Понятие "учебная деятельность", согласно Д.Б.Эльконина - это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте.
Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования.
В современном обществе требуется совершенствование знаний. Количество информации увеличивается с каждым днём. Именно поэтому сейчас ребенку необходимо правильно организовывать себя так, чтобы получить максимум пользы.
Существенную роль в обучении младших школьников играют различные виды наглядности. Ее использование является средством донесения до учащихся необходимых для формирования представлений и понятий об объектах, опознаваемых чувственных данных, средством развития способности воспринимать различные явления окружающей действительности.
Учёба и воспитание неразрывно связаны. Это и есть средство личностного роста человека. Структура учебной деятельности позволяет составлять максимально эффективные планы:
- Познавательные мотивы - направленность активности ученика на работу с самим изучаемым объектом (материалом) и выступают они фундаментом дальнейшего роста ребенка, поэтому формируются ещё в первых классах школы.
- Задача - это совокупность заданий, формирующих общую систему заданий. Это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей. Важно грамотно направить каждого ученика, чтобы он понимал способы решения и умел достигать поставленной цели.
- Действия - образцы методов решения. Учитель даёт общую информацию, как и каким способом решать поставленные задачи.
- Контроль - помогает отследить правильность выполнения и исправить ошибки.
- Оценка - служит для определения полноты усвоения материала.
При изучении материалов используется огромное количество инструментов: самостоятельная работа, слушание учителя, написание докладов, анализ и структурирование материала, проведение опытов, объяснение явлений, работа со схемами и приборами и множество других методов обучения. Задачей учителя всегда является поиск новых способов преподнесения информации, нахождение подхода к каждому ученику.
Виды учебной деятельности. Какие виды существуют
Парная - почти индивидуальное обучение. Его применяют на уроках и во внеурочное время. Это могут быть занятия со сверстником, который помогает разобраться с задачей.
Групповая - обучение в школе или «фронтальная работа».
Коллективная - относится к самой сложной за счёт организации работы в парах сменного состава. При такой форме обязательно должна присутствовать активность у каждого ученика, иначе результаты станет неутешительным.
Индивидуальная - больше относится к самостоятельной, контрольной работе и выполнение заданий в ходе урока.
От педагога постоянно требуется внедрение новых методик и умение заинтересовать ученика, что является залогом развития успешной и всесторонне развитой личности.