Цель: Познакомить детей с природными богатствами Ильменского заповедника. Развивать наблюдательность. Воспитывать любовь к природе, вызвать чувство восхищения родной природой и желание беречь ее красоту.
Оборудование и материалы:
- Карта Челябинской области;
- Выставка минералов (изделия из минералов), Таблицы минералов.
- Выставка книг об Ильменском заповеднике, городе.
- Листы бумаги для коллективной работы по группам.
- Гуашь, кисти, зеркальца.
- Аудиозапись.
- Плакаты с изображением родной природы в разные времена года.
- Презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
(слайд 1)
На слайде появляется слайд Наш город.
Звучит тихая мелодия, ученик читает стихотворение Антоненко «Наш город».
Среди гор в живописной долине,
Красотой изумляющей нас
Не воспетой лишь разве в былинах
Ты раскинулся город Миасс!
Как тебя называть?
Город рудный? Город - золото?
Город машин?
Чувство радости выразить трудно.
Рассказ.
Когда смотришь с Ильменских вершин. Красив Урал! Тот, кто хоть раз побывал в наших краях, будет всегда помнить его. Что ни поворот, то новая выдумка природы, встреча с горным хребтом, кудрявым, под мелкой карликовой вишней, уход в чёрную глубь леса, где сосна чистая. Раскидистая, с ветки до земли взлетает на высоту холма, за которыми необъятная долина до горизонта, а потом вдруг - ущелье.
2. Озеро Тургояк
(слайд 2)
Лежит озеро в полном одиночестве, мелкие волны набегают на бережок, качаются на воде розовые кувшинки. Ни души, ни следов от ноги на песке. Время остановилось.
Такими увидели наш край первые поселенцы жители Урала. Поэзия, разлитая в природе требовала воплощения в слове, мелодии, предмете. Так появились песни и сказки, предания и легенды. Уральские сказы, что камешки в горе.
- Дети что означает слова предания, легенды?
3. Легенды и предания
(слайд 3)
Предания - рассказы о местных событиях, которые действительно происходили.
Легенды - основываются на вымысле, рассказывают о жизни богов и героев. Но иногда предания обрастают вымыслом, сказочными действиями и потихонечку превращались в легенды.
Существует легенда о том, как получили название река и долина, горный хребет.
Первым пришёл в эти края Емельян Пугачев (слайд 4) со своими товарищами и потянулись к нему люди из разных мест.
Инсценирование
- Юра - Емельян Пугачёв.
- Серёжа - русский.
- Павлик - башкир.
Емельян Пугачёв отправил башкира и русского в разведку, посмотреть местность вокруг. И вот вышли они к берегу незнакомой реки. Посмотрели, увидели горы, озеро. Возвратились, идут к Пугачёву.
Е. Пугачёв: Узнали как называется река?
Разведчики: Не знаем.
Е. Пугачёв: Давайте назовём её сами. Кто первым увидел реку?
Башкир: Ми.
Русский: Аз.
Е. Пугачёв: Не спорьте, пусть река так и называется Миаз в честь вас обоих.
Так и пошло. Теперь уж не оторвать в слове Миасс русский слог от башкирского, так же дружно и мирно живут люди этих национальностей в Миассе.
Е. Пугачёв: А как называются эти горы, вы узнали?
Русский: Я пришёл из далёкого г. Новгорода, который очень люблю и там есть чистое озеро Ильмене. Мне хочется так назвать горы.
Башкир: И в моём родном языке есть слово «имен», что означает безопасный, безвредный, не угрожающий опасностью.
Так назовём эти горы «Ильменскими». Так мирно решили русский и башкир назвать горы, так же в дружбе и согласии они живут много лет на нашей земле.
4. Ильменские горы
(слайд 4)
В наших местах, что ни гора, то сказка, что ни пригорок, то присказка. Оглянитесь вокруг.
Ученик:
Побывай непременно в Ильменах
Там в Ильменах трава по колено
Там в Ильменах верхушки сосны
Задевают макушку Луны.
5. Ильменский заповедник
(слайд 5-9)
Что значит «заповедник»
Заповедник -
- царство животных,
- царство растений
- царство горных пород.
На территории заповедника нельзя охотиться, ловить рыбу, мять траву. Так как же возник Ильменский заповедник?
Много есть легенд о нашем крае, есть сказы про Ильмены. Много есть на Урале ценного, да диковинного. Недалеко от озера Тургояк богатое место. Там всякие дорогие камни есть самоцветы: яшма, сапфиры, александриты. Этим богатством, как гласит легенда, владел Дед Самоцвет. И вот, что про него старики рассказывали. Жил-был в Миассе купец. Бедные люди работали на него, добывали золото, а он богател. Вот узнал он, что в Ильменах камень-самоцвет есть. Приказал он искать камни самоцветные. Приехали рабочие в Ильмены, начали самоцветы искать, найти не могут, попадают только крошки от самоцветов. Ругают, бьют рабочих. И вот однажды услышали они треск, да шум страшный. Треснула стена и раздвинулась, а оттуда свет. Рабочие испугались и упали без памяти. Выходит Дед Самоцвет. На голове золотой венок, изукрашенный сапфирами, рубинами, бриллиантами. Одежда из хрусталя, горит как радуга. И говорит: «Нашли вы камни самоцветные, пойдём, покажу». Завёл в одну палату; стены зелёные, в другую - синими, в третью - солнечно-жёлтая, в четвёртую - тёмно-красная, пятая - голубая, шестая из хрусталя. Пол из разноцветного мрамора, двери из серебра и золота. Дед Самоцвет и говорит: «Вот видите, какие у меня сокровища. Моего богатства хватит на весь мир. Добрым людям моего богатства хватит, а злым не будет. Я передам сокровища людям трудолюбивым, добрым и честным». Так пошла слава об Ильменском заповеднике, где учёные изучают камни.
В старые времена люди замечали, что земля сверкает после дождя. Один поселенец Прутов пошёл искать слюду, её раньше использовали для того, чтобы вставить в окно вместо стекла, а нашёл не слюду, а несколько полудрагоценных камней - топаз и аквамарин. Обрадовался, вот и назвали аквамарин - камнем радости. Камень чистый, как слеза - голубой, как небо. Цвет камня меняется - если хорошая, солнечная погода и камень чисто-голубой, хорошее настроение, если погода плохая, или горе у человека - он голубовато-синий.
Эти камешки и сверкали в долине, их называют «золотой». Люди помнили наказ полоза - не жадничали. В нашей долине Никита Сюткин нашёл самородок весом более 36 кг, самый большой самородок. Ныне он хранится в Москве, в Алмазной палате. Так вот рыли в Ильменских горах и находили самоцветы. Оказывается радуга, которая, которая на небе после дождя появляется, тоже связана с камнями. От чего она появляется? Больше 100 лет на Урале начался сильный ливень. Люди, звери поплыли куда глаза глядят. Приплыли к горе, походили по горе - воды нет. Пошли искать воду, а баран начал бегать, добежал до середины горы, а там пропасть. Думает перепрыгну - на рога встану. Прыгнул через пропасть, да как стукнется о скалу рогами. Из неё искры - во все стороны. Загорелся лес. Горит день, два, а в горе - самоцветы: изумруды, турмалины, аметисты. Нагрелась гора, треснула пополам и отразились самоцветы в небе семью радужными цветами. Потому радуга тесно связана с камнями. Особая любовь к малахиту. На Урале лучшие малахиты, чем где-либо. Уральские горщики имели свою покровительницу - хозяйку медной горы. Она охраняла малахит. Эта красивая женщина с зелёными глазами. Она не любила жадных, злых, а добрых и честных людей одаривала камнем. Если пропадал в горах малахит - рассердилась хозяйка. Так и пошло на Урале только за великую доброту, душевность старатели одаривались малахитом. Родилась традиция дарить невестам недорогие самоцветы в малахитовой шкатулке. (Показываю малахитовую шкатулку, изделия, змеевик, поделки из этого камня).
Ребята, камни бывают разные драгоценные и полудрагоценные. Из драгоценных камней делают украшения (таблица).
А есть камни, которые используют в строительстве, например мрамор. Где вы видели этот строительный материал?
О камнях можно говорить много. Будут ещё уроки на которых мы будем говорить о горных породах, о нашем крае.
Мы с вами дети приготовили выставку камней. Давайте рассмотрим камни повнимательнее, потому что мы выполним потом работу в стиле «монотипия».
Рассматривают камни.
6. Монотипия
(слайд 10)
Гуашевыми красками наносят на зеркальце понравившиеся цвета, а затем накладывают зеркальце на лист бумаги. Объясняют, какой камень-самоцвет изобразили.
7. Кроссворд
(слайд 11)
- Какой камень назван в честь города Миасса? (Миаскит)
- Какое животное изображено на гербе нашего города? (Лось)
- Драгоценный камень-самородок, который нашёл Никита Сюткин? (Золото)
- Назовите одним словом: изумруды, турмалины, аметисты, малахит, аквамарин. (Самоцветы)
- Как называются рассказы о местных событиях, которые действительно происходили? (Предания)
- На полянке девчонки
В разных рубашонках,
В зелёных полушалках. (Цветы) - Продолжите фразу Ильменские …(Горы)
8. Итог урока
Красив Урал. Тот кто хоть раз побывал здесь не забудет этот край никогда.