Цель: Создать условия для закрепления вычислительных умений и навыков, совершенствования коллективных форм работы, проявления доверия, толерантности, поддержания интереса к предмету, воспитания самостоятельности.
Задачи урока:
Образовательные:
- актуализировать знания темы: «Произведение трёх и более множителей».
- закрепить вычислительные навыки, таблицу умножения;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к математике, желание и умение работать в коллективе, культуру общения, чувства дружбы и взаимопомощи;
Развивающие:
Развивать предметные умения:
- умение применять математические свойства, навыки устного счета, табличного умножения, решения задач;
Развивать метапредметные УУД:
Развивать коммуникативные умения:
- планировать сотрудничество с учителем и сверстниками;
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- корректировать и оценивать деятельность товарищей.
Развивать регулятивные умения:
- самостоятельно формулировать цель своей деятельности;
- развивать умение высказывать своё мнение, слушать ответы одноклассников;
- контролировать и оценивать результаты своей деятельности.
Развивать личностные умения:
- развивать внимание, логическое мышление, память;
- развивать дружелюбие, толерантность, самостоятельность.
Оборудование: Образовательная система « Школа 21 века», проектор, презентация, сигнальные карточки, конверты с заданиями с заданиями, портрет Г.-Х.Андерсена, сообщение о Г.-Х.Андерсене, книги Г.-Х.Андерсена: «Снежная королева», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво», «Дикие лебеди».карточки с примерами для групповой работы.
Методы работы: объяснительно-иллюстративные; словесные; наглядные; практические.
Педагогические технологии:
- педагогика сотрудничества (учебный диалог,);
- ИКТ-технологии (интерактивная доска);
- технология интерактивного обучения (дерево решений);
- личностно-ориентированное обучение.
Ожидаемые результаты:
- повышение активности учащихся на уроке;
- улучшение результатов обучения;
- использование учащихся приобретённых знаний и умений в практической деятельности.
Мотивация на урок
Цели этапа:
- психологический настрой учащихся;
- обеспечение нормальной обстановки на уроке.
(Ресурсный круг)
Настал новый урок, мы спокойны и добры, приветливы и здоровы.
Глубоко вдохните и выдохните.
Вдохните свежесть осеннего дня, тепло солнечных лучей.
Выдохните обиду, злобу, беспокойство.
Посмотрите, друг на друга и улыбнитесь, пожелайте хороших отметок.
Мы начнём без промедленья,
Наш урок по закрепленью,
Всё, что знаем повторим,
Задачи трудные решим.
Будем мы работать дружно
Сделаем всё то, что нужно.
(Запись в тетради: числа, классной работы)
Прочитайте высказывание канадского математика Айвена Нивена «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!»
- Как вы понимаете это высказывание? (сл.1)
Пусть математика сложна,
Ее до края не познать,
Откроет двери всем она,
В них только надо постучать.
Ну, что ребята, будем стучать в дверь математики.
Устный счёт
- Чтобы работа спорилась - начнём с гимнастики ума.
- Количество этажей в нашей школе умножьте на 8.
- К 80 прибавьте количество месяцев в году.
- Уменьшаемое 100, вычитаемое равно количеству учеников нашего класса
- Количество дней в двух неделях разделите на 2.
Цветные карточки.
Мы выполняем задания по группам. Математические цепочки.
У вас на партах лежат красные карточки. Решите задачу.
Обычно на одном дереве дятел уничтожает 9 личинок. Сколько всего личинок может истребить дятел на 6 деревьях? на 8 деревьях? (по вариантам)
(Взаимопроверка задачи) - Узнайте, на сколько личинок больше истребил дятел с 6 деревьев, чем с 8? 72 - 54 = 18
- Подумайте, чтобы произошло в природе, если бы дятлы исчезли?
В природе всё взаимосвязано. Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть всегда хорошо продумано. Если люди не продумают заранее свои поступки в природе, не просчитают убытки, они могут нанести ей очень большой вред.
Математические знания могут пригодиться в решении экологических проблем?
Слайд. Какие свойства умножения записаны с помощью геометрических фигур? Как оно звучит?
Следующее свойство как называется? Как оно звучит?
- Для чего нужны эти свойства?
- Так, какая тема урока? Табличку на доску.
Какие цели поставим для себя каждый? (Я хочу повторить…. Хочу применять знания….Хочу закрепить…)
- Что необычного вы увидели в классе? (Читательский зал)
- Значит должны прийти гости?
Работа в парах. (жёлтые карточки) Запишите пропущенные слова.
Переместительное свойство умножения.
а *в= в *а От перестановки ……………………….(множителей) произведение не изменяется.
Сочетательное свойство умножения.
(а* в)*с = а *(в*с) Чтобы произведение чисел умножить на …………(третье) число, можно ……. (первое) число умножить на ………….. (произведение ) второго и третьего.
1. Формулирование темы и цели урока
- Ребята, внимательно посмотрите, у нас есть числа? 1,3,2,5.
- Какие действия можно выполнить с этими числами?
- Давайте перемножим их и найдём значение выражения?
- Какое правило мы должны помнить? Переместительное и сочетательное свойства умножения дают возможность записывать выражения, содержащие только умножение, без скобок и выполнять вычисления в любом порядке.
- Давайте применим наши знания на практике. Ой, кто-то стучится? Откуда он, узнаем?
Решите примеры и заполните таблицу.
- 2*9*1*2=36 т
- 4*2*1*5=40 и
- 2*3*1*9=54 у
- 6*1*2*2=24р
- 2*3*2*4=48 е
- 3*1*3*7=63р
- 5*2*1*3=30 л
- 4*4*2*2=64 а
- 7*1*2*2=28 а
- 2*4*1*8=64 т
л |
и |
т |
е |
р |
а |
т |
у |
р |
а |
30 |
40 |
36 |
48 |
24 |
64 |
64 |
54 |
63 |
28 |
- Что необходимо знать, чтобы решать безошибочно такие выражения удобным способом?
Переместительное и сочетательное свойства умножения дают возможность решать выражения, содержащие только умножение, без скобок и выполнять вычисления в любом порядке.
- Как вы думаете, почему ключевое слово «литература»?
Сообщение о Г.-Х.Андерсене (выступление учеников)
Датский писатель. Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года. Родился в городке Оденсе (на острове Фиония, Дания) в семье бедного башмачника. Отец любил книги и привил мальчику любовь к литературе. Мать зарабатывала стиркой белья. Мальчик сочинял пьесы для собственного кукольного театра, обладал прекрасной памятью.
Он поступил в школу, где преподавали только закон Божий, письмо и арифметику, причем скверно.
Мать решила отдать его в ученики к портному, но Ханс со слезами умолял ее отпустить его в Копенгаген - в поход за славой.
Благодаря прекрасному голосу Андерсена приняли в театральное училище. Потеряв голос, юноша перешел учиться в классическую гимназию, потом поступил в университет. Дания вскоре признала в нем талантливого поэта.
Его сказки с картинками раскупались мгновенно. А критика не признавала этого великого гения! Литературные заработки были эпизодическими, состоятельным сказочник так и не стал.
Умер писатель в полном одиночестве на своей вилле 4 августа 1875 года.
И первой нас встречает ребёнок выходит к столу и читает карточку «высокая, стройная, ослепительно белая женщина … шуба и шапка на ней были из снега». «Женщина была закутана в тончайшую белую тюль, сотканную, казалось, из множества снежных звездочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как две ясные звезды, но не было в них ни теплоты, ни покоя». Кто это?
Снежная королева из сказки «Снежная королева» Слайд выполним её задание?
2. Решение задачи по вопросам
слайд
Сильный ветер поднял связку воздушных шаров вместе с Каем и унес во дворец Снежной Королевы. В связке было 27 желтых шаров, голубых - в 3 раза меньше, а красных - на 15 шаров больше, чем голубых.
- Можем решить задачу???
- Чего нам не хватает? (вопроса)
Сильный ветер поднял связку воздушных шаров вместе с Каем и унес во дворец Снежной Королевы. В связке было 27 желтых шаров, голубых - в 3 раза меньше, а красных - на 15 шаров больше, чем голубы. Сколько желтых , голубых и красных шаров было в связке?
Анализ задачи. Решение. Проверка по эталону. Слайд
- 27:3=9 (ш) голубые
- 9+15=24(ш) красные
- 27+9+24=60(ш)
Ответ: в связке 60 шаров.
Физкультминутка
3. Работа в группах. Решение примеров
Читает следующий…« Когда ласточка подлетела к цветку, эльф совсем перепугался. Он был такой крошечный, ласточка такая большая! Но он очень обрадовался, …, он никогда еще не видел такой красивой девочки. Он низко поклонился ей и спросил, как ее зовут».
Как же зовут эту девочку? Дюймовочка из сказки «Дюймовочка». Слайд. Выполним её задание
Выполните действия. Выпишите ответы в порядке увеличения.
- (6*3*3)+398=
- 900-(4*3*2)=
- (9*0*8*7)+(1*9*2*2*2)=
- (7*2*4)-(6*2*4)=
- (4*2*5)+145=
к |
н |
и |
г |
а |
|
|
|
|
|
- Ребята, а какие правила мы должны помнить, работая с книгой?
4. Решение геометрической задачи
Поцелуи снежной королевы сделали Кая не чувствительным к холоду. Кай возился с плоскими остроконечными льдинками, укладывая их на всевозможные лады. И вот, что у него вышло: длина льдинки составила 12 см, а ширина - в 4 раза меньше. Найдите периметр льдинки.
Анализ задачи.
Решение.
- 12:4=3 (см) ширина
- Р= 12+12+3+3=30(см)
Ответ: Периметр льдинки равен 30 см.
5. Работа в группах
Читает ребёнок Ой, «закричал мальчик и захлопал в ладоши. Их подарили ему на день рождения, и он сейчас же расставил их на столе». Они «оказались совершенно одинаковые, и только один единственный был немножко не такой, как все: у него была только одна нога, потому что отливали его последним и олова не хватило. Но и на одной ноге он стоял так же твердо, как остальные на двух, и вот с ним-то и приключилась замечательная история».
Как же зовут этого героя? Оловянный солдатик из сказки «Стойкий оловянный солдатик»
- 1 уровень (21:7+42:6):2=
- 2 уровень (2*3*6*1+150)+29=
Вывод: сначала выполняются действия в скобках, если скобок нет, то сначала выполняются действия умножения и деления по порядку (слева направо), а затем сложения и вычитания.
6. Закрепление изученного материала (дополнительно)
Решение уравнений
«Шел солдат по дороге: раз - два! раз - два! Ранец за спиной, сабля на боку - отвоевал свое, а теперь держал путь к дому. Как вдруг на встречу ему старая ведьма, уродина, уродиной». Из какой они сказки? «Огниво»
- Чтобы принести ведьме огниво, солдат должен спуститься в дупло. А там его ждут три двери, за одной из них сундук с медными монетами, за второй с серебренными, а за третьей с золотыми. Чтобы открыть сундук с монетами вам нужно сравнить выражения.
7. Итог урока
- Ребята, над чем мы сегодня работали?
- Какое правило мы должны помнить.
- С какими литературными героями мы сегодня встретились?
- Кто нам рассказал о них?
- У кого появилось желание прочитать книги, о которых говорили? Вы можете взять их в библиотеке. Г.-Х.Андерсен написал не только те сказки, о которых мы сегодня говорили, но и множество других. Можете привести примеры?
8. Рефлексия
слайд
- Какую цель ставили в начале урока?
- Мы её достигли?
- Кто считает, что понял смысл сочетательного свойства умножения?
- Кто доволен своей работой на уроке? Почему?
- Кто знает, над чем ему ещё надо поработать?
Домашнее задание. Слайд
- Придумать и решить 2 примера на произведение трех и более множителей.
- Стр.97 № 16,17.