Представляю проект внеурочной деятельности «Реальная математика» разработанный для учащихся 5-х классов. Проект позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
В соответствии с новыми Стандартами основной педагогической задачей становится - организация деятельности учеников: развитие способности к самоорганизации в решении учебных задач, прогресс в личностном развитии, умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий. Позиция учителя должна быть следующей: к классу не с ответом (готовыми знаниями, умениями, навыками), а с вопросом. Знания обучающихся должны стать результатом их собственных поисков. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Достичь этих целей можно, используя метод проектов.
Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
Выделяют следующие этапы работы над проектом.
- Поисковый.
- Аналитический.
- Практический.
- Презентационный.
- Контрольный.
Наиболее значимыми и важными являются первые два этапа работы над проектом: поисковый и аналитический, именно эти этапы чаще всего представляют наибольшую трудность и от их грамотного планирования зависит дальнейшая деятельность. Определить проблему поставить цель, конкретизировать задачи, спланировать мероприятия и прогнозировать результат помогает метод проектирования «Зеркало прогрессивных преобразований».
Метод проектирования «Зеркало прогрессивных преобразований»
1шаг. Постановка проблемы
(сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее)
Базовые установки метода проектов приводят к противоречию необходимых новых организационных форм и имеющейся классно-урочной системы.
2 шаг. Причины
(выявите и запишите основные причины возникновения проблемы, формулировка начинается с «не...» или «нет...»)
3 шаг. Цель проекта
(проблема переформулируется в цель)
Совмещение классно-урочной и проектной форм организации образовательного процесса по математике на базе открытой лаборатории «Реальная математика».
4 шаг. Задачи
(причины становятся задачами)
- Развитие личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД;
- Раскрытие способности и поддержка одаренности детей;
- Воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению математики.
5 шаг. Мероприятия
(для каждой задачи определяется комплекс мероприятий - шагов по их достижению, для каждого шага определяются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий)
6 шаг. Результат, продукт
Результатом проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
- Письменная работа (реферат, отчет о проведенных исследованиях, стендовый доклад).
- Художественная творческая работа (стихотворение, музыкальное произведение, компьютерная анимация, инсценировка).
- Материальный объект, макет, иное конструкторское изделие.
7 шаг. Критерии результативности
- Дипломы и грамоты учащихся
- Положительная динамика по результатам мониторинга сформированности навыков проектной деятельности, УУД.
- Повышение качества математического образования.
8 шаг. Анализ ресурсов
- Наличие избыточного информационного ресурса.
- Свободный доступ к компьютерной технике, стендовому пространству.
- Организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.
Программа внеурочной деятельности «Реальная математика». 5 класс
Пояснительная записка
Закон «Об образовании в Российской Федерации» утверждает приоритет личностной ориентации педагогического процесса, в ходе которого осуществляются поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом ученике. Проектная деятельность как форма организации образовательной деятельности призвана содействовать выявлению и формированию компетенций учеников в зависимости от личных склонностей и интересов. Необходимость введения курса «Реальная математика» определяется современными требованиями к обучающемуся в части обучения проектной деятельности в рамках нового ФГОС ООО.
Программа является модифицированной, составлена при помощи: Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
Цель программы состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Задачи программы
- Формирование личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
- Овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в совместной проектной деятельности, привлечение социальных партнеров.
- Формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникативных технологий на уровне общего пользования.
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
- Организация интеллектуальных и творческих соревнований, участие в школьной и городской конференциях.
- Воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению математики, развитие творческого и математического мышления учеников.
Программа включает описание содержания и организации работы по формированию основ проектной деятельности. В результате работы по программе получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся.
В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умению работать в группе.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию навыка работы с информацией. Ученики научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.
Программа адресована учащимся 5-6 классов и сформирована с учетом психолого - педагогических особенностей развития младших подростков 11-12 лет, связанных спереходом к новой внутренней позиции обучающегося - направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества.
Основной формой работы с учащимися является индивидуальная или групповая консультация. Консультации проводятся 1 раза в неделю, всего 35 часов, в учебном кабинете, библиотеке, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города. Проектная деятельность включает проведение экскурсий, олимпиад, соревнований; поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Работа над проектом является поводом для организации социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.
Сроки реализации программы: 1 год (5 класс).
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Уровень результатов работы по программе
Первый уровень результатов предполагает приобретение учениками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение подростков к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Основной процедурой итоговой оценки является защита проекта. Защита проекта осуществляется на школьной конференции. Ученику предоставляется возможность публично представить результаты работы над проектам и продемонстрировать уровень овладения отдельными элементами проектной деятельности. К программе прилагаются критерии оценки проектной работы. (Приложение 1)
Планируемый результат освоения программы
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение направлено на достижение учащимися метапредметных, предметных и личностных результатов.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты
- формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- развитие представлений о числе и числовых системах; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
- Овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;
- овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, диаграммах, графиках; использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
- развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах.
Личностные результаты
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Содержание курса
Тема, количество часов |
Деятельность ученика |
Введение в проектную деятельность (4 ч)
|
Ищет в составе группы противоречия между желаемой и реальной ситуацией.
|
Поисковый этап работы над проектом (7 ч)
|
Принимает в составе группы или самостоятельно решение по поводу ситуации, которая будет изменена при реализации проекта, и аргументирует свой выбор.
|
Аналитический этап работы над проектом (6 ч)
|
Проводит поиск, сбор, систематизацию и анализ информации.
|
Практический этап работы над проектом (11 ч)
|
Выполняет запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
|
Презентационный этап работы над проектом (5 ч)
|
Выбирает (предлагает) форму презентации.
|
Контрольный этап работы над проектом (2 ч)
|
Проводит оценку продукта проекта.
|
Тематическое планирование представлено в Приложении 2.
Примеры проектов
- Сумма углов треугольника на плоскости и на конусе.
- Совершенные числа.
- Математика на швейной фабрике.
- Четыре действия математики.
- Древние меры длины.
- Возникновение чисел.
- Счёты.
- Старинные русские меры или старинная математика.
- Магические квадраты.
- 38 попугаев или как измерить свой рост.
- 7 или 13? Какое число счастливее?
- Великие женщины-математики.
- Великие задачи.
- Великолепная семерка.
- Величайший математик Евклид.
- Веселые задачки.
- Веселый урок для пятиклассников.
- Весёлые задачки для юных рыбаков.
- Витамины и математика.
- Единицы измерения длины в разных странах и в разное время.
- Жизнь нуля - цифры и числа.
- Задачи-сказки.
- Задачник "Эти забавные животные".
- Закодированные рисунки.
- Замечательная комбинаторика.
- Как умножали в Древней Индии.
- Календарь: от древних времен до наших дней.
- Математика в играх.
- Мое любимое занятие - шашки.
- Число в русском народном творчестве.
- Число и числовая мистика.
- Число, которое больше Вселенной.
- История города в задачах.
- Числовые забавы.
- Числовые суеверия.
- Сумма углов многоугольника.
- Старинные русские меры длины в народных пословицах и поговорках.
- Танграм. Пентамино. Классификация задач.
- Творец первого русского учебника для самой точной науки - математики.
- Шахматы и математика.
- Шифры и криптограммы
Ресурсное обеспечение реализации программы
Необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении.
Должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству). Кабинет математики № 204 оснащен современным ИКТ оборудованием, проведен высокоскоростной Интернет.
Работа над проектом является поводом для организации социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения; привлечение социальных партнеров.
Список источников
- Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
- Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, Л.О.Рослова, С.Б.Суворова. - М.: Просвещение, 2021.
- Метод проектов - технология комплексно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я.Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Аркти, 2003.
- Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. - М.: Просвещение, 2008.
- Примерная основная образовательная программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. - М.: Просвещение, 2011.