Урок географии по теме "Ледники и многолетняя мерзлота". 6-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6

Ключевые слова: география, ледники, Ледники и многолетняя мерзлота


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель

сформировать представление о ледниках и многолетней мерзлоте, видах ледников, причинах их возникновения, роли ледников и многолетней мерзлоты в природе и хозяйственной деятельности людей

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

- знать определение понятий по теме;
- познакомить с причинами образования ледников, многолетней мерзлоты
- сформировать представление о видах ледников, о снеговой линии
- научить высчитывать высоту снеговой линии
- познакомить с ролью ледников и многолетней мерзлоты для природы и хозяйственной деятельности человека

- называть и показывать области распространения ледников и многолетней мерзлоты на Земле;
- приводить примеры крупнейших областей оледенения;
- описывать условия и процесс образования ледников;
- объяснять зависимость площади распространения ледников и многолетней мерзлоты от климата

- воспитывать чувство ответственности в работе, чувство уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля,
- воспитывать уважение к мнению других
- воспитывать бережное отношение к водам суши

Тип урока

Комбинированный урок

Основные термины, понятия

Покровные и горные ледники; айсберг; многолетняя мерзлота

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

- принять правила поведения на уроке; осознать специфику вод суши на примере характеристики ледников и многолетней мерзлоты

- познавательные
сравнивать объекты по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи
- регулятивные
уметь выделять объекты по существенным признакам, проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, иллюстративной и картографической форме
- коммуникативные
излагать собственное мнение, сформированное на основе результатов индивидуальной деятельности; уметь слышать мнение других

- сформировать представление о видах ледников
- способствовать формированию знаний о зависимости ледников и многолетней мерзлоты от климата;
- развивать умение самостоятельно добывать знания при работе с учебником, нетекстовыми материалами

Межпредметные связи

Окружающий мир, география 6 класс, тема «Атмосфера»

Формы организации учебной деятельности

фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы обучения

- объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Оборудование: Компьютерное оборудование, презентация, видеофрагмент, учебники, атласы, раздаточные технологические карты для учащихся, тест, дополнительный материал.

Ход урока

1. Организационный момент

Успокоить, настроить на плодотворную работу.

- Помните, что не ошибается тот, кто ничего не делает, а мы с вами учимся работать, поэтому не страшно, если будут ошибки.

Работаем по обычному плану.

Давайте немного повторим пройденный материал.

На партах лежат задания для повторения: слайды (1-7)

Назовите и покажите окраинные моря

  • Красное
  • Карское
  • Черное
  • Баренцево
  • Средиземное
  • Чукотское
  • Карибское
  • Берингово
  • Лаптевых
  • Балтийское

Дайте определение:

  • исток,
  • устье,
  • бассейн реки,
  • река,
  • водораздел,
  • речная система,
  • озеро,
  • водопад

Найти и показать на карте реки бассейнов океанов:

1-Тихого, 2-Атлантического,3-Индийского, 4-Северного Л.

  • Нил
  • Амазонка
  • Конго
  • Амур
  • Янцзы
  • Обь
  • Енисей
  • Ганг
  • Инд
  • Байкал
  • Каспийское
  • Виктория
  • Верхнее

Найди соответствие

1. Водоупорные породы
2. Грунтовые воды
3. Артезианские воды
4. Подземные воды
5. Источник
6. Минеральные воды
7. Водопроницаемые породы
8. Межпластовые воды
9. Водоносный слой

Н) вода, находящаяся в земной коры.
В) горные породы, пропускающие воду.
Г) горные породы, не пропускающие воду.
Е) слой, насыщенный водой.
Р) подземные воды, образующие водоносный горизонт над первым от поверхности водоупорным слоем.
Ы) воды, расположенные между двумя водоупорными слоями.
Т) выход подземных вод на земную поверхность.
О) подземные воды, насыщенные газами.
У) фонтанирующие подземные воды.

Новая тема

Слайд 8

Отгадаем загадку:

Много снега выпадает,
Снег и лёд лежат, не тают.
Так они везде копились,
И в …… оборотились.

Много лет в горах подряд
Снег идет и сыплет град.
Слой осадков тех велик,
И зовут его... (ледник)

- "Ледники"

Вспомните какие виды вод суши мы уже изучили. Что осталось? Слайд 9

Формулируем тему урока.

Слайд 10

- Запись в тетради числа и темы урока.

  1. Какие знания по этой теме у вас есть?
  2. Что вы хотите узнать по этой теме?

А я хочу помочь вам ответить на интересующие вас вопросы.

Эти вопросы и есть задачи нашего урока. Перед вами лежат технологические карты урока.

Ваша задача самостоятельно найти информацию на вопросы используя стр. учебника 37-40.

Слайд 11

1. Что такое ледник?

Работа с картой

  • Показаны ли на карте ледники?
  • Каким условным знаком они показаны?
  • Найдите на карте ледники.
  • Где они находятся? Где их больше всего?
  • Почему на карте не показаны льды на реках и озёрах?

После получения ответов я прошу записать определение ледника в тетрадь.

Ледник - это многолетнее скопление льда на суше.

Слайд 12

  • В каком агрегатном состоянии находится вода в изученных видах вод суши?
  • А что такое лед? Примером какого агрегатного состояния воды является лед?
  • При какой температуре образуется лёд?
  • Как вы думаете, чем лед в реке отличается ото льда в леднике? (Лед рек и озер образуется из воды при ее замерзании, а лед ледника образуется из снега).

Лед, из которого состоит ледник, совершенно не похож на лед, который вы видели на реках, озерах зимой. Он образуется из снега при его накоплении и постепенном уплотнении.

Условия образования ледника. Слайд 13

- А что такое лед? Примером какого агрегатного состояния воды является лед?

- При какой температуре образуется лёд?

- Какие же условия необходимы, чтобы из снега образовался лед, ледник? Ведь снег выпадает на большей части территории нашей страны, за зиму образуются большие сугробы. Почему из них не образуется ледник? (заслушивание ответов)

- Вот мы и установили одно из основных условий образования ледника - это температура.

- Какой она должна быть? (Заслушивание ответа.)

- Сколько должно выпадать снега? (Снега должно выпадать больше, чем может растаять).

- Чтобы снег накопился и превратился в фирновый лед - что еще необходимо?

- Для накопления и уплотнения снега необходимо значительный период времени. Запишите условия образования ледника.

Итак. Какие условия нужны для образования ледника?

  1. Температура воздуха должна быть ниже 0°С в течение всего года.
  2. Осадки в виде снега.
  3. Снега должно выпадать больше, чем может растаять.

Вывод: - Значит, где можно встретить ледник? (там, где постоянно низкая температура)

Образование ледника

- Как образуется ледник? Слайд 14

Если снега выпадает больше, чем успевает растаять, он накапливается, становится зернистым, пронизанным порами, т. е. превращается в фирн (учащиеся записывают этот термин в тетрадь), который в дальнейшем под воздействием собственной силы тяжести превращается в лед.

Это можно представить в виде схемы:

СНЕГ>ФИРН>ЛЕДНИК (фирн - утрамбованный снег)

Слайд 15. Назовите какие виды ледников бывают

Снеговая линия Слайд 16

- А как вы думаете, есть ли ледники у экватора?

Однако ледники есть и в Африке.

Слайд 17. "г. Килиманджаро".

- Это одна из высоких гор Африки. Как она называется? Гора расположена близко к экватору, в жарком тепловом поясе. Значит, ледники могут образовываться не только в областях с холодным климатом, но и с жарким, в горах. Почему? (Заслушивание ответов.)

Физминутка. Слайд 18

1. Абсолютная высота горы - 5895 м.

2. На каждые 1000 м температура воздуха понижается на 6°С. Сколько раз произойдет понижение температуры воздуха?

5895 : 1000 = 5,9 раз.

3. На сколько градусов понизится температура воздуха с высотой?

6° х 5,9 = 35,4°С.

4. Какой будет температура воздуха на вершине?

t = (+25°С) - 35,4°С = -10,4°С.

Есть ледники в горах, которые имеют меньшую высоту, чем г. Килиманджаро.

- От чего же зависит высота образования ледников в горах? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем небольшое исследование.

Слайд 19

Рассмотрите рисунок на вашем информационном листе (такой же рисунок на слайде). По вертикали указана высота в м. над уровнем моря, параллельно ей линии, на которых вы укажете изменение температуры с подъемом на каждые 1000м. По горизонтали Г.Ш. и условное расстояние от экватора к северному полюсу. На (рис.) нанесены горы Килиманджаро, Джомолунгма, Монблан, Мак-Кинли, о.Гренландия, Антарктида, их абсолютные высоты.

Задание: определите высоту образования ледника (отметку с температурой 0°)

  • 1 пара на г. Килиманджаро,
  • 2 пара - г. Монблан,
  • 3 пара - Мак-Кинли.
  • 4 пара - о.Гренландия, Антарктида
  • 5 пара - г.Джомолунгма

Зная, что температура воздуха у подножия Джомолунгма - +25°С, Килиманджаро - +25°С, Монблан - +20°С, Мак-Кинли - +10°С , о.Гренландия - 0°С, Антарктида - 0°С.

На каждые 1000 м температура воздуха понижается на 6°С.

Учащиеся высчитывают высоту нулевой температуры для указанных гор, наносят ее точкой на склоне гор. Затем учащиеся подходят друг к другу и обмениваются своими результатами. Сверяют с рисунком на доске, который выполнен учеником под руководством учителя. Полученные точки соединяют.

Учащиеся находят Килиманджаро на карте и определяют его абсолютную высоту.

На доске запись:

(там, где температура воздуха будет около 0°С

  • Килиманджаро - +25°С, высота 25/6*100=4166м.
  • Джомолунгма - +25°С, высота 25/6*100=4166м.
  • Монблан - +20°С, высота 3333м.
  • Мак-Кинли - +10°С, высота 1666м.
  • о.Гренладндия - +0°С, высота 0м.
  • Антарктида - +0°С, высота 0м.
  • Мак-Кинли - +10°С, 63°с.ш., 151°з.д. (6138)
  • Монблан - +20°С, 45°с.ш., 6°в.д. (4810м)
  • Джомолунгма - +25°С, 28° с.ш., 87°в.д. (8848)
  • Килиманджаро - +25°С, 3°ю.ш., 37°в.д. (5895)

Вы получили линию. Где, относительно этой линии, образуется ледник? Закрасьте эту часть гор. Как называется эта линия.

Снеговая линия - это граница, выше которой снег не тает, а накапливается, образуя ледник.

Подпишите ее на рисунке. Изучите ход снеговой линии от экватора к полюсам, сделайте вывод и запишите его под рисунком. Сверьте свой вывод с выводом соседа по парте. В случае затруднения или разногласия обращаются к учителю.

Выводы: уровень снеговой линии изменяется от экватора к полюсам. На островах С.Л.О. снеговая линия находится на уровне моря, а на экваторе в горах на высоте около 5000м

Строение ледника - Слайд 20, 21,22

Область питания, область расхода, морена.

  • область питания - место накопления снега.
  • область таяния - часть ледника, где происходит таяние;
  • язык ледника - перемещающаяся вниз часть ледника.

Ледники обладают пластичностью и под действием собственной силы тяжести могут течь (скорость до 80 м/сутки). Их языки спускаются из области питания иногда значительно ниже снеговой линии. При этом они тают, образуя ручьи и реки. На поверхности остаются обломки горных пород, принесенных ледником (размеры от песчинки до крупных валунов), которые называют мореной).

МОРЕНЫ - это скопление обломков горных пород при таянии ледника.

Крупнейший ледник в Евразии. Слайд 23

Покровные ледники. Слайд 24

Среди ледников выделяют два вида. Как вы назовете их, глядя на рисунок?

Рассмотрим виды ледников:

  • горные
  • покровные.

Слайд 25. Покровные ледники

- Почему такое название? В какой части они образуются?

Покровные ледники занимают 98,5% всей площади ледников Земли.

Такие ледники покрывают Антарктиду, о. Гренландия и другие арктические острова. Они имеют форму щитов и куполов.

Рельеф поверхности на форму ледника не влияет, он скрыт под толщей льда, Так, толщина льда Антарктиды достигает 4 км. Лед скапливается в средней части щита и медленно растекается в стороны. Доказательством движения ледника служит такой факт: "В Антарктиде в 1957 г. на американской научной станции Амудсен-Скотт точно в точке Южного полюса полярники установили памятный обелиск. Через некоторое время обнаружили, что обелиск переместился. Его вернули на место точно в точку полюса, он "отъехал" опять. Так как ежегодно перетаскивать тяжелый монумент дело хлопотное, то решили, как и раньше, обозначать это место шестом с флагом, который из-за непрерывного движения льда постоянно "возвращают на место".

Слайд 26, 27, 28

Непрерывное движение льда приводит к образованию айсбергов. (Демонстрация слайда, картин и рисунка учебника)

Айсберги у берегов Антарктиды достигают гигантских размеров: 45 км в ширину, 170 км в длину при толщине более 200 м). Большая часть айсберга (до 90% его объема) находится под водой. Больше всего льда в Антарктиде. Ученые многих стран, в том числе и России, изучают этот материк, т.к. он таит еще много загадок. Вот как описывает очевидец это явление:

"Вдруг все сотрясает глухой гул. Прямо из-под самых моих ног рушится край айсберга. Мгновенно уходит вниз огромная глыба льда. Обвалившаяся масса тяжело ухает, вверх поднимаются брызги, смешанные со снежной пылью. Корабль отбрасывает в сторону. Расходятся крупные волны с крошевом снега и льда".

Можно ли использовать айсберги? Оказывается, что айсберги - не только угроза безопасности судоходства, не только величественное явление природы. Они могут служить источником пресной воды, нехватка которой все более ощутима. Уже разрабатываются проекты "отлова" и буксировки айсбергов в безводные районы, подобные Саудовской Аравии и Юго-Восточной Африки. Не случайно инициатором первой конференции, обсуждавшей проблему использования айсбергов, был король Саудовской Аравии - страны, расположенной в пустыне.

- А разве айсберги могут быть ЦВЕТНЫМИ?

- В океане можно встретить айсберги необычных цветов:

Коричневые полосы на айсберге образованы пылью и вулканическим пеплом. Такие айсберги получаются при таянии ледниковых шапок, покрывающие вулканы. Во время спуска с горячей вершины ледник тает и вращается, что придает узорам неповторимый вид.

Голубые полосы определяются из-за замершей пресной воды, заполняющих трещины в айсбергах.

Зеленые образуются из-за морской воды, которая скапливается в ледяных расщелинах. И когда по той или иной причине, лед раскалывается выходят наружу эти необычные айсберги, похожие на мятные леденцы.

- Правда, очень необычно?

- Оказывается, есть ПОЮЩИЕ АЙСБЕРГИ

- Ученые сейсмологи, наблюдавшие за поведением земной коры в Антарктике наткнулись на айсберг, который поет.

Немецкие ученые выяснили, что частота, на которой поет свои песни айсберг недостаточна, чтобы человек мог ее услышать.

Но если эти звуки воспроизвести с определенным ускорением, то можно услышать, что песня айсберга напоминает гудение пчелиного роя.

Выяснилось, что звуки исходили от айсберга, который налетел на выступ земной коры. А вода под высоким давлением проносится по его расщелинам и тоннелям и айсберг поет.

- Представьте, о чем может петь айсберг?

Слайд 29-30

Стр.40. Прочитай и ответь на вопросы:

1) Что такое многолетняя мерзлота?

2) На каком материке нет мерзлоты?

3) Значение многолетней мерзлоты?

Слайд 31

Наука гляциология

Итак, вы узнали, что такое ледник и условия его образования. При исключении любого из этих факторов образование ледника невозможно.

Слайд 32

Значение:

  • Запасы пресной воды;
  • дают начало и питают реки;
  • изменяют рельеф.

Закрепление

Тест Слайд 33

Итог. Рефлексия

Слайд 34

- Оцените свою работу на уроке.

Слайд 35

Домашнее задание:

  • Составить кроссворд по теме.
  • Параграф 7.

Приложение

Источники.

  1. http://pedsovet.su/
  2. Яндекс картинки "Ледники".
  3. http://www.slovopedia.com/14/203/1015654.html
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%E4%ED%E8%EA
  5. Урок географии по теме "Ледники". 6-й класс.
  6. http://122.72.0.6www.openclass.ru/