Интеграция урочной и внеурочной деятельности по математике на базе открытой лаборатории "Реальная математика"

Разделы: Математика, Внеклассная работа

Класс: 5


Представляю проект внеурочной деятельности «Реальная математика» разработанный для учащихся 5-х классов. Проект позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

В соответствии с новыми Стандартами основной педагогической задачей становится - организация деятельности учеников: развитие способности к самоорганизации в решении учебных задач, прогресс в личностном развитии, умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий. Позиция учителя должна быть следующей: к классу не с ответом (готовыми знаниями, умениями, навыками), а с вопросом. Знания обучающихся должны стать результатом их собственных поисков. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Достичь этих целей можно, используя метод проектов.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Выделяют следующие этапы работы над проектом.

  1. Поисковый.
  2. Аналитический.
  3. Практический.
  4. Презентационный.
  5. Контрольный.

Наиболее значимыми и важными являются первые два этапа работы над проектом: поисковый и аналитический, именно эти этапы чаще всего представляют наибольшую трудность и от их грамотного планирования зависит дальнейшая деятельность. Определить проблему поставить цель, конкретизировать задачи, спланировать мероприятия и прогнозировать результат помогает метод проектирования «Зеркало прогрессивных преобразований».

Метод проектирования «Зеркало прогрессивных преобразований»

1шаг. Постановка проблемы

(сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее)

Базовые установки метода проектов приводят к противоречию необходимых новых организационных форм и имеющейся классно-урочной системы.

2 шаг. Причины

(выявите и запишите основные причины возникновения проблемы, формулировка начинается с «не...» или «нет...»)

3 шаг. Цель проекта

(проблема переформулируется в цель)

Совмещение классно-урочной и проектной форм организации образовательного процесса по математике на базе открытой лаборатории «Реальная математика».

4 шаг. Задачи

(причины становятся задачами)

  1. Развитие личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД;
  2. Раскрытие способности и поддержка одаренности детей;
  3. Воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению математики.

5 шаг. Мероприятия

(для каждой задачи определяется комплекс мероприятий - шагов по их достижению, для каждого шага определяются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий)

6 шаг. Результат, продукт

Результатом проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

  • Письменная работа (реферат, отчет о проведенных исследованиях, стендовый доклад).
  • Художественная творческая работа (стихотворение, музыкальное произведение, компьютерная анимация, инсценировка).
  • Материальный объект, макет, иное конструкторское изделие.

7 шаг. Критерии результативности

  • Дипломы и грамоты учащихся
  • Положительная динамика по результатам мониторинга сформированности навыков проектной деятельности, УУД.
  • Повышение качества математического образования.

8 шаг. Анализ ресурсов

  • Наличие избыточного информационного ресурса.
  • Свободный доступ к компьютерной технике, стендовому пространству.
  • Организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.

Программа внеурочной деятельности «Реальная математика». 5 класс

Пояснительная записка

Закон «Об образовании в Российской Федерации» утверждает приоритет личностной ориентации педагогического процесса, в ходе которого осуществляются поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом ученике. Проектная деятельность как форма организации образовательной деятельности призвана содействовать выявлению и формированию компетенций учеников в зависимости от личных склонностей и интересов. Необходимость введения курса «Реальная математика» определяется современными требованиями к обучающемуся в части обучения проектной деятельности в рамках нового ФГОС ООО.

Программа является модифицированной, составлена при помощи: Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

Цель программы состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Задачи программы

  • Формирование личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
  • Овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в совместной проектной деятельности, привлечение социальных партнеров.
  • Формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникативных технологий на уровне общего пользования.
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
  • Организация интеллектуальных и творческих соревнований, участие в школьной и городской конференциях.
  • Воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению математики, развитие творческого и математического мышления учеников.

Программа включает описание содержания и организации работы по формированию основ проектной деятельности. В результате работы по программе получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся.

В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умению работать в группе.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию навыка работы с информацией. Ученики научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.

Программа адресована учащимся 5-6 классов и сформирована с учетом психолого - педагогических особенностей развития младших подростков 11-12 лет, связанных спереходом к новой внутренней позиции обучающегося - направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества.

Основной формой работы с учащимися является индивидуальная или групповая консультация. Консультации проводятся 1 раза в неделю, всего 35 часов, в учебном кабинете, библиотеке, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города. Проектная деятельность включает проведение экскурсий, олимпиад, соревнований; поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Работа над проектом является поводом для организации социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.

Сроки реализации программы: 1 год (5 класс).

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

Уровень результатов работы по программе

Первый уровень результатов предполагает приобретение учениками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение подростков к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Основной процедурой итоговой оценки является защита проекта. Защита проекта осуществляется на школьной конференции. Ученику предоставляется возможность публично представить результаты работы над проектам и продемонстрировать уровень овладения отдельными элементами проектной деятельности. К программе прилагаются критерии оценки проектной работы. (Приложение 1)

Планируемый результат освоения программы

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение направлено на достижение учащимися метапредметных, предметных и личностных результатов.

Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты

  • формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • развитие представлений о числе и числовых системах; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
  • Овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;
  • овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, диаграммах, графиках; использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
  • развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах.

Личностные результаты

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Содержание курса

Тема, количество часов

Деятельность ученика

Введение в проектную деятельность (4 ч)
Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины. Общение в группе. Командные роли. Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта. Этапы работы над проектом-5 «П»: проблема, поиск информации, планирование, продукт, презентация проекта. Метод проектирования «Зеркало прогрессивных преобразований».

Ищет в составе группы противоречия между желаемой и реальной ситуацией.
Формулирует проблему.
Проводит анализ проблемы.

Поисковый этап работы над проектом (7 ч)
Выбор темы проекта. Выделение подтем в теме проекта. Формирование творческих групп. Определение и анализ проблемы. Анализ информации. Сбор и изучение информации. Определение потребности в информации.

Принимает в составе группы или самостоятельно решение по поводу ситуации, которая будет изменена при реализации проекта, и аргументирует свой выбор.
Определяет свои потребности, интересы, представления о должном и заявляет о них.
Осуществляет поиск источников информации, сбор и обработку информации, позволяющей описать желаемую и реальную ситуации.
Описывает и обосновывает желаемую и реальную ситуации.
Ищет противоречия между желаемой и реальной ситуацией.
Формулирует проблему.
Проводит анализ проблемы.

Аналитический этап работы над проектом (6 ч)
Постановка цели проекта. Определение задач проекта. Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование проблемы. Анализ ресурсов. Планирование продукта.

Проводит поиск, сбор, систематизацию и анализ информации.
Вступает в коммуникативные отношения с целью получить информацию.
Осуществляет выбор способа решения проблемы.
Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.
Предлагает и обсуждает способ достижения цели.
Ставит задачи.
Описывает (характеризует) предполагаемый продукт своей (групповой) деятельности.
Предлагает, (принимает) критерии оценки продукта.
Осуществляет процесс планирования.
Анализирует ресурсы.
Определяет свое место (роль) в групповом проекте.

Практический этап работы над проектом (11 ч)
Знакомство с требованиями к оформлению проектной работы, требованиями к продукту. Изготовление продукта. Оформление проектной работы. Текущий контроль. Предварительная оценка продукта.

Выполняет запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
Осуществляет текущий самоконтроль и обсуждает его результаты.
При необходимости консультируется с учителем.

Презентационный этап работы над проектом (5 ч)
Подготовка презентации. Презентация, представление полученного продукта.

Выбирает (предлагает) форму презентации.
Готовит и проводит презентацию.
Задает вопросы (при презентации других групп/учащихся).

Контрольный этап работы над проектом (2 ч)
Анализ результатов. Оценка продукта, оценка продвижения продукта.

Проводит оценку продукта проекта.
Проводит оценку результативности проекта.
Обсуждает оценки, высказанные товарищами по группе, учителем, одноклассниками, в том числе и обратную связь в ходе презентации.
Рефлексирует свою деятельность по проекту, производит оценку собственного продвижения.

Тематическое планирование представлено в Приложении 2.

Примеры проектов

  1. Сумма углов треугольника на плоскости и на конусе.
  2. Совершенные числа.
  3. Математика на швейной фабрике.
  4. Четыре действия математики.
  5. Древние меры длины.
  6. Возникновение чисел.
  7. Счёты.
  8. Старинные русские меры или старинная математика.
  9. Магические квадраты.
  10. 38 попугаев или как измерить свой рост.
  11. 7 или 13? Какое число счастливее?
  12. Великие женщины-математики.
  13. Великие задачи.
  14. Великолепная семерка.
  15. Величайший математик Евклид.
  16. Веселые задачки.
  17. Веселый урок для пятиклассников.
  18. Весёлые задачки для юных рыбаков.
  19. Витамины и математика.
  20. Единицы измерения длины в разных странах и в разное время.
  21. Жизнь нуля - цифры и числа.
  22. Задачи-сказки.
  23. Задачник "Эти забавные животные".
  24. Закодированные рисунки.
  25. Замечательная комбинаторика.
  26. Как умножали в Древней Индии.
  27. Календарь: от древних времен до наших дней.
  28. Математика в играх.
  29. Мое любимое занятие - шашки.
  30. Число в русском народном творчестве.
  31. Число и числовая мистика.
  32. Число, которое больше Вселенной.
  33. История города в задачах.
  34. Числовые забавы.
  35. Числовые суеверия.
  36. Сумма углов многоугольника.
  37. Старинные русские меры длины в народных пословицах и поговорках.
  38. Танграм. Пентамино. Классификация задач.
  39. Творец первого русского учебника для самой точной науки - математики.
  40. Шахматы и математика.
  41. Шифры и криптограммы

Ресурсное обеспечение реализации программы

Необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении.

Должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству). Кабинет математики № 204 оснащен современным ИКТ оборудованием, проведен высокоскоростной Интернет.

Работа над проектом является поводом для организации социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения; привлечение социальных партнеров.

Список источников

  1. Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
  2. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, Л.О.Рослова, С.Б.Суворова. - М.: Просвещение, 2021.
  3. Метод проектов - технология комплексно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я.Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.
  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Аркти, 2003.
  5. Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. - М.: Просвещение, 2008.
  6. Примерная основная образовательная программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. - М.: Просвещение, 2011.