Композиция рушника

Разделы: Дополнительное образование


Цель урока: создание орнамента в прямоугольнике из растительных и животных элементов с ярко выраженным акцентами наиболее композиционно значимых форм; изучить роль рушников в обрядовой культуре наших предков.

Задачи урока:

Обучающие:

  • обучение приемам стилизации растительных и животных мотивов;
  • закрепить определение и понятие орнамента, знакомство со способами построения зеркального орнамента на примере композиции рушника;
  • формирование навыков и умений при организации зеркального орнамента, применяя полученные знания на практике.

Развивающие:

  • совершенствование способности образного мышления, развитие у учащихся творческой самостоятельности, способности анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное в раппорте для создания орнаментальной композиции; развитие творческих способностей.

Воспитательные:

  • формирование художественного вкуса; способности ценить произведения искусства; аккуратности в работе.

Методы обучения: по характеру познавательной деятельности - частично-поисковый методы; по способам организации и осуществления познавательной деятельности - объяснительно-иллюстративный.

Формы организации обучения: групповая.

Тип урока:

  • Урок комбинированный
  • Урок-практикум

Принципы обучения:

  • Научность
  • Наглядность
  • Последовательность
  • Доступность
  • активность
  • самостоятельность

Уровень усвоения знаний:

  • Через восприятие информации
  • Усвоение способов применения знаний по образцам
  • Творческое применение знаний

Материалы и оборудование:

Для преподавателя:

  • презентация «Рушник, орнамент», презентация «Стилизация природных форм»;
  • работы учащихся из фонда школы по этой теме, карточки «Критерии оценки наброска» (самоанализ работ учащимися).

Для обучающихся:

  • гелиевые ручки, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, карандаш, бумага формата А3.

План урока:

  1. Организационная часть. Проверка готовности к уроку. (3 мин.)
  2. Актуализация знаний. (7 мин.)
  3. Мотивация (введение в тему урока, теоретическая часть; просмотр презентаций: «Рушник, орнамент», «Стилизация природных форм», работы учащихся из фонда школы по этой теме). (15 мин.)
  4. Усвоение новых знаний и способов действий (выполнение эскиза на изучение приемов образования орнамента в прямоугольнике, постановка художественной задачи). (15 мин.)
  5. Перемена (10 минут)
  6. Первичное закрепление - работа по эскизам «Орнамент в прямоугольнике» (практическое выполнение задачи). (30 мин.).
  7. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий (подведение итогов, «Вернисаж работ»). (17 мин.)
  8. Домашнее задание (закрепление материала урока). (2 мин.)
  9. Подведение итогов занятия. (1 мин.)

Источник информации:

  1. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / Г.М.Логвиненко.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.-144с.
  2. http://artlab.club/ornament/ornament-4-stilizacziya.html http://fb.ru/article/159597/stilizatsiya---eto-chto-takoe-stilizatsiya-v-iskusstve http://ornament.su/blog/item/ornament.html
  3. http://art.ioso.ru/wiki/index.php/Орнамент
  4. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/03/27/issledovatelskaya-rabota-iz-istorii- rushnika

Занятие №1 «Стилизация в орнаменте»

1. Организационная часть

- Приветствие, фиксация отсутствующих;

- Проверка подготовленности обучающихся к учебному занятию;

- Организация внимания обучающихся.

- Приветствие преподавателя;

- Подготовка к занятию.

2. Актуализация знаний

- Выявление степени усвоения обучающимися заданного учебного материала (проверка домашнего задания «поиск через информационные источники вьющихся растений и их зарисовки на формате А4»);

- Определение затруднений и обнаружение причин невыполнения.

- Обучающиеся сдают преподавателю домашнее задание на проверку.

3. Мотивация

Ввведение в тему урока, теоретическая часть, просмотр презентаций: «Рушник, орнамент», «Стилизация природных форм».

«Стилизация в орнаменте»

- Исходя из названия темы, вам предлагается несколько целей. Как вы считаете, какова цель данного учебного занятия?

Для того чтобы познакомиться с приемами стилизации в орнаменте вспомним значение слова орнамент, стилизация и применения их в композиции рушника.

«Рушник, орнамент» - просмотр презентации.

Рушник, ручник - полотенце (кусок полотна) с вышитыми узорами, отрез ткани, льна, украшенный прошвами, кружевом, подзорами, атрибут всех народных праздников и обрядов. Рушник - главный оберег человека от рождения до смерти. Рушники использовались не только в прямом назначении как полотенце (тогда их называли утиральником и украшали его скромной вышивкой), ими украшали дом. Рушник - это своего рода вышитое символьное письмо. Эта вещь несёт в себе множество смыслов, хранит историю и традиции народа. Выглядит рушник как длинное полотняное полотенце, расшитое по краям богатыми орнаментами. Однако он не используется, как обычное полотенце, в хозяйственных целях. Рушник является произведением народного искусства, воплощением национальной культуры.

Виды рушников:

  • Божники;
  • Обыденные;
  • Родильные;
  • Свадебные;
  • Хлебосольные;
  • Поминальные.

Орнамент - это узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов, которые могут образовывать орнаментальный ряд, или раппорт.

В зависимости от характера этих элементов орнамент подразделяется на виды, например:

  • геометрический орнамент - использует простейшие геометрические формы - линии, точки, круги, зигзаги, спирали, круги, ромбы, прямоугольники и др.,
  • растительный орнамент - орнамент, стилизующий элементы растительного мира и состоящий из листьев, плодов, ягод, цветов в различных сочетаниях,
  • зооморфный орнамент - орнамент, построенный на изображении реальных или фантастических животных и птиц, а также их отдельных частей, с различной степенью стилизации.
  • антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.
  • природный орнамент - главным мотивом орнамента является природа: морские волны, ореол пламени, небесные светила, в том числе солнце, луна, часто в виде серпа, звезды, молнии, элементы пейзажа.

Орнамент является одним из характерных признаков художественного стиля.

Типы орнамента:

  • Орнамент в полосе с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива (ленточный). Сюда относятся фризы, каймы, обрамления, бордюры
  • Замкнутый орнамент компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розетки). Мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости (так называемая поворотная симметрия).
  • Сетчатый, или раппортный, орнамент. Мотив в нем повторяются и по вертикали, и по горизонтали, этот орнамент бесконечен во всех направлениях.

Раппорт - минимальная площадь, включающая мотив и расстояние до соседнего мотива. Таким образом, выбор раппорта способствует воплощению творческого замысла и тесно связан с содержанием композиции, с характером мотива.

При создании орнамента особое значение имеет такой метод формообразования как стилизация.

Просмотр презентации «Стилизация природных форм»

Стилизация происходит от французского stylisation, style - стиль. Стилизация в искусстве - это процесс придания творческому произведению
черт другого стиля. В изобразительном искусстве при помощи данного приема предметы либо фигуры обретают упрощенные формы.

Стилизация - это своего рода имитация, декорация.

Применительно к орнаменту, стилизация - это авторская переработка натуральных форм в декоративные - стилизованные.

Условные приемы в стилизации - упрощения рисунка и формы, объёмных и цветовых соотношений, в результате которого объект изображения превращается в мотив - мельчайшую единицу орнамента или наоборот.

При этом возможны три подхода к процессу стилизации.

- Во-первых, зарисовка с натуры природных элементов или фотография, а затем видоизменение в сторону обобщения, усиления или ослабления определенных характеристик и придания большей декоративности.

- Во-вторых, использование симметрии природных форм, с доработкой до полной симметрии - метод совершенных форм.

- В-третьих, создание стилизованного образа посредством ассоциаций, фантазии и воображения.

Метод стилизации тесно связан с понятием трансформации, как с непосредственным способом изменения формы предмета в определенную сторону (может происходить по горизонтали, по вертикали, по диагоналям.

Элементы новой формы должны гармонично соотноситься друг с другом. Тогда они смогут восприниматься как единое целое.

С чего начать? Для отображения такого объекта необходимо сконцентрироваться на самом главном в нем. Также надо проанализировать характер создания формы, убрать все лишние детали и не применять средства художественной выразительности. Используется при этом только линия и пятно. Для того чтобы не копировать натуру, надо включать ассоциативное мышление и достать из памяти сохранившиеся впечатления.

Необходимо максимально прочувствовать форму, понять, что главное в этом растении или животном, что коренным образом отличает его от других. И при помощи пятен, линий и штрихов необходимо отобразить этот объект. После его отображения ему придают форму и цвет. Окончательный рисунок должен напоминать только это растение или животное.

Практическая значимость проведения данной темы (мотивация)

Предварительная эскизно-зарисовочная работа - очень важный этап в создании рисунка стилизованной композиции, так как, выполняя натуральные зарисовки, художник глубже изучает природу, выявляя пластику форм, ритм, внутреннее строение и текстуру природных объектов. Эскизно-зарисовочный этап проходит творчески, каждый находит и отрабатывает свою манеру, свой индивидуальный почерк в передаче всем известных мотивов.

Любые орнаментальные композиции представляют собой упорядоченные и закономерные построения; большую роль в них играют разрабатываемые мотивы, из которых выстраиваются орнаменты. От того, насколько выразительно изображаются мотивы в композиции, зависит восприятие всего орнаментального построения композиции рушника.

Обучающиеся внимательно слушают вопрос преподавателя и отвечают на поставленный вопрос.

- Познакомиться с приемами стилизация природных форм;

- Композиционное решение орнамента рушника.

4. Усвоение новых знаний и способов действий

(Поиск приемов стилизации на примере просмотра презентации «Стилизация в искусстве» Постановка художественной задачи). Обсуждение основных приемов стилизации композиции. Примеры работ учащихся из фонда школы прошлых лет по этой теме

- Основная идея изучаемого материала в словесной и иллюстративной формах.

Поиск приемов стилизации на примере просмотра презентации «Стилизация в искусстве»

Обсуждение основных приемов стилизации.

- При выполнении эскиза необходимо помнить об условных приемах стилизации: Условные приемы в стилизации - упрощения рисунка и формы, объёмных и цветовых соотношений.

Компоновка предметов на эскизе выбранного формата. Цветовая подкладка. Композиционное решение листа на основе расположения пятен. Завершающая обработка.

Выполнение работы гелиевой ручкой и гуашью или вырезания из цветной бумаги.

- Преподаватель снова проговаривает цель занятия и план его проведения. Уточняет задание.

Выполните эскизы орнамента к композиции рушника на основе стилизации природных форм:

  • стилизация растительных и животных форм и авторская переработка натуральных форм в декоративные,
  • построение орнамента в прямоугольнике,
  • решение в материале.

- На выполнение практической части заданий вам будет отведено 2 урока, по 40 минут, с учетом времени на эскиз.

- Включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта обучающегося.

- Обучающиеся внимательно выслушивают теоретическую часть нового материала. На первом этапе выполняю ряд упражнений по ознакомлению с условными приемами стилизации растений.

5. Перемена

6. Первичное закрепление (Практическое выполнение задачи)

- Проверка преподавателем понимания обучающимися того, что является сущностью основного содержания (опрос).

- Выявление пробелов первичного закрепления в изучении нового материала.

- Организация деятельности обучающихся, для выполнения заданий используя систему знаний, предусмотрено постепенное нарастание сложности задания.

- Обучающиеся отвечают на поставленные преподавателем вопросы.

- Ребята приступают к выполнению задания.

- Во время работы обучающихся преподаватель помогает затрудняющимся детям советом, напоминанием, показом.

7. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий (Подведение итогов. «Вернисаж работ»)

- Организация активной деятельности всего класса, в ходе проверки знаний пройденной темы (выставляются мольберты в ряд с работами).

- Разъяснение подхода к оцениванию (из класса выбираются 2-3 человека которые будут проводить анализ работ по предложенным критериям (карточки).

- Корректировка анализа и похвала.

- Обучающиеся выставляют свои мольберты с работами для самоанализа. Выявление «+» и «-» в работах своих одноклассников.

8. Домашнее задание

- Информация о домашнем задании.

- Выполнение в рабочих альбомах примеры композиций в формате квадрата с применением всех условных приемов стилизации растительных и животных форм.

- Обучающиеся запоминают или записывают домашнее задание.

9. Подведение итогов занятия

- Качественная оценка работ (похвалить всех учащихся о проделанной работе)

- Снимают свои работы с мольбертов и сдают на проверку преподавателю, вместе с карточками самоанализа.