Цель мастер-класса:
- Освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности педагога-воспитателя.
- Совершенствование воспитательно-образовательного процесса по расширению и уточнению знаний правил дорожного движения.
- Поиск педагогических идей по побуждению детей освоению правил дорожного движения посредством различных художественных приемов.
Участники: воспитатели методического объединения детского сада.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Предполагается, что в процессе обсуждения и проведения мастер-класса участники смогут познакомиться с технологией ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения, обменяться опытом, задать свои вопросы друг другу и ведущему, проанализировать проблему освоения материала.
Продуктом мастер-класса: можно будет считать разрисованные камни в виде машин, светофора и героев сказки, а также обыгрывание «Дорожной сказки».
План проведения мастер-класса: работать мы с вами будем по следующему алгоритму:
- Представление технологии
- Проведение художественной и театрализованной игры.
- Совместное моделирование.
- Заключительный этап.
«Самое дорогое у человека - это его жизнь», - писал Н.А.Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все изгибы и превратности нашего бытия. И от того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Мероприятия, посвящённые теме ПДД, всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования. А как же иначе? Ведь данную необходимость диктует сама жизнь. Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Конечно же, рассказать им о правилах дорожного движения, дорожных знаках и прочих тонкостях, проводя мероприятия в различных формах. Причём большая часть из них должна быть иллюстрированной, театрализованной, музыкальной и игровой. Ведь в самом ребёнке уже от природы заложена игра. У детей очень хорошо развито воображение, и именно только яркие моменты оставляют в сознании детей нужный пласт знаний, так необходимых им.
1. Представление технологии
Методика работы в рамках обучения ПДД должна быть построена с учётом интегрированного подхода. Выполняя задания, дети дошкольного ведут наблюдения, исследуют, рисуют, конструируют, моделируют, слушают музыку и т.д. У них очень хорошо развито творческое воображение, которое оставляет яркие моменты в сознании детей, помогает закрепить ему полученные знания на практике, воплощая их в своих творческих работах. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре, занимаясь художественным творчеством - рисуя, создавая композиции, аппликации, поделки из глины, пластилина и т.д.
Вашему вниманию представляю познавательно-игровой проект с элементами исследования по воспитанию у дошкольников безопасного поведения на дорогах и улицах. Изучая правила не только теоретически, но и практически, дети достигнут несомненных успехов в изучении ПДД.
Занимаясь уже давно с детьми таким видом творчества, как рисование на камнях, я подумала, а почему бы не совместить это с изучением правил дорожного движения. На камешках различной величины мы изображаем машинки различных цветов и даже марок, знакомые некоторым детям знаки и светофор, и, конечно же, самих персонажей наших историй.
Целью этого творческого мероприятия является - обеспечение сознательного усвоения детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах города и выработку стереотипов законопослушного поведения участников дорожного движения.
Задачи на пути достижения указанной цели:
- расширить представления детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах города через активные формы познания: рисование, художественно-речевую и театрализованную деятельность.
- научить детей представлениям о Правилах дорожного движения, делиться своим опытом с окружающими.
- сформировать у участников дорожного движения стереотипы законопослушного поведения, пропагандировать безопасность дорожного движения.
- воспитывать чувство коллективизма, умение радоваться своему успеху и успеху товарищей, так же отзывчивость и желание помочь другу в сложных ситуациях.
Несомненно, такое мероприятие должно иметь несколько уровней подготовки.
Во-первых, нужно повторить сами правила дорожного движения. Это может происходить в различных формах: беседа, какая-либо история из жизни, чтение рассказов, стихов и сказок о дорожном движении, и т.д. Например, сказка о мышонке, который не знал правил дорожного движения.
Жил-был Мышонок. Домик его был рядом с дорогой. А на другой стороне дороги находился магазин, в котором было много сыра. Из магазина так вкусно пахло, что Мышонок каждое утро просыпался и мечтал покушать этого вкусного свежего сыра. Запах манил его на другую сторону дороги в магазин. Но Мышонок очень боялся машин и не знал, как перейти дорогу, никто ему не рассказывал об этом. Однажды к нему в норку зашёл старый мудрый Бобёр. Он принёс Мышонку вкусные тёплые булочки из магазина. Мышонок обрадовался гостинцу. Его очень удивило, что старый Бобёр не боится переходить дорогу. Мышонок спросил:
- Как же ты переходишь дорогу?
- Это очень просто! Я тебя научу, - сказал Бобёр. - Дорогу можно переходить только в специальных местах, там, где есть полосатая дорожка и трёхглазый великан-светофор. Идти можно только если великан открыл зелёный глаз, а если открыт красный глаз - стой на месте.
- А какой третий глаз у великана? - не терпелось Мышонку.
- Третий глаз великана - жёлтый, не разрешает идти, а только просит приготовиться и быть внимательным. Чтобы тебе легче было переходить дорогу, запомни правило-стишок:
Красный свет - дороги нет!
Жёлтый свет - готов к пути!
А зелёный свет - ИДИ!
На следующий день Мышонок смело перешёл дорогу и наконец-то купил себе сыр, о котором так долго мечтал.
(Автор Ворон Е.)
Во-вторых, необходимы сами камни. Я попросила ребят принести несколько камешков в детский сад, а кое - что мы нашли на территории детского сада во время нашей прогулки. После в группе мы их тщательно помыли и дали им просохнуть. Данный этап подготовки развивает у детей внимательность, ребенок постоянно фантазирует (ведь, найдя камешек, малыш изучает его, смотрит на него внимательно, что же он из себя представляет…. Этот силуэт напоминает папину машину, ну а этот ну уж очень похож на светофор.)
Третий этап более художественный, дающий ребенку полную свободу воображению и фантазии. После прочитанной сказки, я обычно предлагаю обыграть её, но для начала нужно нарисовать героев, а как же интересно рисовать не на бумаге, а на камешках, ведь это так необычно и не привычно. А потом можно взять своих героев в руки и изобразить какое - либо театрализованное действо.
Детям очень близки различные формы творчества, а если это связано с правилами дорожного движения, то здесь ребёнок не только хорошо запомнит и усвоит ПДД, но и к тому же поймёт, где и когда можно безопасно и весело играть, к тому же здесь имеют место развитие творческих способностей и фантазии. Иными словами, плюсов очень много.
В данном проекте ПДД рассматриваются с разных сторон, то есть это не только рассказ о правилах и знаках, цветах светофора, но и к тому же ещё интересные персонажи, которых надо самим нарисовать. Изучая правила не только теоретически, но и практически дети достигнут несомненных успехов в изучении "Дорожной азбуки".
2. Проведение художественной и театрализованной игры
А теперь, уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей подготовительной группы. Участники располагаются на стульях.
Ведущий: Уважаемые гости, сегодня я получила странное письмо от героя Незнайки. Вот что он пишет: «Друзья! Помогите! Знайка совсем уж замучил меня. Мало того, что он загадал мне несколько загадок о транспорте, так он заставил меня рассказать о правилах перехода через дорогу. Помогите мне, пожалуйста. Без вас я пропаду!»
Ну что, поможем Незнайке? Тогда слушайте загадки:
Для этого коня еда -
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не посеется.
По дороге он несётся.
(автомобиль)Что такое, отгадай:
Не автобус, не трамвай,
Не нуждается в бензине,
Хоть колеса на резине.
(троллейбус)Спозаранку за окошком -
Стук, и звон, и кутерьма.
По стальным прямым дорожкам
Ходят красные дома.
(трамвай)Дом по улице идет,
На работу всех везёт,
Не на тонких курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
(автобус)
Воспитатель: Вы знаете, этот транспорт называется - пассажирский транспорт. А кто из вас мне напомнит, как правильно переходить дорогу? (По пешеходному переходу)
Как называется та часть дороги, где можно спокойно идти людям (тротуар)
Что такое светофор? Какие сигналы у светофора для пешеходов? (красный и зеленый).
Как надо правильно переходить дорогу? (Даже на пешеходном переходе надо убедиться в полной остановке транспорта, сначала посмотреть налево, затем направо).
Воспитатель: Но я сомневаюсь, что наш Незнайка знает, как выглядит трамвай или автобус. Я предлагаю нарисовать автомобиль, трамвай, автобус и троллейбус на наших камушках, а также изобразить самого Незнайку и показать, как правильно надо переходить дорогу на нашем макете. Вы покажете, а я все сфотографирую и наши фотографии мы пошлем нашему другу.
Участники начинают рассматривать камушки, их силуэт, форму. Этот камушек точно будет светофором, а этот похож на автобус. После того как участники определились с выбором они приступают к самому творческому процессу - нанесению на камни рисунка.
Воспитатель: Вот мы и нарисовали автобус, троллейбус, трамвай и автомобиль и, конечно же, нашего друга Незнайку. А пока сохнет краска, я предлагаю немного поиграть.
Физкультминутка - «Автомобили». Участники берут на себя роль водителей и в соответствии с сигналами светофора выполняют движения: красный - стоят, желтый - готовятся к движению, зелёный «едут в автомобилях». Затем участники - пешеходы: красный - стоят, желтый - хлопают, зелёный - топают.
Воспитатель: итак, пока мы играли краска высохла, и мы можем спокойно показать Незнайке как надо переходить дорогу. Все участники подходят к настольному перекрестку, на котором изображен сам перекресток, дорога и тротуар. Участники сами должны рассказать о правилах перехода через дорогу, а ведущий тем временем фотографирует.
Воспитатель: Молодцы! Я обязательно сегодня отошлю фотографии Незнайке с точным описанием правил дорожного движения для пешеходов.
3. Совместное моделирование
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам некоторые приёмы технологии ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. Вы можете использовать данный опыт на своих занятиях, и прошу вас, в течение нескольких минут придумать собственную модель и тему, применяя данный метод. Группа находится на этапе моделирования фрагмента своей непосредственно-образовательной деятельности, затем следует этап демонстрации каждым своего варианта и обсуждение тех или иных моментов, плюсов и минусов.
4. Заключительный этап
Уважаемые коллеги! Прошу Вас выполнить мою просьбу. Перед вами находятся карточки с различными эмоциями. Выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующему вашему настроению на нашем занятии, вложите её в конверт и оставьте свои комментарии.
Благодарю за сотрудничество! Творческих Всем успехов!