Тема урока: "Класс Земноводные"

Разделы: Биология


Цель урока: познакомить учащихся с местообитанием, многообразием представителей и внешним строением класса Земноводных. Выявить роль земноводных в природе и жизни человека.

Задача:

  • обучающие: ознакомление учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека.
  • развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умения действовать по образцу, развитие исследовательских умений.
  • воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности, бережного отношения к природе.

Тип урока: урок формирования новых знаний, работа с обработкой собранной информации.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.

Оборудование: справочная литература, печатные источники информации; компьютер, принтер; раздаточный материал: экспериментальное задание для групп; рабочий лист группы.

Название современных образовательных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе

Этапы урока/ занятия (мероприятия), на которых технология применяется

1.

Проблемная ситуация

Этап 3,4

2.

Элементы технологии исследования

Этап 4

3.

Рефлексия

Этап 7

4.

Индивидуальное домашнее задание

Этап 8

5.

Здоровьесберегающие технологии

Этап 6

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I. Оргмомент

Проверяет готовность к уроку, озвучивает тему, цели и план урока.

Приветствуют учителя, подготавливаются к уроку, слушают и обсуждают тему урока

Личностные: развитие познавательного интереса, мобилизация внимания, уважение к окружающим.

II. Актуализация знаний

Фронтальная беседа, просмотр видеофрагмента, определение цели и задачи урока.

Отвечают на вопросы. Взаимодействуют во фронтальном режиме с учителем, слушают и дополняют.

Познавательная: применяют полученные знания.
Коммуникативная:
взаимодействие, терпение,
Регулятивная: целеполагание

III. Целеполагание

Определяет цель, ставит новые задачи, выясняет проблему, направляет знания в нужное русло.

Обсуждают разные мнения и обосновывают свою точку зрения. В ходе обсуждения цели урока приходят к единому мнению.

Познавательная: определяют цели урока.
Коммуникативная: формулируют свою точку зрения.
Регулятивная: выделяют нужную информацию, опираясь на полученные знания

VI. Стадия открытия новых знаний.
Исследовательская,
практическая деятельность.
Работа в группах

Организовала работу учащихся в группах.
Каждая группа выполняет свое задание.

Постановка и формулирование проблемы.
Выполняют групповые задания, осуществляют поиск и определение необходимой информации. Планируют свою деятельность и членов своей группы, пути достижения цели своего исследования и устанавливают целевые приоритеты.

Познавательная: выдвигают и обосновывают гипотезу,
анализируют и отбирают нужную информацию, анализируют результаты исследования, делают выводы, опираясь на результаты исследования.
Коммуникативная: взаимодействуют в группах, сотрудничают и приходят к общему мнению.
Регулятивная: анализируют индивидуальную и групповую деятельность.

V. Представление группами результатов своей деятельности

Выслушивает, дает возможность формирует мнение результатов совместной деятельности групп.

Рассказывают о своих действиях, выслушивают других и представляют результаты своей деятельности, сделав соответствующие выводы. Оценивают работу собственной команды и других групп.

Познавательная: логически рассуждают, объясняют результаты исследования, делают выводы. Коммуникативная: формулируют свое мнение отстаивают собственную точку зрения. Регулятивная: оценивают результаты исследования других групп и собственных результатов.

VI. Физкультминутка

Проводит физическую разминку.

Учащийся руководит действиями одноклассников остальные выполняют физические упражнения

Познавательная: снимают физическое напряжение.
Коммуникативная: работа в коллективе.
Регулятивная: адекватно оценивают выполнения действий.

VII. Рефлексия

Возвращает к теме и цели урока.
Предлагает проанализировать и объединить полученные результаты работы групп.

Систематизируют, оценивают результативность и деятельность каждой групп, формулируют собственное мнение.
Оценивают и корректируют собственную работу, работу своей группы, работу других групп

Познавательная: устанавливают причинно-следственные связи, обобщают понятия, выделяют главное и второстепенное, применяя свои знания. Коммуникативная: точнее выражают свои мысли и своё мнение, формулируют вопросы. Регулятивная: осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,
оценивают результат как собственной, так и чужой деятельности.

VIII. Организация домашнего задания

Дает возможность самостоятельно внести необходимые коррективы для наиболее полного решения учебных и познавательных задач, задавая наводящие вопросы.

Учащиеся обозначили и нашли проблему, аргументируют её актуальность и предлагают пути решения. Предлагают варианты. Устанавливают целевые приоритеты и планируют пути достижения.

Познавательная: выдвигают гипотезы, формулируют проблему и предлагают пути её решения.
Коммуникативная: учитывают разные мнения, сравнивают разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
Задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Регулятивная: самостоятельно ставят учебные цели и задачи, выбирают наиболее эффективные средства достижения цели, осуществляя саморегуляцию в учебной деятельности.

Ход урока

I. Оргмомент

Учитель проверяет готовность к уроку, озвучивает тему, цели и план урока.

Приветствуют учителя, подготавливаются к уроку, слушают и обсуждают тему урока.

II. Актуализация знаний

Фронтальная беседа после просмотра видеофрагмента.

О каком животном идет речь?

Подрастала - хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла - зеленой стала,
Хвост на весла поменяла. (Лягушка)

III. Целеполагание

Учитель ставит проблемные вопросы, подводящие учащихся к формулированию цели урока.

  1. Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
  2. Чего мы пока не знаем, и что надо знать для изучения класса Земноводных?
  3. Для выявления роли земноводных в природе и жизни человека.

Учащиеся устанавливают причинно-следственные связи, формулируют цель урока. Обсуждают разные мнения и обосновывают свою точку зрения. В ходе обсуждения цели урока приходят к единому мнению. Умение целеполагания: самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели на основе имеющихся знаний и того, что еще неизвестно.

IV. Стадия открытия новых знаний

Вряд ли еще какие-нибудь животные на Земле, вызывают у людей столько негативных чувств, как земноводные или амфибии - животные скромные, даже невзрачные. Говорят, что от них бывают бородавки, что они поедают клубнику на огороде. Так ли это? Мы узнаем об этом сегодня на уроке.

Оба названия - земноводные и амфибии (в переводе с греческого означает «двоякоживущие») - подчеркивают главную особенность этих животных. Большинство из них одинаково хорошо чувствуют себя и на суше, и в воде. Весной амфибии уходят в воду. Здесь они размножаются, развивается их икра, здесь же земноводные проводят своё детство. Как только молодое поколение подрастает, у амфибий возникает тяга к суше, и они покидают одну стихию ради другой. В этот период животных можно встретить очень далеко от водоёмов - даже в засушливых степях и пустынях.

Исследовательская практическая деятельность

Работа в группах:

  1. Работа с материалом учебника.
  2. Работа с печатными источниками информации.
  3. Работа в сети Интернет

Учитель организует работу учащихся в группах.

Каждая из групп будет выполнять свое задание, затем представит его всем виде презентации.

Результатом нашей совместной работы будет «Афиша нашего урока», которая и станет итогом нашего исследования.

Среди существующих ныне земноводных самый малочисленный класс - он насчитывает около 4000 видов.

  • Отряд Бесхвостые (1 группа учащихся)
  • Отряд Хвостатые (2 группа учащихся)
  • Отряд Безногие (3 группа учащихся)

V. Представление группами результатов своей деятельности

Учитель организует представление результатов совместной деятельности групп.

Учащиеся представляют результаты своей деятельности в виде презентации, сделав соответствующие выводы.

Слайд 1. Отряд бесхвостые

Отряд бесхво́стые - крупнейший отряд земноводных, насчитывающий около 6000 современных и 84 ископаемых видов. Часто представителей отряда называют лягушками, однако использование этого термина осложнено тем, что лягушками в узком смысле называют лишь представителей семейства настоящих лягушек).

Загадка

Летом в болоте
Вы её найдете.
Зеленая квакушка.

Кто это?

Вопрос. Какое животное нашло отражение в загадке? Почему оно получило такое название? Как передвигается животное? Какие мышцы животного наиболее сильно развиты?

Ответ. Лягушка. Название ей дано за мощные ноги - «ляги». Лягушки передвигаются прыжками. Так как лягушки не только прыгают, но и плавают, то у них сильно развились мышцы: ягодичные, бедренные, икроножные.

Другое общее свойство этих амфибий - все во взрослом состоянии хищники. Личинки бесхвостых земноводных - головастики.

Древнейшие представители бесхвостых известны из отложений батского яруса среднеюрской эпохи (≈165 млн лет назад), однако ископаемые формы с характерными для них чертами описаны начиная с нижнего триаса. В настоящее время бесхвостые распространены по всему земному шару - от тропиков до субарктических регионов; наибольшее разнообразие сосредоточено во влажных тропических лесах.

Слайд 2. Вопрос. Почему говорят, что у лягушек язык «шиворот - навыворот»?

Ответ. Язык лягушки - мясистый, широкий и липкий. Передний конец его прикреплён ко дну рта, а задний - свободный и обращен внутрь. Раздвоенный и липкий задний конец языка быстро выбрасывается из ротовой полости. Насекомые прилипают к кончику языка и попадают в рот. Скорость «выстрела» и захвата насекомого языком (например, мухи) составляет 1/15 долю секунды. Лягушка «стреляет» языком только по движущимся насекомым

Слайд 3. Размеры взрослых особей варьируют от 8 мм до 32 см (лягушка-голиаф)

Представители отряда имеют коренастое туловище, выступающие глаза, раздвоенный язык и согнутые под туловищем конечности; хвост отсутствует (отсюда и название). Среда обитания бесхвостых на всех стадиях развития включает пресноводные водоёмы, а для взрослых особей - дополнительно сушу, кроны деревьев и подземные норы. Наиболее характерный способ передвижения бесхвостых представляет собой прыжки, но разные виды освоили дополнительные способы, такие как: ходьба и бег, плавание, древолазание, планирование

Покровы бесхвостых богаты железами, кожные выделения некоторых видов крайне ядовиты. Скопления желёз у некоторых видов создают впечатление, что кожа покрыта бородавками. Бородавчатые виды в просторечии называют жабами, а гладкокожие - лягушками. Поскольку это разделение основано на единственном внешнем признаке, который не отражает филогенетическую близость между разными видами, некоторые жабы эволюционно ближе к лягушкам, чем к другим жабам, и наоборот. Окрас бесхвостых варьирует от маскировочного бурого, зеленоватого и серого до ярчайших красных, жёлтых и чёрных цветов, как правило, сигнализирующих о ядовитости (или мимикрирующих под неё). Кожа бесхвостых проницаема для воды, но различные адаптации позволяют им избегать чрезмерной потери влаги при сухопутном образе жизни.

Слайд 5. Вопрос. Может ли лягушка сбрасывать с себя кожу, как известно нам из сказки?

Ответ. Кожа лягушки - одежда, которая прикрывает и защищает тело от различных воздействий двух сред - суши и воды. Кожа лягушки со временем стареет и изнашивается. Линька у лягушек происходит до 4 раз в году. Старую кожу земноводные съедают.

Лягушки одно из самых больших семейств бесхвостых земноводных, объединяет более 555 видов 45 родов, самый крупный из которых - настоящие лягушки.

Длина тела от 3 до 32 см. Тело обычно стройное, с длинными (прыгательными) задними конечностями. В окраске наземных форм превалируют коричневые и бурые тона, у водных форм - зеленые. Зубы расположены на верхней челюсти.

В настоящее время распространены по всему миру, кроме арктических районов, юга Южной Америки, Южной Австралии и Новой Зеландии. В России наиболее распространены травяная, прудовая, озерная, остромордая лягушки..

Слайд 6. Как правило, бесхвостые мечут икру в воде. Из икринок вылупляются водные личинки, головастики, имеющие жабры и хвосты. Головастики проходят стадию метаморфоза, в конце которой превращаются во взрослых особей. В то же время, некоторые виды откладывают икру на суше, а другие не проходят стадию головастика. Взрослые особи большинства видов являются хищниками, чья диета состоит из мелких беспозвоночных, но есть и всеядные виды и даже несколько видов, питающихся фруктами.

Бесхвостые способны издавать широкий диапазон звуковых сигналов, особенно в брачный сезон. Наблюдения за бесхвостыми выявили сложные схемы поведения в брачных ритуалах, при угрозе для жизни и других ситуациях.

Многие виды бесхвостых (по некоторым данным, до трети от всех видов земноводных) находятся под угрозой вымирания.

Слайд 7. Отряд хвостатые земноводные - один из трёх современных отрядов земноводных. В русском языке большинство представителей отряда именуют или саламандрами, или тритонами. Некоторые виды освоили неотению. Есть безлёгочные виды. Древнейшие хвостатые земноводные появились в Юрский период. Одним из таких саламанд был караурус из Казахстана.

Хвостатые амфибии относительно примитивны. Они имеют удлиненное вальковатое тело с развитыми головным, туловищным и хвостовым отделами. Хвост в поперечном сечении круглый или сжатый с боков, иногда с кожной оторочкой в виде киля. Конечности у большинства хорошо развиты, при этом передняя и задняя пары обыкновенно одинаковой длины. У некоторых видов задних конечностей нет (сирены).

Слайд 8. Позвонки амфицельные или опистоцельные. К туловищным позвонкам причленяются зачаточные верхние ребра. Костный череп более дифференцирован, чем у бесхвостых: лобные и теменные кости не слиты, имеются парные глазоклиновидные кости. Ключиц нет. В отличие от бесхвостых, предплечье и голень имеют типичное строение и состоят из двух костей (лучевой и локтевой, большой и малой берцовых).

Слайд 9. Кровеносная система устроена сравнительно просто. Более или менее полная перегородка в предсердии свойственна только высшим хвостатым. Сохраняются все 4 дуги аорты. Наряду с задней полой веной сохраняются и кардинальные вены. У некоторых пожизненно сохраняются жабры, чаще наружные, реже внутренние. Очень сильно развито кожное дыхание.

При развитом стремечке барабанной полости и барабанной перепонки нет. У многих хвостатых пожизненно сохраняются органы боковой линии.

Слайд 10. Оплодотворение у большинства видов этого отряда внутреннее. Размножение происходит путём откладывания оплодотворенной икры, личинок или живорождением. У ряда видов наблюдается способность размножаться в личиночной стадии (неотения).

Слайд 11. Отряд безногие земноводные

Кожа безногих земноводных гладкая и зачастую окрашена в матовый тёмный цвет. Некоторые виды имеют цветные полоски или пятна на боках. Из-за содержащейся в коже известковой чешуи, а также из-за сросшихся черепных костей, безногих земноводных ранее относили к вымершим панцирным амфибиям. Однако сегодня эти морфологические особенности считают вторичными приспособлениями. На челюстях и нёбе почти нет зубов.

Глаза безногих земноводных покрыты тонким слоем кожи, из-за чего они могут различать лишь свет и тьму. Восприятие окружающего мира происходит главным образом с помощью обоняния и двух осязательных органов, расположенных между носом и глазами. Вибрации земли также играют роль при ориентации. Дыхание осуществляется с помощью правого лёгкого, левое лёгкое, как правило, редуцировано. Как и у других земноводных, дыхание также частично осуществляется через кожу и слизистые оболочки рта, в особенности у единственного безлёгочного вида Atretochoana eiselti.

Слайд 12. Распространение

Безногие земноводные встречаются в тропиках и субтропиках Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки. Как правило, населяют самые нижние слои лесной подстилки и влажную почву, не уходя далеко от поверхности. Питаются мелкими животными, в основном дождевыми червями. Предпочитают жить во влажных регионах, зачастую вблизи водоёмов. Существуют виды безногих земноводных, полностью приспособившихся к жизни в воде. Они встречаются в медленно текущих реках, таких как Амазонка, Ориноко и речных системах Колумбии. Их пищей являются моллюски и мёртвые рыбы.

Из-за своего скрытного образа жизни безногие земноводные являются малоизученной группой амфибий. Зоологи исходят из того, что ещё не все виды известны науке и описаны.

Слайд 13. Размножение

Как и все земноводные, безногие являются раздельнополыми животными. Оплодотворение происходит в теле самки. У самца из клоаки выдвигается переносящий сперму оплодотворительный орган, так называемый Phallodeum. Существуют виды, откладывающие яйца, однако 75 % видов безногих земноводных являются живородящими. Молодые особи вылупляются в теле матери и перед рождением питаются в фаллопиевых трубах. Яйцекладущие виды откладывают яйца в подземных норах и прочих укрытых местах. У некоторых видов существует уход за потомством. Молодые особи живут как в воде, так и на суше. По ночам они охотятся в водоёмах, а в дневное время зарываются в землю в прибрежных участках. Стадия свободноживущей личинки отсутствует.

Слайд 14. Питание

Поведение безногих земноводных, связанное с питанием, почти не изучено. Вероятно, в их пищу входят главным образом насекомые и другие беспозвоночные, встречающиеся в их среде обитания. Анализ содержимого желудка вида показал присутствие останков термитов, но большая часть состояла из неопределённого органического материала и остатков растений. Часть учёных поэтому полагает, что безногие земноводные питаются детритом, другие же видят в этом признак того, что эти животные питаются дождевыми червями. Живущие в неволе безногие земноводные очень охотно поедают дождевых червей. Более крупные виды, видимо, питаются и другими земноводными, а также небольшими змеями и ящерицами. Живущие в воде виды едят и небольших рыб. Некоторые виды живут в гнёздах муравьёв и поедают их личинок

Слайд 15. Характерные черты организации земноводных следующие:

  1. Тело слегка уплощено и подразделяется на голову, туловище и две пары пятипалых конечностей. У небольшой группы земноводных имеется хвост.
  2. Кожа тонкая, голая, влажная, богатая слизистыми железами.
  3. Череп подвижно соединен с позвоночником, который состоит из четырех отделов: шейного, туловищного, крестцового и хвостового. Плечевой и тазовый пояса обеспечивают конечностям опору. Скелет конечностей построен по типу системы подвижных рычагов, позволяющих животному передвигаться по твердой поверхности. В скелете много хряща.
  4. Мышечная система состоит из отдельных дифференцированных мышц. Движения разных частей тела более разнообразны, чем у рыб.
  5. Земноводные - хищники. У них развиты слюнные железы, секрет которых увлажняет ротовую полость, язык и пищу. Активно схваченная добыча переваривается в желудке. Последний отдел пищеварительного канала - расширенная клоака.
  6. Органы дыхания взрослых животных - кожа и легкие, у личинок - жабры.
  7. Сердце трехкамерное. Имеются два круга кровообращения: большой (туловищный) и малый (легочный). По артериям большого круга кровообращения течет смешанная кровь, и только головной мозг снабжается артериальной кровью.
  8. Органы выделения - парные туловищные почки. Моча оттекает по двум мочеточникам в клоаку, а из нее - в мочевой пузырь. Выводимый конечный продукт азотистого обмена - мочевина.
  9. Передний мозг земноводных по сравнению с таковым у рыб имеет большие размеры и разделен на два полушария. Мозжечок развит хуже в связи с малой подвижностью. Строение органов слуха и зрения приспособлено к жизни на суше. У личинок земноводных имеется орган боковой линии.
  10. Оплодотворение внешнее, в воде. Развитие с неполным метаморфозом, со стадией рыбообразной личинки

У безногих земноводных нет конечностей, а хвост сильно редуцирован. Клоака находится на заднем конце тела, который внешне часто напоминает передний. Мелких безногих земноводных (размером до 10 см) можно легко спутать с дождевыми червями, в то время как крупные виды (размером от 1 до 1,5 м) напоминают скорее змей.

Слайд 16. Происхождение и значение земноводных

Считается, что земноводные произошли от одной из групп древних пресноводных кистеперых рыб, обитавших около 300 млн. лет назад в заболоченных водоемах. У кистепёрых рыб мощные плавники и двойное дыхание. Кистеперые рыбы первыми из рыб в эволюции научились переползать из пересохшего водоёма в ближайший водоем на плавниках, которые впоследствии стали близки к конечностям наземных позвоночных. Для этих целей предков земноводных развилась мускулатура в основании плавников и появился примитивный легочный мешок.

Промежуточным звеном между рыбами и земноводными считают ихтиостегу. Земноводные являются важным компонентом водных и наземных биоценозов. Они регулируют численность беспозвоночных животных.

Слайд 17. Значение земноводных для человека и природы

В естественных биоценозах амфибии слывут универсальными защитниками растений. Ведь необходимые им пищевые объекты в основном опасны для жизни многих растений. Причем земноводные практически не потребляют основных опылителей растений. Важную роль защитников растений земноводным позволяет выполнять их всеядность. В рационе наших лягушек и жаб есть саранчовые, долгоносики, клопы, короеды, жуки-листоеды и другие жуки, включая опаснейшего вредителя - колорадского. Амфибии истребляют в больших количествах гусениц совок, пядениц, а также слизней. Земноводные очень неприхотливы в пищевом отношении. Они способны поедать насекомых с неприятным запахом и вкусом, мохнатых гусениц, беспозвоночных с яркой отпугивающей окраской. В отличие от птиц, которые питаются днем, многие земноводные способны сдерживать чрезмерное размножение представителей многих видов насекомых и моллюсков, трудясь в сумерках и ночью. Например, взрослая жаба может съесть за одну ночь до 100 насекомых, их личинок и слизней.

Земноводные - не только потребители пищи, но и сами являются объектом питания. Среди земноводных пищевыми объектами различных животных являются в основном головастики и взрослые лягушки. Головастиков едят главным образом рыбы. Подросшими же лягушками в основном питаются птицы, змеи, звери и крупные рыбы. Лягушек потребляет огромное число животных. В первую очередь это многие крупные хищные рыбы: сомы, судаки, щуки. Для них лягушки и головастики - вполне доступный массовый корм. Наиболее часто добычей рыб становится травяная лягушка, которая, в противоположность зеленой лягушке, лишена поведенческого механизма закапывания в ил на зимовку. Лягушками питаются и многие птицы, в том числе аисты, цапли, вороны, сороки, грачи, луни чайки, крачки, поганки. Орнитологи подсчитали, что на лягушек охотятся, по меньшей мере, 90 видов птиц, 21 вид - на чесночниц и 18 - на жаб. В значительной степени за счет лягушек обеспечено питание ужей. В небольших количествах лягушек употребляют ежи, землеройки, лисы, выдры.

Слайд 18. Значение земноводных в природе.

  • Земноводные являются необходимым звеном в цепи питания.
  • Земноводные участвуют в регуляции численности насекомых и других беспозвоночных животных, выполняя тем самым роль защитников растений нашего края.

Земноводные являются исключительно важными для человека животными. Питаясь мелкой живностью, амфибии, особенно лягушки и жабы, сдерживают массовое размножение сельскохозяйственных вредителей. Обитая в самых разнообразных местах и питаясь опасными для жизни растений насекомыми и другими беспозвоночными, земноводные приносят огромную пользу садам, огородам, полям, лесам и лугам (сенокосам), а значит, человеку. Среди вредителей, которые при неконтролируемом размножении способны уничтожить практически весь урожай, первое место занимают насекомые.

VI. Физкультминутка. «Нам на месте не сидится»

Нам на месте не сидится,
Разминаем поясницу.
Корпус крутим влево-вправо -
Так мы отдохнем на славу. (Вращение туловищем.)
Хорошо мы отдохнули
И к занятиям вернулись. (Дети садятся.)

Под руководством одного из учащихся выполняют физические упражнения. Один учащийся руководит действиями одноклассников остальные в сотрудничестве друг с другом, выполняют физические упражнения. Учащийся-лидер контролирует время и исполнение физических упражнений. осуществляет контроль и принимает решения, адекватно оценивать правильность выполнения действий.

VII. Рефлексия

Учитель возвращает к теме и цели урока.

  • Предлагает проанализировать и объединить полученные результаты работы групп.
  • Что понравилось на уроке?
  • Что нового узнали о лягушках?

VIII. Организация домашнего задания

  • Подготовить сообщения по теме: "Лягушкины рекорды".
  • Охрана земноводных, Красная книга

Использованная литература

  1. Биология. Поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова и Н.И.Сонина 7 класс. Автор-составитель М.В.Высоцкая. Издательство «Учитель».
  2. Поурочное планирование, В.Н.Семенцова. Биология. Технологические карты уроков. Издательство «Паритет».
  3. Поурочные разработки по биологии 7-8 классы. О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова, Москва «Вако». 2006 год.
  4. Уроки биологии в 7 классе. Развернутое планирование. Р.П. Игошин. Академия развития, Академия Холдинг.
  5. Земноводные и пресмыкающиеся Нижегородской области. Методическое пособие. Издание третье. Нижний Новгород. 2007год.
  6. И.Акимушкин «Мир животных». Птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся Издательство «Мысль».
  7. Энциклопедия для детей. Аванта. Биология. Жизнь. Мир растений и животных. Эволюция и тайны живого. Том 2. Ведущий научный редактор тома Г.Вильчек.
  8. Интернет-ссылки. http://www.ecosystema.ru/07referats/zemnovod.ru/ (Земноводные. Особенности строения и развития. Систематика.