Общеразвивающая программа "Школа юного психолога"

Разделы: Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика, Дополнительное образование


Раздел 1. Пояснительная записка

Актуальность и педагогическая целесообразность.

Предлагаемая программа «Школа юного психолога» в школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом - все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества.

Обучение психологии общения дает возможность к саморазвитию как непрерывного процесса, в рамках которого ученик приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию. В ходе занятий по программе «Школа юного психолога» обучающиеся смогут раскрыть и развить навыки самоанализа; научиться пони­манию чувств и мотивов поведения других людей; овладеть формами конструктивного повседневного и делового общения; обучиться приемам саморегу­ляции в стрессовых ситуациях.

Данная программа направлена также на развитие творческого мышления обучающихся, способности к выработке собственной пози­ции и критической переработке информации.

Программа предмета «Школа юного психолога» учитывает, что у школьников 6 класса все более активную роль в развитии личности начинает играть ведущая в этом возрасте деятельность общения со сверстниками. Вопросы общения весьма актуальны, интересны подросткам. Их волнуют проблемы дружбы, приятельских и товарищеских отношений, влюбленности, проблемы отношений людей друг к другу. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные показатели в других сферах их жизни и деятельности.

Переход от детства к взрослости составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими качественными сдвигами в развитии подростка. Меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению. Подросток, не игнорируя учебы, придает особое значение общению. Рефлексия на себя, на других, на общество. Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на другие лица. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность.

6 класс - сензитивный период для развития основного психического новообразования подросткового возраста - умения понимать чувства, переживания других людей и строить свое поведение и отношения с учетом этого. Поэтому в 6 классе основными темами для изучения являются: общение, отношение, восприятие и понимание людьми друг друга. Дети начинают знакомство с проблемами социальной психологии.

В преподавании курса психологии применяются известные в мировой педагогической и психологической практике методы обучения: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др. А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки).

К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой),опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.

Цель обучения по программе «Школа юного психолога» - приобщение обучающихся к психологической культуре, которая является необходимой частью общей культуры.

Цели обучения в 6 классе:

  • введение обучающихся в новую для них область психологических знаний - психологию общения, отношений, восприятия и понимания людьми друг друга;
  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса и устойчивого мотива познания себя и окружающего мира, интереса к самому себе, своим возможностям и личностным качествам;
  • формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений;
  • применение полученных знаний и умений для развития своей индивидуальности, что связано с пониманием роли индивидуальных различий в восприятии человека, обнаруживающихся в процессе учения, общения, поведения.

Задачи программы.

Реализация программы «Школа юного психолога» позволяет решить ряд задач.

Обучающие задачи:

  • обеспечивать усвоение новых знаний, а также терминологии, используемой в психологии;
  • адаптировать базовые теоретические знания в области психологии с учетом возрастных особенностей обучающихся;
  • обобщать имеющийся у учеников практический опыт по разрешению жизненных ситуаций, полученный ими как на занятиях кружка, так и в быту;
  • формировать навыки взаимодействия в составе команды, осуществляющей практическую деятельность.

Воспитывающие задачи:

  • формировать гражданскую позицию и толерантность, ощущение принадлежности к одной из культур многонационального народа РФ;
  • способствовать сплочению детского коллектива, ощущению личной сопричастности к успеху (или неудаче) команды;
  • формировать добросовестное отношение к труду и уважение к педагогическим профессиям.

Развивающие задачи:

  • формировать ключевые компетенции по усвоению знаний в области психологии;
  • развивать интеллектуальные способности в области выбора и способа решения жизненных ситуаций.
  • совершенствовать речь, создавать условия для применения терминологии, характерной для данного вида деятельности.
  • развивать информационную компетентность в плане умения подбирать и анализировать информацию в рамках заданных критериев;
  • формировать умения презентовать свои знания, учебные достижения перед разновозрастной группой зрителей;
  • развивать навыки самоконтроля, рефлексии, способность отслеживать деятельность по заранее намеченным критериям;
  • способствовать формированию навыков работы с информацией, представленной в виде устной и письменной речи (в том числе на иностранных языках), видеоматериалов, изображений, технологической документации, схем и пр.
  • развивать навыки самоорганизации, а также организации деятельности команды по подготовке к занятию.

Форма и режим занятий.

Программа «Школа юного психолога» рассчитана на 1 год обучения 35 часов при нагрузке 1 час в неделю. Занятия проводятся в групповой форме. Запланированные в рамках программы практические навыки, как правило, приобретаются обучающимся в составе одновозрастной группы. Возможно разновозрастное обучение, организованное в зависимости от выявленных начальных умений. Основной формой обучения на занятиях является практическая деятельность.

Предполагаемые результаты обучения

А. Предметные результаты:

Ученик научится:

  • объяснять сущность новых понятий: психология, психика, познавательные процессы,
  • психические состояния и их регуляция;
  • определять, что изучает психология;
  • анализировать познавательные процессы (ощущения, представления, внимание, память,
  • мышление, речь, воображение, воля, эмоции);
  • описывать адаптивные и функциональные состояния человека и их влияние на различные
  • виды человеческой деятельности;
  • характеризовать процессы эмоционального стресса и регуляции эмоциональных состояний.

Ученик получит возможность научиться:

  • обосновывать собственную позицию при анализе социально-психологических явлений;
  • применять знания о психических процессах и об адаптивных возможностях организма
  • для достижения успешности в обучении и в жизни;
  • владеть способами взаимодействия личности и социума; приемами саморегуляции,
  • навыками преодоления негативных эмоциональных состояний;
  • владеть навыками эффективного общения, приемами самопознания и саморегуляции;
  • проводить самодиагностику познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы,
  • определять свои способности;
  • применять техники для развития психических процессов, позитивного мышления и
  • регуляции эмоциональных состояний.
  • применять техники по разрешению конфликтных ситуаций со взрослыми и сверстниками.

1. Регулятивные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

  • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
  • делать выбор и брать ответственность за решение.
  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
  • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
  • оценивать соответствие результата цели и условиям;
  • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
  • выявлять и анализировать причины эмоций;
  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
  • регулировать способ выражения эмоций;
  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
  • признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
  • принимать себя и других, не осуждая;
  • открытость себе и другим;
  • осознавать невозможность контролировать все вокруг.

2. Познавательные универсальные учебные действия.

Ученик получит возможность научиться:

  • с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
  • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).
  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
  • эффективно запоминать и систематизировать информацию.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия.

Ученик получит возможность научиться:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

В. Личностные результаты

  • активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны;
  • неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
  • понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
  • представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
  • готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
  • готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).

Раздел 2. Содержание программы

Учебно-тематический план обучения (курс «Школа юного психолога»)

Наименование темы урока

Всего часов

1 год обучения

Теор.

Практ.

Раздел 1. Что такое общение?

6

1

Вводное занятие.
Что такое общение?

1

0,5

0,5

2

Как складывается впечатление о другом человеке?

1

0,5

0,5

3

Активное слушание.

1

0,5

0,5

4

Что ты о себе думаешь: твоя самооценка.

1

0,5

0,5

5

Хорошая самооценка: строим и ремонтируем.

1

-

1

6

Ты и гаджеты: как не стать жертвой телефона

1

-

1

Раздел 2. Наши чувства и эмоции

6

7

Если мне обидно.

1

0,5

0,5

8

Если обидно другим. Дружба и обида.

1

-

1

9

Если я завидую. Если завидуют другие. Зависть и дружба.

1

0,5

0,5

10

Если злюсь я. Если злятся другие.

1

0,5

0,5

11

Скука, лень и интерес.

1

-

1

12

Карта чувств и эмоций.

1

-

1

Раздел 3. Как общаются разные люди

2

13

Навык, стиль и манера общения.

1

0,5

0,5

14

Как возникает симпатия. Товарищество и дружба.

1

0,5

0,5

Раздел 4. Настойчивость или талант: как не свернуть с пути

6

15

Умеешь ли ты быть настойчивым?

1

0,5

0,5

16

Что делать, если все надоело?

1

-

1

17

Как достичь настоящего мастерства?

1

-

1

18

Твердость характера: откуда она берется.

1

-

1

19

Сила воли: где ее взять и как тренировать.

2

0,5

1,5

Раздел 5. Уверенность в себе и ее роль в развитии человека

7

20

Зачем человеку нужна уверенность в себе

1

0,5

0,5

21

Источники уверенности в себе

1

-

1

22

Какого человека мы называем неуверенным в себе

1

0,5

0,5

23

Я становлюсь увереннее

1

-

1

24

Уверенность и самоуважение

1

0,5

0,5

25

Уверенность, эмпатия и сострадание к другим людям

2

0,5

1,5

Раздел 6. Конфликты и их роль в усилении Я

4

26

Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома, на улице.

1

0,5

0,5

27

Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта

1

-

1

28

Конструктивное разрешение конфликтов.

1

-

1

29

Конфликт как возможность развития.

1

-

1

Раздел 7. Ценности и их роль в жизни человека

4

30

Что такое ценности?

1

0,5

0,5

31

Ценности и жизненный путь человека.

1

-

1

32

Мои ценности.

1

-

1

33

Помощь друг другу.

1

-

1

Итого

35

8,5

26,5

Содержание занятий обучения «Школа юного психолога»

Раздел 1. Что такое общение? - 5ч.

Вводное занятие. Что такое общение? - 1ч. Я и другой человек. Что такое общение. Из чего состоит общение. Общение и отношения между людьми. Упражнения: «Я и зеркало», «Здравствуй, я рад познакомиться!». Практическая работа: Речь и общение.

Как складывается впечатление о другом человеке? - 1 ч. Что такое внешний вид человека. Лицо человека. О чем говорят жесты. Что можно узнать по походке и осанке. Речь говорит сама за себя. Одежда и прическа. Упражнения: «Письмо себе любимому», «Снежинки», «Никто не знает». Практическая работа: Позы и жесты человека.

Активное слушание - 1ч. Что такое активное слушание. Три правила активного слушания. Практическая работа: Как я умею слушать.

Что ты о себе думаешь: твоя самооценка - 1ч. Что такое самооценка. Что твоё, а что совсем не твоё? Что о тебе думают другие? Достоинства и недостатки. Практическая работа: За что ты себя уважаешь? Мои достоинства.

Хорошая самооценка: строим и ремонтируем - 1ч. Каким будет твое отношение к самому себе? Практическая работа: Сравни себя с собой: чему ты научился и чего достиг? Арка здоровой самооценки.

Ты и гаджеты: как не стать жертвой телефона - 1ч. Практическая часть: Какие выгоды ты получаешь от гаджетов? Твои друзья: в соцсетях и в жизни. Цифровой детокс.

Раздел 2. Наши чувства и эмоции - 5ч.

Если мне обидно -1ч. Что такое обида. Виды обид. Люди и поступки. Откуда берется обида. Практическая работа: Рисуем обиду. Локомотив обиды (разочарование, ненависть, неприятное удивление, высокомерие). Топливо для обиды.

Если обидно другим. Дружба и обида - 1ч. Практическая работа: Почему и как обижаются другие. Как обижаются на меня. Когда обижаюсь я (фокусировка внимания на его обидном поступке или на его обидных словах). Эмоциональный квест.
Если я завидую. Если завидуют другие. Зависть и дружба-1ч. Что такое зависть. Зависть и другие чувства. Причины зависти. Если завидуют другие. Практическая работа: Как превратить зависть во вдохновение.

Если злюсь я. Если злятся другие - 1ч. Что такое злость. Какой бывает злость? (гнев, ярость, раздражение). Злость полезная и вредная. Если злятся другие. Лицо и голос злости. Практическая работа: Как я справляюсь со злостью.

Скука, лень и интерес - 1ч. Практическая часть: Карта лени, Созерцание. Авторисование. Загореться интересами. Если скучают другие.

Карта чувств и эмоций - 1ч. Практическая часть: Составление карты чувств и эмоций. Что лучше не делать с эмоциями и чувствами. А что можно и нужно делать с эмоциями и чувствами.

Раздел 3. Как общаются разные люди - 2ч.

Навык, стиль и манера общения - 1ч. Что такое навык, стиль, манера общения. Психологические особенности человека и общение. Подстройка в общении. Упражнения: «Что такое стереотип?», «Ассоциации», Листок за спиной». Практическая работа: Просмотр отрывков из художественных фильмов и описание своих навыков общения.

Как возникает симпатия. Товарищество и дружба - 1ч. Понятие симпатия и антипатия. Факторы, влияющие на симпатию и антипатию между людьми. Понятие товарищества и дружбы. Практическая часть: Разбор жизненной ситуации. Написать 5 высказываний: «Друг-это…», Как ты миришься с другом? Умеешь ли ты выбирать друзей?

Раздел 4. Настойчивость или талант: как не свернуть с пути - 6ч.

Умеешь ли ты быть настойчивым? - 1ч. Что такое настойчивость? Почему сложно быть настойчивым? Твердость характера. Практическая часть: Формула достижений.

Что делать, если все надоело? - 1ч. Практическая часть: Любимое дело. Выбирай самое интересное. Что мне поможет?

Как достичь настоящего мастерства? - 1ч. Талант-потенциал человека. Как работает талант? Практическая часть: Критика - это полезно!

Твердость характера: откуда она берется - 1ч. Практическая часть: Новые горизонты. Замечай свои достижения. Правило «одной сложной вещи».

Сила воли: где ее взять и как тренировать - 1ч. Что такое сила воли. Есть ли смысл у твоих дел? Практическая часть: Как создать привычку. Правило пяти ударов сердца. Способ отложенного удовольствия. Сила воли и привычки.

Раздел 5. Уверенность в себе и ее роль в развитии человека - 7ч.

Зачем человеку нужна уверенность в себе - 1ч. Что такое уверенность. Практическая часть: Портрет. В чем проблема? Символ моей веры в себя. Работа со сказкой.

Источники уверенности в себе - 1ч. Практическая часть: Копилка источников уверенности. Мои источники уверенности. Мои ресурсы. Работа с рассказом.

Какого человека мы называем неуверенным в себе? - 1ч. Что такое неуверенность? Маски неуверенности. Практическая часть: Какое поведение у ребят? Надень маску. Работа со сказкой.

Я становлюсь увереннее - 1ч. Практическая часть: Высказывания. Кинопроба. Работа со сказкой. Как тренировать решительность.

Уверенность и самоуважение - 1ч. Гордость и самоуважение. Практическая часть: НЕ гордость. Разговор о гордости с блогером. Уважать себя-как это?

Уверенность, эмпатия и сострадание к другим людям - 2ч. Что такое эмпатия и и сострадание. Чувства в голосе и словах. Эмпатия и сострадание у других людей. Враг эмпатии и сострадания. Практическая часть: На что похожа эмпатия. Как понять чувства других. Чувства на лицах. Если я - это ты. Сострадание и помощь. Как отвечать на эмпатию и сострадание.

Раздел 6. Конфликты и их роль в усилении Я - 4ч.

Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома, на улице-1ч. Что такое конфликт. Причины конфликтов. Признаки конфликтов. Практическая часть: Сигналы конфликта. Стиль входа в конфликт. Рисунок моего стиля. Как выглядит человек в конфликте? Конфликт - это хорошо или плохо?

Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта - 1ч. Практическая часть: Основные стили поведения в конфликте. Как проявляются способы поведения в конфликте? Конфликтные ситуации. Работа с рассказом.

Конструктивное разрешение конфликтов - 1ч. Практическая часть: Как выиграть обоим участникам конфликта? Разыграем конфликт. Как оставаться спокойным. Работа с рассказом.

Конфликт как возможность развития- 1ч. Практическая часть: Интересный случай. Конфликт как возможность. Попробуем договориться. Ошибки в поведении конфликта.

Раздел 7. Ценности и их роль в жизни человека - 4 ч.

Что такое ценности? - 1ч. Что такое ценности. Виды ценностей. Практическая часть: Притча. Создай свои правила жизни. Я в будущем. Работа со сказкой.

Ценности и жизненный путь человека - 1ч. Практическая часть: Ценности и выбор профессии. Определи ценности (выдержки из записи бесед со взрослыми людьми). Переоценка ценностей. Работа со сказкой.

Мои ценности - 1ч. Практическая часть: Представление о себе и мире. Как определить свои ценности? Спор ценностей. Герб моих ценностей. Общий герб класса.

Помощь друг другу - 1ч. Практическая часть: Доброе слово. Друг для друга. Тимуровцы. Творческая работа «Дерево дружбы».

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы

В качестве аттестации проводится интерактивное занятие «Своя игра» по всем темам курса.

Материалы для итогового контроля: Интерактивная доска, ручки, фломастеры, листы бумаги.

Пример задания команды «……».

Каждая команда по очереди, выбирает интересующую тему по разделам курса.

Задание 1. Способы выхода из конфликтных ситуаций.

Задание 2. Оцените качество работы команды на зачетном занятии. Обсудите критерии в группе и вместе примите решение.

Критерий оценки

Шкала оценки

Все участники команды приняли активное участие занятии.

Критерий не выполнен

Критерий выполнен частично

Критерий выполнен полностью

Участники правильно отвечали на задания.

Критерий не выполнен

Критерий выполнен частично

Критерий выполнен полностью

Время выполнения задания

Критерий не выполнен

Критерий выполнен частично

Критерий выполнен полностью

Аккуратность выполнения задания (для творческой части)

Критерий не выполнен

Критерий выполнен частично

Критерий выполнен полностью

Ответы на дополнительные вопросы

Надо над этим поработать

Хорошо, но может быть лучше

Отлично

Итоговый результат: работу нашей команды признать…

Неудовлетворительной

Удовлетворительной

Отличной

В рамках программы создается и пополняется электронная методическая база, состоящая из учебных презентаций по темам обучения, вкладышей в рабочую тетрадь. База хранится на рабочем компьютере педагога.

Уровни освоения программы

Уровни освоения Программы

Курс «Школа юного психолога»

Высокий уровень
(одаренные дети)

Ученик демонстрирует высокую заинтересованность в учебной и познавательной деятельности, составляющей содержание Программы, в командной деятельности он проявляет лидерские качества, а также обладает способностью к саморазвитию (выполнение дополнительных заданий по инициативе ученика) в данной области знаний.
Главным отличием этого уровня усвоения программы является наличие желания у ученика выйти за рамки программного материала. На итоговых занятиях он предпочитает задания повышенного уровня сложности и демонстрирует умение самостоятельно применять теоретические знания в практической деятельности, проявляя творческий подход. Результатом его учебной деятельности является качественный образовательный продукт (мини-проект, мастер-класс, презентация и пр.).

Средний уровень
(базовые знания)

Учащийся всегда готов к занятиям, демонстрирует заинтересованность в учебной и познавательной деятельности, составляющей содержание данной Программы. На итоговых занятиях он выбирает задания базового уровня и демонстрирует выполнение заданий с применением на практике изученного теоретического материала.

Низкий уровень

Ученик демонстрирует неустойчивый интерес к выбранному направлению деятельности. Возможно, он посещает занятия по инициативе родителей или за компанию с друзьями. Качество выполнения заданий отражает недостаточное владение теоретическим материалом, а также отсутствие полного объема сформированных практических умений. На итоговых занятиях ученик выполняет задание с существенными ошибками, а в групповой деятельности старается избегать ответственности.

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

Календарно-тематическое планирование на 2022-2023 уч. год «Школа юного психолога»

№ недели

Наименование темы занятия

Кол-во уч. часов

Дата проведения

Форма проведения

Форма контроля

1

Раздел 1. Что такое общение?
Вводное занятие.
Что такое общение?

1

05-09.09.22

Групповое занятие

Вводный

2

Вводный

3

Как складывается впечатление о другом человеке?

1

12-16.09.22

Групповое занятие

Вводный

4

Активное слушание.

1

26-30.09.22

Групповое занятие

Вводный

5

Что ты о себе думаешь: твоя самооценка.

1

03-07.10.22

Групповое занятие

Вводный

6

Хорошая самооценка: строим и ремонтируем.

1

10-14.10.22

Групповое занятие

Вводный

7

Ты и гаджеты: как не стать жертвой телефона

1

17-21.10.22

Групповое занятие

Вводный

8

Раздел 2. Наши чувства и эмоции.
Если мне обидно.

1

24-28.10.22

Групповое занятие

Вводный

Вводный

9

Если обидно другим. Дружба и обида.

1

07-11.11.22

Групповое занятие

Вводный

10

Если я завидую. Если завидуют другие. Зависть и дружба.

1

14-18.11.22

Групповое занятие

Вводный

11

Если злюсь я. Если злятся другие.

1

21-25.11.22

Групповое занятие

Текущий

12

Скука, лень и интерес.

1

28-02.12.22

Групповое занятие

Текущий

13

Карта чувств и эмоций.

1

28-02.12.22

Групповое занятие

Текущий

14

Раздел 3. Как общаются разные люди
Навык, стиль и манера общения.

1

05.12-09.12.22

Групповое занятие

Текущий

Текущий

15

Как возникает симпатия. Товарищество и дружба.

1

12-16.12.22

Групповое занятие

Текущий

16

Раздел 4. Настойчивость или талант: как не свернуть с пути
Умеешь ли ты быть настойчивым?

1

26-30.12.22

Групповое занятие

Текущий

Промежуточный

17

Что делать, если все надоело?

1

09-13.01.23

Групповое занятие

Вводный

18

Как достичь настоящего мастерства?

1

16-20.01.23

Групповое занятие

Вводный

19

Твердость характера: откуда она берется.

1

23-27.01.23

Групповое занятие

Вводный

20

Сила воли: где ее взять и как тренировать.

2

30.01-10.02.23

Групповое занятие

Текущий

21

Раздел 5. Уверенность в себе и ее роль в развитии человека
Зачем человеку нужна уверенность в себе

1

13-17.02.23

Групповое занятие

Текущий

22

Источники уверенности в себе

1

20 - 24.02.23

Групповое занятие

Текущий

23

Какого человека мы называем неуверенным в себе

1

27.02-03.03.23

Групповое занятие

Текущий

24

Я становлюсь увереннее

1

06-10.03.23

Групповое занятие

Текущий

25

Уверенность и самоуважение

1

13-17.03.23

Групповое занятие

Текущий

26

Уверенность, эмпатия и сострадание к другим людям

2

27.-07.04.23

Групповое занятие

Текущий

27

Раздел 6. Конфликты и их роль в усилении Я.
Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома, на улице.

1

10-14.04.23

Групповое занятие

Текущий

Групповое занятие

Текущий

28

Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта

1

17-21.04.22

Групповое занятие

Промежу-точный

29

Конструктивное разрешение конфликтов.

1

24-28.04.23

Групповое занятие

Итоговый

30

Конфликт как возможность развития.

1

04-07.05.21

Групповое занятие

Итоговый

31

Раздел 7. Ценности и их роль в жизни человека.
Что такое ценности?

1

10-12.05.23

Групповое занятие

Итоговый

32

Групповое занятие

Итоговый

33

Ценности и жизненный путь человека.

1

15-19.05.23

Групповое занятие

Итоговый

34

Мои ценности.

1

22-26.05.23

Групповое занятие

Итоговый

35

Помощь друг другу.

1

29-31.05.23

Групповое занятие

Итоговый

Итого за год: 38 недель - 35 часов

Учебно-методическое и организационное обеспечение Программы

Интернет-источники:

  1. https://resh.edu.ru/ - Российская электронная школа
  2. https://uchi.ru/ - Центр ДПО Учи.ру
  3. https://www.yaklass.ru/ - ЯКласс» - образовательный интернет-ресурс для школьников, студентов, учителей и родителей.
  4. https://uchebnik.mos.ru/main - Московская электронная школа

Список литературы

  1. О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я»: Уроки психологии в средней школе (5-6 классы).- 2-е изд.М,: Генезис, 2008. - 207с.
  2. Психология 6-й класс: Учебное пособие/ Под ред. И.В.Дубровиной. - 2-е изд., испр. доп. - М.; Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО « МОДЭК», 2007.-248с.
  3. Л.Ф.Анн. Психологический тренинг с подростками.- СПб.: Питер. 2007.- 271 с: ил. - (Серия «Эффективный тренинг»).
  4. Д.Шапиро. Конфликти общение: путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов. - Мн.: «Тессвей», 1999. - 288с
  5. Микляева А.В. Я - подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии / А.В.Микляева. - СПб.: Речь, 2003 г.
  6. М. Горина «Чему не учат в школе»: Ответы на самые важные вопросы в инфографике - ООО Смарт Ридинг, 2021 г.
  7. М.Горина «Мечтай. Планируй.Достигай»: Тренинг по саморазвитию подростков #1. - ООО «Смарт Ридинг», 2022 г.
  8. М.Горина «Я чувствую…Что?»: Гид по эмоциональному интеллекту в инфографике. - ООО «Смарт Ридинг», 2022 г.
  9. М. Горина «Работа с эмоциями. Я чувствую… Что? 100 + техник» - ООО «Смарт Ридинг», 2022 г.
  10. «Личность на 100 %»: Гид по взрослению подростков. 10 книг в одной - ООО «Смарт Ридинг», 2021 г.
  11. «12 soft skills 21 века»: Визуальный гид по развитию гибких навыков и креативности на основе 12 бестселлеров. - ООО «Смарт Ридинг», 2022 г.