Цель проведения мастер-класса: передать свой опыт применения технологии разноуровневого обучения для формирования интереса к предмету путём прямого и комментированного показа.
Оборудование: компьютерная презентация выполнена Лариной Галиной Витальевной к статье «Мастер-класс "Разноуровневое обучение на уроках русского языка"».
Ход мастер-класса
1. Презентация педагогического опыта (2 мин)
Вступительное слово: вот уже 30 лет работаю учителем русского языка и чтения в коррекционной школе.
За годы педагогической практики пришла к выводу, что, к сожалению, ориентация на максимум усвоения учебного материала привела к заметной перегрузке школьников. Уровень требований для большинства из них стал просто непостижимым. Как следствие - пропал интерес к учебе и уверенность ученика в себе. В какой-то мере найти выход из создавшейся ситуации мне помогает уровневая дифференциация знаний и умений обучающихся.
Разноуровневым обучением занимаюсь на протяжении нескольких лет. За методологическую основу я взяла две модели: «Внутриклассная дифференциация» (Н.П.Гузик) (слайд 2) и «Технология индивидуализации обучения (И.Э. Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков) (слайд 3).
На начальном этапе передо мной стояла задача разработать систему упражнений в процессе использования методики дифференцированного обучения русскому языку на различных этапах урока (слайд 4).
Насколько эффективна эта работа, и в частности такой вид контроля, как дифференцированный зачёт, можно судить, во-первых, по результатам работы в 8 классе (слайд 5).
Во-вторых, по результатам выполнения итоговых годовых работ в 9 классе (слайд 6).
В-третьих, по имеющимся призовым местам на предметных олимпиадах и творческих конкурсах.
В чем сущность инновационного опыта? (слайд 8).
- Проведение психолого-педагогическая диагностики, позволяющей определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков, а, следовательно, предусмотреть роль учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся.
- Отслеживание результатов каждого ученика, фиксация полученных данных.
- Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики.
- Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложному.
- Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся. Планируемый результат: развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых учеников - на повышенном уровне.
Мониторинг индивидуальных особенностей учащихся позволил мне разделить класс на три группы по уровню развития учеников (слайд 9).
Первую группу образовали ученики "тугодумы" с замедленной реакцией на вопрос или задание учителя, с медленной речью, бедной по составу и эмоционально. Этим ученикам требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим.
Во вторую группу вошли дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением. Такие дети не могут сконцентрировать своё внимание и в работе могут допустить ошибки. Им необходимо систематическое повторение ранее усвоенного.
В третью группу вошли дети с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Это дети, которые обладают высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования. У этих детей ровная, выразительная речь, достаточно велик словарный запас.
Учитывая индивидуальность каждого ученика, и то, что ученики одной и той же группы могут показать разный результат по данной теме, эти три группы подвижны по своему составу.
Преобладающую часть информации человек воспринимает зрительно, поэтому использую в работе таблицы, схемы (слайды 10, 11, 12).
II. Представление системы учебных занятий
Уроки по каждой учебной теме составляют четыре типа, которые следуют друг за другом:
- уроки общего разбора темы;
- комбинированные занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся;
- уроки-практикумы;
- уроки обобщения и систематизации знаний.
Критерии, которые позволяют анализировать деятельность учителя на уроке, следующие:
- наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
- использование проблемных творческих заданий;
- применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;
- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
- сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока;
- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что "мы узнали" (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибся;
- отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности;
- при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
В процессе обучения определяю меру дозированной помощи для каждого ученика. Важно учитывать индивидуальные показатели сформированности общеучебных умений и навыков на основе анализа результатов предварительной психолого-педагогической диагностики.
В настоящее время передо мной стоит задача формирования пакета разноуровневых заданий по темам курса «Русский язык».
III. Проведение имитационной игры
(слайд 13)
Распределение участников мастер-класса на три группы для выполнения разноуровневых заданий по теме «Деепричастие».
Знаки препинания при деепричастном обороте
(задания раздаются каждой группе)
Первый уровень. (Под руководством мастера)
Расставь знаки препинания. Заполни таблицу.
1) Растворив в воде лекарство творец чувствовал себя прекрасно.
2) Мы собираясь на корт берём с собой три пары шорт.
3) Приложив немного сил пловец пловчиху угостил.
4) Проведя касательную «пятёрку» получил ученик внимательный.
5) Добиваясь своих прав в Ростов приехал Ростислав.
6) Обмакнув лист в краску вы испортили лист совершенно напрасно.
-зар-зор |
|
-гор-гар |
|
-кос-кас |
|
-плав-плов-плыв- |
|
-раст-рос-ращ |
|
-бер-бир- |
|
-лаг-лож- |
|
Второй уровень. (Самостоятельно)
Расставить знаки препинания. Подчеркни деепричастные обороты. Вставь пропущенные буквы.
1) Раств…рив в воде лекарство тв…рец чувствовал себя прекрасно.
2) Мы соб…раясь на корт б…рём с собой три пары шорт.
3) Прил…жив немного сил пл…вец пл…вчиху угостил.
4) Проведя к…сательную «пятёрку» получил ученик внимательный.
5) Добиваясь своих прав в Р…стов приехал Р…стислав.
6) Обм…кнув лист в краску вы испортили лист совершенно напрасно.
Третий уровень. Расставить знаки препинания. Подчеркни деепричастные обороты. Вставь пропущенные буквы.
1) Раств…рив в воде л…карство тв…рец чу…ствовал себя прекрасно.
2) Мы соб…раясь на корт б…рём с собой три пары ш…рт.
3) Прил…жив немного сил пл…вец пл…вчиху уг…стил.
4) Проведя к…сательную «п…тёрку» получил ученик вн…мательный.
5) Добиваясь своих прав в Р…стов пр…ехал Р…стислав.
6) Обм…кнув лист в краску вы испортили лист совершен…о напрасно.
Слитное и раздельное написание не с деепричастиями
Первый уровень
|
Второй уровень
|
Третий уровень
|
Отметь слитное написание
□ (не)видя □ (не)веря □ (не)доумевая □ (не)находя □ (не)замечая □ (не)произнося □ (не)навидя □ (не)радуясь |
Отметь слитное написание
|
Отметь слитное написание
|
Разноуровневое домашнее задание.
Работа с картиной В.М.Васнецова «Алёнушка».
Первая группа. Распространи предложения деепричастными оборотами, выбрав нужное продолжение, запиши их со знаками препинания.
Природа грустит, |
ограждая её от несправедливого мира. |
Лес окружает Алёнушку, |
растворяя печали и заботы. |
Тёмная вода успокаивает, |
думая о судьбе одинокой девушки. |
Вторая группа. Составь предложения с деепричастными оборотами по картине.
Третья группа. Напиши сочинение-миниатюру, начав его словами «Глядя на картину В.М.Васнецова «Алёнушка»…»
IV. Моделирование
Тема урока: «Способы передачи чужой речи» (слайд 14)
Участники мастер-класса выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера.
Форма работы - групповая.
Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею.
Мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия.
V. Рефлексия
Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. Роль учителя в этом процессе - оказание индивидуальной помощи учащимся.
Данный опыт имеет общеметодический уровень практической значимости. Его результаты имеют большую практическую значимость при организации учебно-воспитательного процесса. Его использование способствует максимальному развитию творческого потенциала каждого ученика.
Список литературы
1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2004.
2. Полежаева Е.А. «Современные открытые уроки русского языка». Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002 (Серия «Школа радости»).
3. http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html.
4. Статья Лариной Г.В. «Мастер-класс "Разноуровневое обучение на уроках русского языка"», опубликованная на сайте ИД "Первое сентября" "Открытый урок".