Мотивация в процессе изучения английского языка

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: мотивация к обучению


Преподаватели убеждены, что в процессе изучения английского языка важнейшую роль играет мотивация. Что это такое? В научной литературе мотивация трактуется по-разному, которая по сути означает одно: желание обучаемого достичь намеченной цели - овладеть иностранным языком. Однако мотивация может быть, как позитивной, так и негативной. Очевидно, что позитивная мотивация связана с положительными эмоциями. Скажем, школьник представил, что хорошо освоил английский, свободно общался со сверстниками на отдыхе за рубежом или в сетевых играх. Бизнесмен в своих мечтах не без удовольствия осознал, что может без переводчика обсуждать с иностранными партнерами перспективные проекты, тем самым расширяя границы своих возможностей в сфере сотрудничества. Подобные мысленные «картины» вдохновляют людей независимо от возраста, вызывают у них положительный настрой и готовность, не откладывая на очередной понедельник, взяться за учебник по английскому языку и приступить к занятиям.

Негативная мотивация больше присуща взрослым, которые когда-то без особого успеха изучали английский. Они знают о своей слабой языковой подготовке, поэтому опасаются, так сказать, опозориться при общении с иностранцами вообще и тем более на важных переговорах с компаньонами, в частности. Их пугает, что это может вызвать недовольство у руководства, а значит придется забыть о более высокооплачиваемой должности. Такая навязчивая мысль не дает покоя, поэтому люди лихорадочно ищут «элитные» курсы, лучших репетиторов, «уникальные» учебники - все, что могло бы в кратчайшие сроки повысить уровень знания языка. Учиться под воздействием страха - не лучший вариант. Важно мыслить позитивно, поскольку, как говориться, из-под палки рассуждать логично невозможно.

Кроме названных мотиваций необходимо упомянуть и антимотивацию, которая подразумевает категоричное нежелание человека учить язык, несмотря на то, что иностранный ему нужен. Как правило, это связано с негативным опытом. Все мы не один год учили иностранный в школе, но так и не научился на нем говорить. Из - за отсутствия результата у многих возникает «комплекс неполноценности», когда появляются мысли о том, что «английский, немецкий и.т.п слишком сложный, у меня нет способностей к языкам». Поэтому важно как можно скорее забыть о негативе, перестроиться на позитивную мотивацию, без которой невозможно добиться поставленной цели. В этом смысле поспособствуют курсы или языковая школа, где преподаватели помогут забыть о неудачном опыте и вдохновить на изучение иностранного языка.

Что касается учащихся школ, то повысить их мотивацию к изучению иностранного языка возможно с помощью разнообразных образовательных технологий. Например, метод групповой работы на уроке мотивирует даже тех «безнадежных», которые обычно пассивны и не проявляют интерес к занятиям. Взаимодействуя с одноклассниками, они включены в общий процесс обучения и не могут не выполнить свою часть работы, поскольку делают ее вместе с товарищами. При этом и учителю, и самому обучаемому важно оценивать качество учебной деятельности, а не только количество правильно выполненных заданий. Необходимо выявлять положительные моменты и причины возникновения пробелов и недостатков, а не только фиксировать их наличие.

Эффективным методом, вызывающим положительную мотивацию у учащихся, является использование игр, приложений (в том числе МЭШ, learning app и др.) Интернет ресурсы развивают навыки чтения, письма, аудирования, избегая стрессовых ситуаций и тем самым увеличивают интерес к иностранному языку.

Важно подобрать подходящие методы и формы работы для конкретной группы учащихся, используя их интерес, а также сильные и слабые стороны. Поклонники иностранной музыки могут учить лексику, слушая любимые песни, делать перевод самостоятельно. Прослушав песню несколько раз, легко заполнить новые слова и фразы. Любителям кино рекомендовано просматривать фильмы на языке оригинала сначала с субтитрами, а потом без. Книголюбы с удовольствием будут читать детективы Агаты Кристи в оригинале. Начать можно с адаптированной литературы, которая не менее интересна. Занятия с книгами всегда проходят активно и в приятной атмосфере. Отличный способ подогреть интерес к изучению иностранного языка-это школьный театр. В свое время мы ставили спектакли вместе с учащимися 4 классов «Дюймовочка» и «Муха Цокотуха». Ребята с удовольствием принимали участие в постановках, тем самым улучшая навыки монологической и диалогической речи, а также произношения. Для учащихся будет интересно использовать страноведческие видео, аудиоматериалы, а также аутентичные тексты, относящиеся к современной проблематике.

Безусловно, для каждого человека, изучающего иностранный язык, важна положительная оценка прогресса, похвала учителя. Некоторые студенты воспримут это как сюрприз для себя после постоянных высказываний недовольства со стороны прежних учителей. Поверить в свои силы поможет и отсутствие неудовлетворительных оценок в начальный период обучения.

Комбинирование различных технологий в учебном процессе способствует активности учащихся на занятиях, развитию у них познавательных процессов, усиливает желание изучать иностранный язык.