Метод проектов - выполнение учеником определенного задания с использованием самостоятельно подобранной литературы, материалов музеев, архивов и т.п. Ученики приобретают таким образом навыки сбора и обработки информации. Обучение «методом проектов», когда ученики выполняют проект, узнают нужные сведения из различных дисциплин, меняет структуру занятий, отводя учителю роль помощника, консультанта. Вместо монолога учителя - беседы с учащимися, преобладает самостоятельная работа детей над темой, игра и трудовая деятельность.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление. Метод проектов должен завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. От ученика требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
В педагогике нового времени особое значение приобретают историко-педагогические исследования, открывающие преемственность научных традиций и инноваций, определяющие научный потенциал педагогических теорий и концепций прошлого, их эвристическую и прогностическую функции. Педагогические идеи ученого Дж.Дьюи во многом созвучны задачам, стоящим перед школой, как в прошлом, так и в настоящее время, и поэтому требуют современного осмысления в связи с развитием проблемного обучения.
Джон Дьюи (1859-1952) - американский философ, социолог, психолог, педагог. Основными чертами его научной теории были педоцентризм, широкое применение труда в обучении, опора на интересы, инстинкты детей, проблемный характер обучения. Дьюи - автор научной школы и прагматической педагогики. Для XX в. - это пример «личной унии», скрепляющей сплав философского направления и педагогической теории.
Истинным образованием Д.Дьюи считал все важное, вынесенное и пережитое из конкретных ситуаций, из специально организованного опыта, из «делания». «Обучение посредством делания» - это организация самостоятельной деятельности учащихся для решения заинтересовавших их проблем. Способом организации такой деятельности должен служить, в частности, метод проектов.
Согласно этому методу, обучение осуществляется через организацию целевых актов. Дети в процессе учебной деятельности планируют (проектируют) выполнение определенной практической задачи, включая туда и учебную деятельность 134. Несмотря на то, что руководство деятельностью оставалось за учителем, этот метод исходил из опоры на уже имеющийся опыт ребенка, его собственный путь искания и преодоления затруднений. Только при такой системе обучения, считал Дж.Дьюи, воспитание может превратиться в непрерывную перестройку жизни ребенка и поднять ее на высшую ступень, а школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем. Впоследствии этот метод, как и другие идеи Д.Дьюи, использовался в практике многих стран мира.
До 21 века исследовательская деятельность считалась внеурочной деятельностью, и только сейчас с введением ФГОС стало понятно, что исследовательская деятельность должна быть и на уроках, и во внеурочное время.
Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых.
Особая заслуга в развитии внешкольного образования принадлежит выдающемуся педагогу С.Т.Шацкому.
Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934), - известный педагог - экспериментатор, автор многих трудов по проблемам воспитания. Свою педагогическую деятельность С.Т.Шацкий начал в 1905 г. среди детей и подростков рабочих окраин Москвы, где вместе с А.У.Зеленко и другими педагогами создавал первые в России детские клубы.
Созданные в Москве в районе Бутырской слободы и Марьиной рощи детские клубы и детский сад носили общее название «Дневной приют для приходящих детей». К весне 1906 г. приют посещали около 150детей. При приюте были открыты мастерские (слесарная, столярная, швейная).
На базе приюта было организовано культурно - просветительное общество «Сеттльмент». Название общества было подсказано опытом создания в Америке сеттльментов-поселений культурных интеллигентных людей среди бедных слоев населения для проведения просветительской работы. Общество «Сеттльмент» ставило главной целью удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи малообеспеченной и малокультурной части населения, фактически лишенной возможности получить школьное образование. Отношения между педагогами и детьми понимались как отношения между старшими и младшими товарищами. Большое значение придавалось воспитанию у детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма.
Необычным явлением для педагогической практики того времени была организация детского самоуправления. В 1909г. С.Т.Шацкий и его коллеги создают общество «Детский труд и отдых». Из-за ограниченности средств общество было не в состоянии охватить большое число детей. Руководители общества искали новые формы организации детей. В 1911 г. общество открыло детскую летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» (под Калугой). В организации этой колонии активное участие принимала Валентина Николаевна Шацкая.
В этой колонии каждое лето жили 60-80 мальчиков и девочек, занимавшихся в клубах общества «Детский труд и отдых». Основой жизни в колонии был физический труд, свободное время отводилось играм, чтению, беседам, постановкам спектаклей - импровизаций, занятиям музыкой, пением. В основу воспитательной работы в колонии были положены принципы свободы выбора детьми занятий по интересам, самодеятельности и самоуправления. Ставилась и решалась задача создания условий для развития индивидуальных качеств личности воспитанников, формирования у них ответственности, солидарности, товарищества. Трудовые занятия детей имели и образовательное значение, они были источником знаний о природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали формированию трудовых навыков. После 1917г. С.Т.Шацкий развернул теоретическую и опытно-экспериментальную работу по созданию школы нового типа, он открыл первую Опытную станцию по народному образованию, которая была комплексом научно-исследовательских учреждений, детских садов, школ, внешкольных учреждений для детей, где на основе единой исследовательской программы разрабатывались и на практике проверялись формы и методы воспитания. В основу концепции
С.Т.Шацкого легла идея «открытой» школы, центра воспитания детей в социальной среде.
Новаторский опыт С.Т. Шацкого - идеи о том, что главным содержанием детской жизни является учение, физический труд, игры, искусства, умственная и социальная деятельность. Детская жизнь во внешкольных учреждениях должна основываться на интересах детей.
Сегодня актуальность проектно-исследовательской деятельности осознается всеми.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Цель технологии - развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления. В ходе урока решаются следующие задачи: стимулируется интерес учащихся к определённой проблеме, предполагающей овладение определённой суммой знаний и предусматривающей решение этой проблемы через проектную деятельность, формируется умение применять практически полученные знания, развивается рефлекторное и критическое мышление, развиваются навыки активного коммуникативного взаимодействия учащихся.
На этапах создания проекта моя деятельность заключается в следующем: из носителя готовой информации превращаюсь в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Помогаю учащимся в поиске источников информации, иногда сама выдаю информацию по данной теме, поддерживаю непрерывную обратную связь.
На подготовительном этапе помогаю выделить цель и задачи проекта, выбрать нужные методики работы.
На основном этапе составления проекта являюсь координатором самостоятельной работы учащихся.
На заключительном этапе делаю акцент на подготовке обучающихся к публичному представлению проекта.
Результаты:
- В ходе проектной деятельности обучающиеся самостоятельно (при создании индивидуального проекта) или в совместных усилиях (при групповой работе) решают проблемы, применив необходимые знания из разных областей, получают реальный и ощутимый результат.
- Повышается мотивация обучающихся к обучению.
- Создана медиатека проектов обучающихся.
- Обучающиеся, выступая с проектами на школьном уровне, приобретают опыт публичных выступлений, умение аргументировать свою точку зрения, своё мнение.