли уже многого: мой сын полюбил учиться. Но я не думаю, что он приобрел этот навык в школе, – скорее дома. Когда он был маленьким, отец водил его в музеи и говорил с ним о многих вещах. А я побуждала его к чтению, потому что для меня самой это очень важная вещь».4 Энн и ее муж (белые британцы) аналогичным образом говорят о важности поощрения и развития способностей у детей. Энн научилась играть на фортепиано, когда была ребенком, и считает музыкальное образование необходимым для общего развития ребенка. Ее сын играет на музыкальных инструментах. По мнению матери, он гораздо счастливее соседского мальчика, который целые дни проводит за компьютером.

______________

3 Irwin S., Elley Sh. Concerted cultivation? Parenting values, education and class diversity // Sociology. – L., 2011. – Vol. 45, N 3. – P. 487.
4 Irwin S., Elley Sh. Concerted cultivation? Parenting values, education and class diversity // Sociology. – L., 2011. – Vol. 45, N 3. – P. 489.

Озабоченность среднего класса утратой статуса не характерна для всех опрошенных его представителей, замечают авторы. Так, Эндрю (представитель среднего класса белых британцев, выходец из рабочей семьи) подчеркнул, что не может диктовать детям, кем им быть в будущем, так как считает выбор профессии их собственным делом. Тем не менее он однозначно связывал успешное будущее детей с качеством их образования (дочери посещали частную школу и образовательные клубы).

Опрошенные представители рабочего класса также считали образование детей крайне важным, но демонстрировали некоторое разнообразие приоритетов. Некоторые респонденты этой группы были озабочены образованием детей. Стеф (из рабочих, чернокожая британка) говорит о крайней важности образования. Сама она оставила колледж в 17 лет после рождения первого ребенка; позднее ей удалось получить профессиональное образование. У нее двое сыновей, которых она воспитывает одна, проживая в крайне неблагополучном районе. Она очень обеспокоена складывающимся положением на рынке труда. Когда ее спросили, может ли она повлиять на будущее своих детей, Стеф ответила: «Это зависит от их образовательных успехов».5 Дженни (представительница рабочего класса, белая британка, один из детей нуждается в специальном образовании) говорит о дополнительном образовании как о положительном моменте в жизни ее детей, но не вполне уверена, что уровень образования кардинально повлияет на их будущее. Гленис (респондентка, представляющая наиболее обездоленные социальные слои, чернокожая британка, живет в одном из беднейших районов Лидса) воспитывает внука, сына дочери, так как его родители находятся в тюрьме. Для Гленис образование – это возможность выбраться из трущоб; это скорее надежда избежать неприятностей, чем свобода выбора жизненного пути.

______________

5 Irwin S., Elley Sh. Concerted cultivation? Parenting values, education and class diversity // Sociology. – L., 2011. – Vol. 45, N 3. – P. 489.

Выходом из сложившихся противоречий может быть международное образование. Следует уточнить значение термина «международное образование», так как его используют в различных контекстах. Он может означать образовательный опыт студентов одной страны, обучающихся в другой стране. Данный термин также применяется для обозначения экспорта образовательных услуг за рубеж. Международное образование входит в сферу межгосударственной помощи в развитии образовательных технологий. На глобалистский подход к международному образованию влияет распространение ценностей свободного рынка, которые вступают в конкуренцию с национальными системами образования. Процедуры международной аккредитации и глобального стандарта качества, способствует сопоставимости школ и перехода между различными системами обучения. Международное образование обеспечивает непрерывность образования детям тех родителей, которые часто меняют места проживания и занятости, выступая своеобразными «мировыми кочевниками». Д.Кембридж считает подобную систему эквивалентом биг-мака и кока-колы, рассматривая эту тенденцию как дальнейшее развитие так называемой макдоналдизации общества, характеризующейся эффективностью, предсказуемостью и калькулируемостью. Согласно Д.Кембриджу, глобалистское международное образование, с одной стороны, является мировым культурным движением по направлению к ценностям транснационального капиталистического класса. С другой стороны, оно предлагает прогрессивный, личностно-ориентированный подход, в котором ценится духовное развитие индивида и признается важность служения обществу и развитого чувства ответственности.

Таким образом, на примере результатов исследования С.Ирвин и Ш.Элли очевидно, что для современного британского общества характерно воспроизводство социального неравенства. Понятие «жизненный успех» включает в себя различные смыслы в зависимости от классовой принадлежности опрошенного. Однако для всех социальных классов очевидна приверженность к образованию, но представления о преемственности и динамике социальной роли качественного образования не совпадают. Представители рабочего класса проявляли озабоченность формальным образованием детей, считали его необходимым стартом для последующей жизни, но полагали, что не смогут повлиять на будущее детей, которые будут совершать собственные жизненные ошибки. Представители наиболее обездоленных слоев обнаружили меньшую заинтересованность в образовании детей как залога их успешного будущего, что тем не менее не означало их неуважения к образованию как таковому. В целом выявленная позиция представителей рабочего класса применительно к качественному образованию детей свидетельствует об их меньшей уверенности в будущем по сравнению с респондентами из среднего класса. Альтернативой сложившейся ситуации является международное образование, но оно более подходит для детей тех родителей, которые часто меняют места проживания и занятости.

Список литературы

  1. Бест Р. Личностное и социальное образование в контексте общества: опыт Англии // Обществознание в школе. -1998.- № 1.- С.47-50.
  2. Вяземский Е.Е. Современная система образования в Великобритании // Проблемы современного образования. – 2010. - № 6.- С.68-84.
  3. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. - М., 2021. 353 с.
  4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: Исследования международного опыта. Монография. - М.: Луч, 2016. 640 с.
  5. Салимова Кадрия, Додде Нана. Педагогика народов мира: история и современность. - М., 2001. 576 с.
  6. Тюнина Ю.А. Элементарное образование в викторианской Англии // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – № 3 – Том I (Гуманитарные науки). – С.63-67.
  7. Adonis A. & Pollard S. A class act: The Myth of Britain»s Classless Society. – London: Hamish Hamilton Ltd, 1997. – 308 p.
  8. Irwin S., Elley Sh. Concerted cultivation? Parenting values, education and class diversity // Sociology. – L., 2011. – Vol. 45, N 3. – P. 480–495.
  9. Cambridge J. International education research and the sociology of knowledge // J. of research in international education. – L., 2012. – Vol. 3, N 11. – P. 230–244.