Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: развитие связной речи


«Чтение книг - тропинка,
по которой умелый, умный,
думающий воспитатель
находит путь к сердцу ребёнка»

В.А.Сухомлинский

Дошкольное детство - это время, когда происходит становление «фундамента» личности человека: эмоционально-чувственной сферы, общения, осознания себя в окружающем мире. В это время у ребёнка возникает интерес к художественной литературе, появляется потребность в чтении соответствующих произведений, которые формируют его внутренний мир, определяют взаимоотношения с людьми, дают представления о жизненных ценностях, учат мыслить и рассуждать.

Стоит отметить, что знакомство с детской литературой включается в одну из образовательных областей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - «Речевое развитие» и является средством развития связной речи детей.

Связная речь - главное достижение в речевом развитии дошкольников. Если ребёнок логически и последовательно рассказывает о чём-либо, раскрывает содержание и смысл определённой мысли, то он владеет связной речью. Изучение художественной литературы является одним из важнейших средств развития связной речи дошкольников. Именно художественная литература учит детей понимать точность слова, улавливать ритмичность русской речи, выразительность языка.

Существует несколько приёмов ознакомления дошкольников с художественной литературой, а именно:

  1. Чтение по книге или наизусть.
  2. Рассказывание.
  3. Театрализация, инсценировка.
  4. Заучивание наизусть.

Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста дошкольника.

В процессе знакомства с детской литературой следует:

  • учитывать возрастные особенности развития ребёнка;
  • подбирать литературные произведения разных жанров;
  • помнить о сезонном принципе подбора литературы для чтения (в жаркую летнюю пору неуместно читать о том, как «белый снег пушистый падает-кружится»);
  • сопровождать чтение неязыковыми средствами выразительности;
  • анализировать прочитанное.

Дошкольников необходимо учить анализировать прочитанное, то есть развивать умение размышлять, высказывать своё отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества. Это даёт возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребёнку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить её.

Существенную роль по приобщению детей к художественной литературе играет деятельность дошкольных учреждений, поскольку процесс формирования читателя в ребёнке начинается в дошкольном детстве, совместными усилиями педагогов и родителей. Ведь именно они вводят детей в мир книги. По словам С.Я.Маршака, основная задача взрослых - открыть в ребёнке «талант читателя».

Педагог дошкольного учреждения - самый опытный специалист в этой области. Он знает, как раскрыть замысел литературного произведения, умеет передать эмоциональное отношение к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Педагог не только реализует задачу приобщения детей к книге, рождения в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и составляет список рекомендованной литературы для семейного чтения, и выступает как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.

Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Ребёнок мысленно ставит себя на место героя, действует с ним, борется с его врагами. Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний, формируют, нравственные чувства и оценки, «закладывают» нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие. Вот что писал по этому поводу английский поэт и писатель Грэм Грин: «Только в детстве, может быть, книга действительно влияет на нашу жизнь. Дальше мы восхищаемся ей, получаем от неё удовольствие, возможно, меняем благодаря ей некоторые свои взгляды, но главным образом находим в книге лишь подтверждение тому, что уже в нас заложено».

Таким образом, художественная литература является универсальным средством, выводящим ребёнка за пределы непосредственно воспринимаемого. Именно она знакомит с широким спектром моделей человеческого поведения, обогащает эмоции, формирует в детях богатую языковую среду, даёт прекрасные образы русского литературного языка для развития связной речи.

Литература

  1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - 3-е изд. - Москва: Академия, 2000. - 400 с.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / А.М.Бородич. - 2-е изд., перераб. - Москва: Просвещение, 1981. - 252 с.
  3. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Е.И.Тихеева - Москва: Просвещение, 1981. - 122 с.
  4. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С.Ушакова, Е.М.Струнина - Москва: ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
  5. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студентов учреждений высшего проф. образования / В.И.Яшина, М.М.Алексеева; под общ. ред. В.И.Яшиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Академия, 2013. - 448 с.