Программное содержание:
- Углубить знания детей об особенностях родного края, географическом положении природы.
- Развивать способность раскрывать причинно-следственные связи и взаимозависимости природных явлений, совершенствовать монологическую речь и умение формулировать свои мысли.
- Познакомить с особенностями Северной Осетии - пещерами, ледниками, горами, альпийскими лугами, лесами на основе сопоставления фактов и описаний.
- Воспитывать в детях желание замечать, ценить и охранять красоту и неповторимость природы родного края.
Методы и приемы:
- Словесные: Художественное слово, речевые логические задачи, беседа, вопросы к детям, указания, поощрения, анализ.
- Практические: Работа с игровизором, рассматривание иллюстраций, работа с картой.
Оборудование и материалы. Демонстрационный материал: иллюстрации природных объектов Северной Осетии - пещеры, ледники, сталагмиты, сталактиты, горная река, альпийские луга, Физическая карта Северной Осетии, карта гор Северной Осетии. Карточки к дидактическим играм, значки экологов, горные породы, галстуки, исследовательский ящик.
Словарная работа:
- Кавказские горы, хребты: Боковой, Главный, Лесистый, Пастбищный. Ледники, пещеры, сталагмиты, сталактиты. Заповедники, дендрарии, природные парки, заказники.
- Горные породы: известняк, каменный уголь, кварц, мрамор, бурый уголь, красный железняк, бурый железняк.
- Растительность С.О.: барбарис, облепиха, шиповник, рябина, калина, липа, граб, бук, душица, зверобой, альпийские луга.
- Цветы альпийских лугов: незабудки, подснежники, примулы, камнеломки, вероники, колокольчики.
- Животные: Лесной кот, куница, ласка, снежный барс;
- Копытные: туры, зубры, косули, серна, кабаны, олени;
- Птицы: Кавказский тетерев, белоголовый сип, фазан, ястреб- тетеревятник, журавль красавка, орел.
Предварительная работа: Беседа по теме, сравнение природных объектов, сопоставление фактов, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, изучение карты Северной Осетии и обозначения на ней.
Ход занятия
1. Организационный момент
В-ль - Здравствуйте, ребята! А почему на вас одеты зеленые галстуки?
Дети: ( Нам вручили их недавно. Мы стали юными экологами.)
В-ль - А кто такие экологи?
Дети: (Это люди, которые охраняют и заботятся о природе.)
В-ль - Да, ребята, но чтобы охранять и заботиться о природе, нужно знать природу своей Родины.
Послушайте стихотворение К.Хетагурова. «Всати»
Снег сияет горный:
Манит вышина,
Там - ныхас просторный,
А на нем сосна;
С диких скал свергаясь
Воет водопад,
С двух сторон сверкая
Ледники висят.
В-ль - О каком крае говорится в этом стихотворении?
Дети: (О нашей Республике Северной Осетии.)
В-ль - Сегодня на занятии мы поговорим о природе Северной Осетии.
(вывешивает физическую карту Северной Осетии.)
2. В-ль - Ребята, рассмотрите территорию нашей республики.
(Показ на карте территории Северной Осетии)
В-ль - Кого напоминает она по силуэту?
Дети: (Похожа на петушка с гребешком и бородкой, с шеей и туловищем.)
В-ль - Дети, а что особенного есть в природе нашего края?
Дети: (Горы, пещеры, ледники, равнины, реки, леса)
В-ль - Почти половина территории нашей республики покрыта горами. Горная часть Осетии состоит из Кавказских гор поделенные на 5 хребтов. Назовите их и покажите на карте.
Дети: Боковой, Главный хребет, Скалистый, Лесистый и Пастбищный хребты.
3. В-ль - Ребята, а вы знаете из чего сложены горы?
Дети: (Из горных пород и минералов.)
В-ль - Каких?
Дети: (Известняк, каменный уголь, гранит, базальт, мрамор, глина, железная руда.)
В-ль: Да, ребята из этих горных пород веками складывались Кавказские горы.
В-ль - Как их можно назвать одним словом? (полезные ископаемые)
4. В-ль - Да, полезные ископаемые - огромное бесценное богатство земли.
Игра «Ящик ощущений» Если вы без труда перечислили полезные ископаемые, то и без труда узнаете горные породы на ощупь.
Вопросы: - это горная порода? Плотная или рыхлая? Имеет колющую поверхность? Шероховатая или гладкая? Какой формы? Как ты думаешь, как она называется? (дети отгадывают породы)
В-ль: - Молодцы, ребята, вы умеете различать горные породы и называть их признаки.
5. В-ль - На горных вершинах, так холодно, что снег там никогда не тает. Он скатывается, скользит вниз по склонам, пока не превращается в некое подобие ледяной реки.
В-ль - Как вы, думаете, как называется эта ледяная масса, свисающая с гор?
Дети: (Ледники)
6. В-ль: - Безусловно, это ледники. А как вы думаете, каким значком обозначены ледники на карте? Найдите правильное обозначение. (выставляет обозначения)
(дети выбирают из 4 вариантов картинок, правильный ответ, остальные вспоминают и называют, что они обозначают.)
В-ль - Правильно, знают дети обозначение на карте.
В-ль - А какие названия ледников вы знаете?
Дети: (Караугомский, Цейский, Колка, Майли)
В-ль: Да, ребята, эти ледники самые большие и красивые, а вообще их очень много в нашей республики и они нужны для питания горных рек.
7. В-ль - По территории Северной Осетии протекает много рек, но основной жилой, артерией является какая река?
Дети: (Река Терек) (показ картинки с горной рекой)
В-ль: - Правильно, реку Терек еще называют «рекой Дружбы», потому что она протекает по соседним республикам.
Поэтический образ горной реки Кавказа создал М.Ю.Лермонтов, часто бывавший у нас в гостях.
Она коры не знает ледяной.
Цепей зимы и хлада не боится;
Серебряной покрыта пеленой.
Она сама между снегов родится,
И там, где даже серна не промчится.
Дитя, природы с детской простатой.
Она, резвясь, играет и катится!
В-ль - Откуда река Терек берет свое начало?
Дети: (Она берет свое начало в ледниках горы Зилга - Хох. (воспитатель показывает на карте.)
В-ль - А какие еще реки протекают по территории республики?
Дети: (Урух. Ардон, Геналдон, Цейлон, Фиагдон, Гизельдон, Закадон, Урсдон)
В-ль: Правильно, и как вы уже сказали, обозначаются реки на карте синей линией.
8. В-ль - Вода великая сила, она точит камень и бежит бурлящимся потоком стремительно вниз, прокладывая себе дорогу в горах. Миллионы лет вода растворяет горные породы, вымывает их и в недрах гор образует пустоту, разнообразной формы. Что это за пустоты?
Дети: (пещеры) (показ картинки)
В-ль - Вода и известняк просачиваясь сквозь толщу пород образует… Что вода образует в пещерах?
Дети: (Каменистые сосульки, вверху на потолке - сталактиты, осаженные на полу и в стенах - сталагмиты)
(Выставляются картинки с изображением сосулек)
В-ль: - Да ребята, вот такую нерукотворную красоту создает сама природа.
9. В-ль: Склоны долин вокруг ледников покрыты яркими альпийскими цветами. (Показ иллюстрации альпийских лугов)
В-ль: Какие альпийские цветы вы знаете?
Дети: (Незабудки, подснежники, примулы, камнеломки, вероники, колокольчики, смолевки)
10. Физминутка «Цветы на лугу»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивание руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивание руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут. (Потягивание руки в стороны.)
11. Игровизор «Найди и соедини»»
В-ль: - На игровизоре изображены цветы, найдите пожалуйста, те которые подходят к горной местности и проведите линию к значку с горами, а другие со значком клумбы.
В-ль: - Молодцы, ребята, справились с заданием. Перечислите какие цветы вы соединили с значком гор?
Дети: - Колокольчики, примулы, подснежники, камнеломки.
В-ль: А почему тюльпан не соединили с горами?
Дети: Потому, что это садовый цветок.
В-ль: - Перечислите какие еще садовые цветы изображены.
Дети: - Нарцысс, роза, астра.
В-ль: - Молодцы ребята справились с заданием. Я вижу, что вы можете отличать садовые и горные цветы.
В-ль- Ребята, а на альпийских лугах растут деревья?
Дети: (Нет, потому, что там очень холодно, дуют сильные ветры и тепло бывает очень короткое время, поэтому там не могут расти деревья.)
12. В-ль: Много стихов написал поэт основоположник осетинской литературы К. Хетагуров.
Мир сказок, мир теней, прохлады.
Волшебных грез... Везде, кругом.
Густым, увенчаны шатром.
Стоят столетние громады...
Вот липа... К ней склонился клен
И шепчет что-то. К груди белой
Чинары тянется несмелой
Рукой орешник... - Он влюблен
В неё давно, но... что за пара!-
Она, красавица чинара,
Царица леса, он пред ней-
Смешной, уродливый пигмей!
В-ль: - Леса кладовые даров природы. Какую пользу они приносят людям?
13. Игра «Найди пару» (Нужно найти к растениям леса картинку, для чего мы их используем)
Дети: - Ягоды собираем, для того, чтобы заготавливать варенье на зиму: кизилом, барбарисом, облепихой, шиповник, калина, малина, рябина.
- Дерево - это строительный материал, для изготовления мебели: бук, граб, дуб, липа, клен, ольха.
- Подорожник - лекарственное растение, для того чтобы залечить рану: душицей, ромашкой, зверобоем, одуванчик.
- Грибы собираем для заготовки консервируем на зиму. Употребляем в пищу.
- Лес - для того, что бы отдыхать, дышать чистым воздухом, богатым кислородом, слушать пение птиц, любоваться красотой природы.
14. В-ль: -В лесах нашей республики, обитают много животных и птиц.
Сейчас мы поиграем с вами в игру «Кто знает - называет» и будем передавать мяч, перечисляя животных. (дети передают мяч и называют животных )
Дети: (медведь, лесной кот, волк, лиса, куница, ласка, снежный барс.)
В-ль: Назовите копытных животных?
Дети: (туры, зубры, кабаны, олени, косули, серна.)
В-ль: Назовите птиц?
Дети: (кавказский тетерев, белоголовый сип, ушастая сова, фазан, ястреб - тетеревятник, журавль - красавка, орел,)
В-ль: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете животных Северной Осетии.
15. В-ль: - Ребята, чтобы не исчезли на земле растения и животные, что нужно делать?
Дети: (Охранять природу, заботиться о ней.)
В-ль: - Что для этого люди создают и делают?
Дети: (Создают заповедники, заказники, дендрарии, природные парки)
В-ль: - В наших горах и лесах обитают животные и растения, которые больше нигде не встречаются. Они занесены в Красную книгу. Вы знаете, что это за Красная книга и для чего ее создали? (Показ Красной книги)
Дети: (В нее занесены исчезающие и исчезнувшие виды животных и растений.)
В-ль: А почему красная, а не зеленая, синяя?
Дети: Потому, что красный свет сигнал тревоги по спасению животных и растений.
16. Итог: - Так давайте же встанем на защиту нашей природы! Я вижу. Что наши дети знают природу родного края, и надеюсь будут ее беречь и охранять.
Я хотела бы, закончить наше занятие словами из стихотворения Е.Евтушенко
Берегите земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.