Природа РСО-Алании

Разделы: Краеведение

Ключевые слова: Северная Осетия


Программное содержание:

  • Углубить знания детей об особенностях родного края, географическом положении природы.
  • Развивать способность раскрывать причинно-следственные связи и взаимозависимости природных явлений, совершенствовать монологическую речь и умение формулировать свои мысли.
  • Познакомить с особенностями Северной Осетии - пещерами, ледниками, горами, альпийскими лугами, лесами на основе сопоставления фактов и описаний.
  • Воспитывать в детях желание замечать, ценить и охранять красоту и неповторимость природы родного края.

Методы и приемы:

  • Словесные: Художественное слово, речевые логические задачи, беседа, вопросы к детям, указания, поощрения, анализ.
  • Практические: Работа с игровизором, рассматривание иллюстраций, работа с картой.

Оборудование и материалы. Демонстрационный материал: иллюстрации природных объектов Северной Осетии - пещеры, ледники, сталагмиты, сталактиты, горная река, альпийские луга, Физическая карта Северной Осетии, карта гор Северной Осетии. Карточки к дидактическим играм, значки экологов, горные породы, галстуки, исследовательский ящик.

Словарная работа:

  • Кавказские горы, хребты: Боковой, Главный, Лесистый, Пастбищный. Ледники, пещеры, сталагмиты, сталактиты. Заповедники, дендрарии, природные парки, заказники.
  • Горные породы: известняк, каменный уголь, кварц, мрамор, бурый уголь, красный железняк, бурый железняк.
  • Растительность С.О.: барбарис, облепиха, шиповник, рябина, калина, липа, граб, бук, душица, зверобой, альпийские луга.
  • Цветы альпийских лугов: незабудки, подснежники, примулы, камнеломки, вероники, колокольчики.
  • Животные: Лесной кот, куница, ласка, снежный барс;
  • Копытные: туры, зубры, косули, серна, кабаны, олени;
  • Птицы: Кавказский тетерев, белоголовый сип, фазан, ястреб- тетеревятник, журавль красавка, орел.

Предварительная работа: Беседа по теме, сравнение природных объектов, сопоставление фактов, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, изучение карты Северной Осетии и обозначения на ней.

Ход занятия

1. Организационный момент

В-ль - Здравствуйте, ребята! А почему на вас одеты зеленые галстуки?

Дети: ( Нам вручили их недавно. Мы стали юными экологами.)

В-ль - А кто такие экологи?

Дети: (Это люди, которые охраняют и заботятся о природе.)

В-ль - Да, ребята, но чтобы охранять и заботиться о природе, нужно знать природу своей Родины.

Послушайте стихотворение К.Хетагурова. «Всати»

Снег сияет горный:
Манит вышина,
Там - ныхас просторный,
А на нем сосна;
С диких скал свергаясь
Воет водопад,
С двух сторон сверкая
Ледники висят.

В-ль - О каком крае говорится в этом стихотворении?

Дети: (О нашей Республике Северной Осетии.)

В-ль - Сегодня на занятии мы поговорим о природе Северной Осетии.

(вывешивает физическую карту Северной Осетии.)

2. В-ль - Ребята, рассмотрите территорию нашей республики.

(Показ на карте территории Северной Осетии)

В-ль - Кого напоминает она по силуэту?

Дети: (Похожа на петушка с гребешком и бородкой, с шеей и туловищем.)

В-ль - Дети, а что особенного есть в природе нашего края?

Дети: (Горы, пещеры, ледники, равнины, реки, леса)

В-ль - Почти половина территории нашей республики покрыта горами. Горная часть Осетии состоит из Кавказских гор поделенные на 5 хребтов. Назовите их и покажите на карте.

Дети: Боковой, Главный хребет, Скалистый, Лесистый и Пастбищный хребты.

3. В-ль - Ребята, а вы знаете из чего сложены горы?

Дети: (Из горных пород и минералов.)

В-ль - Каких?

Дети: (Известняк, каменный уголь, гранит, базальт, мрамор, глина, железная руда.)

В-ль: Да, ребята из этих горных пород веками складывались Кавказские горы.

В-ль - Как их можно назвать одним словом? (полезные ископаемые)

4. В-ль - Да, полезные ископаемые - огромное бесценное богатство земли.

Игра «Ящик ощущений» Если вы без труда перечислили полезные ископаемые, то и без труда узнаете горные породы на ощупь.

Вопросы: - это горная порода? Плотная или рыхлая? Имеет колющую поверхность? Шероховатая или гладкая? Какой формы? Как ты думаешь, как она называется? (дети отгадывают породы)

В-ль: - Молодцы, ребята, вы умеете различать горные породы и называть их признаки.

5. В-ль - На горных вершинах, так холодно, что снег там никогда не тает. Он скатывается, скользит вниз по склонам, пока не превращается в некое подобие ледяной реки.

В-ль - Как вы, думаете, как называется эта ледяная масса, свисающая с гор?

Дети: (Ледники)

6. В-ль: - Безусловно, это ледники. А как вы думаете, каким значком обозначены ледники на карте? Найдите правильное обозначение. (выставляет обозначения)

(дети выбирают из 4 вариантов картинок, правильный ответ, остальные вспоминают и называют, что они обозначают.)

В-ль - Правильно, знают дети обозначение на карте.

В-ль - А какие названия ледников вы знаете?

Дети: (Караугомский, Цейский, Колка, Майли)

В-ль: Да, ребята, эти ледники самые большие и красивые, а вообще их очень много в нашей республики и они нужны для питания горных рек.

7. В-ль - По территории Северной Осетии протекает много рек, но основной жилой, артерией является какая река?

Дети: (Река Терек) (показ картинки с горной рекой)

В-ль: - Правильно, реку Терек еще называют «рекой Дружбы», потому что она протекает по соседним республикам.

Поэтический образ горной реки Кавказа создал М.Ю.Лермонтов, часто бывавший у нас в гостях.

Она коры не знает ледяной.
Цепей зимы и хлада не боится;
Серебряной покрыта пеленой.
Она сама между снегов родится,
И там, где даже серна не промчится.
Дитя, природы с детской простатой.
Она, резвясь, играет и катится!

В-ль - Откуда река Терек берет свое начало?

Дети: (Она берет свое начало в ледниках горы Зилга - Хох. (воспитатель показывает на карте.)

В-ль - А какие еще реки протекают по территории республики?

Дети: (Урух. Ардон, Геналдон, Цейлон, Фиагдон, Гизельдон, Закадон, Урсдон)

В-ль: Правильно, и как вы уже сказали, обозначаются реки на карте синей линией.

8. В-ль - Вода великая сила, она точит камень и бежит бурлящимся потоком стремительно вниз, прокладывая себе дорогу в горах. Миллионы лет вода растворяет горные породы, вымывает их и в недрах гор образует пустоту, разнообразной формы. Что это за пустоты?

Дети: (пещеры) (показ картинки)

В-ль - Вода и известняк просачиваясь сквозь толщу пород образует… Что вода образует в пещерах?

Дети: (Каменистые сосульки, вверху на потолке - сталактиты, осаженные на полу и в стенах - сталагмиты)

(Выставляются картинки с изображением сосулек)

В-ль: - Да ребята, вот такую нерукотворную красоту создает сама природа.

9. В-ль: Склоны долин вокруг ледников покрыты яркими альпийскими цветами. (Показ иллюстрации альпийских лугов)

В-ль: Какие альпийские цветы вы знаете?

Дети: (Незабудки, подснежники, примулы, камнеломки, вероники, колокольчики, смолевки)

10. Физминутка «Цветы на лугу»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Потягивание руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивание руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут. (Потягивание руки в стороны.)

11. Игровизор «Найди и соедини»»

В-ль: - На игровизоре изображены цветы, найдите пожалуйста, те которые подходят к горной местности и проведите линию к значку с горами, а другие со значком клумбы.

В-ль: - Молодцы, ребята, справились с заданием. Перечислите какие цветы вы соединили с значком гор?

Дети: - Колокольчики, примулы, подснежники, камнеломки.

В-ль: А почему тюльпан не соединили с горами?

Дети: Потому, что это садовый цветок.

В-ль: - Перечислите какие еще садовые цветы изображены.

Дети: - Нарцысс, роза, астра.

В-ль: - Молодцы ребята справились с заданием. Я вижу, что вы можете отличать садовые и горные цветы.

В-ль- Ребята, а на альпийских лугах растут деревья?

Дети: (Нет, потому, что там очень холодно, дуют сильные ветры и тепло бывает очень короткое время, поэтому там не могут расти деревья.)

12. В-ль: Много стихов написал поэт основоположник осетинской литературы К. Хетагуров.

Мир сказок, мир теней, прохлады.
Волшебных грез... Везде, кругом.
Густым, увенчаны шатром.
Стоят столетние громады...
Вот липа... К ней склонился клен
И шепчет что-то. К груди белой
Чинары тянется несмелой
Рукой орешник... - Он влюблен
В неё давно, но... что за пара!-
Она, красавица чинара,
Царица леса, он пред ней-
Смешной, уродливый пигмей!

В-ль: - Леса кладовые даров природы. Какую пользу они приносят людям?

13. Игра «Найди пару» (Нужно найти к растениям леса картинку, для чего мы их используем)

Дети: - Ягоды собираем, для того, чтобы заготавливать варенье на зиму: кизилом, барбарисом, облепихой, шиповник, калина, малина, рябина.

- Дерево - это строительный материал, для изготовления мебели: бук, граб, дуб, липа, клен, ольха.

- Подорожник - лекарственное растение, для того чтобы залечить рану: душицей, ромашкой, зверобоем, одуванчик.

- Грибы собираем для заготовки консервируем на зиму. Употребляем в пищу.

- Лес - для того, что бы отдыхать, дышать чистым воздухом, богатым кислородом, слушать пение птиц, любоваться красотой природы.

14. В-ль: -В лесах нашей республики, обитают много животных и птиц.

Сейчас мы поиграем с вами в игру «Кто знает - называет» и будем передавать мяч, перечисляя животных. (дети передают мяч и называют животных )

Дети: (медведь, лесной кот, волк, лиса, куница, ласка, снежный барс.)

В-ль: Назовите копытных животных?

Дети: (туры, зубры, кабаны, олени, косули, серна.)

В-ль: Назовите птиц?

Дети: (кавказский тетерев, белоголовый сип, ушастая сова, фазан, ястреб - тетеревятник, журавль - красавка, орел,)

В-ль: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете животных Северной Осетии.

15. В-ль: - Ребята, чтобы не исчезли на земле растения и животные, что нужно делать?

Дети: (Охранять природу, заботиться о ней.)

В-ль: - Что для этого люди создают и делают?

Дети: (Создают заповедники, заказники, дендрарии, природные парки)

В-ль: - В наших горах и лесах обитают животные и растения, которые больше нигде не встречаются. Они занесены в Красную книгу. Вы знаете, что это за Красная книга и для чего ее создали? (Показ Красной книги)

Дети: (В нее занесены исчезающие и исчезнувшие виды животных и растений.)

В-ль: А почему красная, а не зеленая, синяя?

Дети: Потому, что красный свет сигнал тревоги по спасению животных и растений.

16. Итог: - Так давайте же встанем на защиту нашей природы! Я вижу. Что наши дети знают природу родного края, и надеюсь будут ее беречь и охранять.

Я хотела бы, закончить наше занятие словами из стихотворения Е.Евтушенко

Берегите земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.