Цель урока: создание орнамента в прямоугольнике из растительных и животных элементов с ярко выраженным акцентами наиболее композиционно значимых форм; изучить роль рушников в обрядовой культуре наших предков.
Задачи урока:
Обучающие:
- обучение приемам стилизации растительных и животных мотивов;
- закрепить определение и понятие орнамента, знакомство со способами построения зеркального орнамента на примере композиции рушника;
- формирование навыков и умений при организации зеркального орнамента, применяя полученные знания на практике.
Развивающие:
- совершенствование способности образного мышления, развитие у учащихся творческой самостоятельности, способности анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное в раппорте для создания орнаментальной композиции; развитие творческих способностей.
Воспитательные:
- формирование художественного вкуса; способности ценить произведения искусства; аккуратности в работе.
Методы обучения: по характеру познавательной деятельности - частично-поисковый методы; по способам организации и осуществления познавательной деятельности - объяснительно-иллюстративный.
Формы организации обучения: групповая.
Тип урока:
- Урок комбинированный
- Урок-практикум
Принципы обучения:
- Научность
- Наглядность
- Последовательность
- Доступность
- активность
- самостоятельность
Уровень усвоения знаний:
- Через восприятие информации
- Усвоение способов применения знаний по образцам
- Творческое применение знаний
Материалы и оборудование:
Для преподавателя:
- презентация «Рушник, орнамент», презентация «Стилизация природных форм»;
- работы учащихся из фонда школы по этой теме, карточки «Критерии оценки наброска» (самоанализ работ учащимися).
Для обучающихся:
- гелиевые ручки, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, карандаш, бумага формата А3.
План урока:
- Организационная часть. Проверка готовности к уроку. (3 мин.)
- Актуализация знаний. (7 мин.)
- Мотивация (введение в тему урока, теоретическая часть; просмотр презентаций: «Рушник, орнамент», «Стилизация природных форм», работы учащихся из фонда школы по этой теме). (15 мин.)
- Усвоение новых знаний и способов действий (выполнение эскиза на изучение приемов образования орнамента в прямоугольнике, постановка художественной задачи). (15 мин.)
- Перемена (10 минут)
- Первичное закрепление - работа по эскизам «Орнамент в прямоугольнике» (практическое выполнение задачи). (30 мин.).
- Контроль и самоконтроль знаний и способов действий (подведение итогов, «Вернисаж работ»). (17 мин.)
- Домашнее задание (закрепление материала урока). (2 мин.)
- Подведение итогов занятия. (1 мин.)
Источник информации:
- Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / Г.М.Логвиненко.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.-144с.
- http://artlab.club/ornament/ornament-4-stilizacziya.html http://fb.ru/article/159597/stilizatsiya---eto-chto-takoe-stilizatsiya-v-iskusstve http://ornament.su/blog/item/ornament.html
- http://art.ioso.ru/wiki/index.php/Орнамент
- https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/03/27/issledovatelskaya-rabota-iz-istorii- rushnika
Занятие №1 «Стилизация в орнаменте»
1. Организационная часть
- Приветствие, фиксация отсутствующих;
- Проверка подготовленности обучающихся к учебному занятию;
- Организация внимания обучающихся.
- Приветствие преподавателя;
- Подготовка к занятию.
2. Актуализация знаний
- Выявление степени усвоения обучающимися заданного учебного материала (проверка домашнего задания «поиск через информационные источники вьющихся растений и их зарисовки на формате А4»);
- Определение затруднений и обнаружение причин невыполнения.
- Обучающиеся сдают преподавателю домашнее задание на проверку.
3. Мотивация
Ввведение в тему урока, теоретическая часть, просмотр презентаций: «Рушник, орнамент», «Стилизация природных форм».
«Стилизация в орнаменте»
- Исходя из названия темы, вам предлагается несколько целей. Как вы считаете, какова цель данного учебного занятия?
Для того чтобы познакомиться с приемами стилизации в орнаменте вспомним значение слова орнамент, стилизация и применения их в композиции рушника.
«Рушник, орнамент» - просмотр презентации.
Рушник, ручник - полотенце (кусок полотна) с вышитыми узорами, отрез ткани, льна, украшенный прошвами, кружевом, подзорами, атрибут всех народных праздников и обрядов. Рушник - главный оберег человека от рождения до смерти. Рушники использовались не только в прямом назначении как полотенце (тогда их называли утиральником и украшали его скромной вышивкой), ими украшали дом. Рушник - это своего рода вышитое символьное письмо. Эта вещь несёт в себе множество смыслов, хранит историю и традиции народа. Выглядит рушник как длинное полотняное полотенце, расшитое по краям богатыми орнаментами. Однако он не используется, как обычное полотенце, в хозяйственных целях. Рушник является произведением народного искусства, воплощением национальной культуры.
Виды рушников:
- Божники;
- Обыденные;
- Родильные;
- Свадебные;
- Хлебосольные;
- Поминальные.
Орнамент - это узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов, которые могут образовывать орнаментальный ряд, или раппорт.
В зависимости от характера этих элементов орнамент подразделяется на виды, например:
- геометрический орнамент - использует простейшие геометрические формы - линии, точки, круги, зигзаги, спирали, круги, ромбы, прямоугольники и др.,
- растительный орнамент - орнамент, стилизующий элементы растительного мира и состоящий из листьев, плодов, ягод, цветов в различных сочетаниях,
- зооморфный орнамент - орнамент, построенный на изображении реальных или фантастических животных и птиц, а также их отдельных частей, с различной степенью стилизации.
- антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.
- природный орнамент - главным мотивом орнамента является природа: морские волны, ореол пламени, небесные светила, в том числе солнце, луна, часто в виде серпа, звезды, молнии, элементы пейзажа.
Орнамент является одним из характерных признаков художественного стиля.
Типы орнамента:
- Орнамент в полосе с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива (ленточный). Сюда относятся фризы, каймы, обрамления, бордюры
- Замкнутый орнамент компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розетки). Мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости (так называемая поворотная симметрия).
- Сетчатый, или раппортный, орнамент. Мотив в нем повторяются и по вертикали, и по горизонтали, этот орнамент бесконечен во всех направлениях.
Раппорт - минимальная площадь, включающая мотив и расстояние до соседнего мотива. Таким образом, выбор раппорта способствует воплощению творческого замысла и тесно связан с содержанием композиции, с характером мотива.
При создании орнамента особое значение имеет такой метод формообразования как стилизация.
Просмотр презентации «Стилизация природных форм»
Стилизация происходит от французского stylisation, style - стиль. Стилизация в искусстве - это процесс придания творческому произведению
черт другого стиля. В изобразительном искусстве при помощи данного приема предметы либо фигуры обретают упрощенные формы.
Стилизация - это своего рода имитация, декорация.
Применительно к орнаменту, стилизация - это авторская переработка натуральных форм в декоративные - стилизованные.
Условные приемы в стилизации - упрощения рисунка и формы, объёмных и цветовых соотношений, в результате которого объект изображения превращается в мотив - мельчайшую единицу орнамента или наоборот.
При этом возможны три подхода к процессу стилизации.
- Во-первых, зарисовка с натуры природных элементов или фотография, а затем видоизменение в сторону обобщения, усиления или ослабления определенных характеристик и придания большей декоративности.
- Во-вторых, использование симметрии природных форм, с доработкой до полной симметрии - метод совершенных форм.
- В-третьих, создание стилизованного образа посредством ассоциаций, фантазии и воображения.
Метод стилизации тесно связан с понятием трансформации, как с непосредственным способом изменения формы предмета в определенную сторону (может происходить по горизонтали, по вертикали, по диагоналям.
Элементы новой формы должны гармонично соотноситься друг с другом. Тогда они смогут восприниматься как единое целое.
С чего начать? Для отображения такого объекта необходимо сконцентрироваться на самом главном в нем. Также надо проанализировать характер создания формы, убрать все лишние детали и не применять средства художественной выразительности. Используется при этом только линия и пятно. Для того чтобы не копировать натуру, надо включать ассоциативное мышление и достать из памяти сохранившиеся впечатления.
Необходимо максимально прочувствовать форму, понять, что главное в этом растении или животном, что коренным образом отличает его от других. И при помощи пятен, линий и штрихов необходимо отобразить этот объект. После его отображения ему придают форму и цвет. Окончательный рисунок должен напоминать только это растение или животное.
Практическая значимость проведения данной темы (мотивация)
Предварительная эскизно-зарисовочная работа - очень важный этап в создании рисунка стилизованной композиции, так как, выполняя натуральные зарисовки, художник глубже изучает природу, выявляя пластику форм, ритм, внутреннее строение и текстуру природных объектов. Эскизно-зарисовочный этап проходит творчески, каждый находит и отрабатывает свою манеру, свой индивидуальный почерк в передаче всем известных мотивов.
Любые орнаментальные композиции представляют собой упорядоченные и закономерные построения; большую роль в них играют разрабатываемые мотивы, из которых выстраиваются орнаменты. От того, насколько выразительно изображаются мотивы в композиции, зависит восприятие всего орнаментального построения композиции рушника.
Обучающиеся внимательно слушают вопрос преподавателя и отвечают на поставленный вопрос.
- Познакомиться с приемами стилизация природных форм;
- Композиционное решение орнамента рушника.
4. Усвоение новых знаний и способов действий
(Поиск приемов стилизации на примере просмотра презентации «Стилизация в искусстве» Постановка художественной задачи). Обсуждение основных приемов стилизации композиции. Примеры работ учащихся из фонда школы прошлых лет по этой теме
- Основная идея изучаемого материала в словесной и иллюстративной формах.
Поиск приемов стилизации на примере просмотра презентации «Стилизация в искусстве»
Обсуждение основных приемов стилизации.
- При выполнении эскиза необходимо помнить об условных приемах стилизации: Условные приемы в стилизации - упрощения рисунка и формы, объёмных и цветовых соотношений.
Компоновка предметов на эскизе выбранного формата. Цветовая подкладка. Композиционное решение листа на основе расположения пятен. Завершающая обработка.
Выполнение работы гелиевой ручкой и гуашью или вырезания из цветной бумаги.
- Преподаватель снова проговаривает цель занятия и план его проведения. Уточняет задание.
Выполните эскизы орнамента к композиции рушника на основе стилизации природных форм:
- стилизация растительных и животных форм и авторская переработка натуральных форм в декоративные,
- построение орнамента в прямоугольнике,
- решение в материале.
- На выполнение практической части заданий вам будет отведено 2 урока, по 40 минут, с учетом времени на эскиз.
- Включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта обучающегося.
- Обучающиеся внимательно выслушивают теоретическую часть нового материала. На первом этапе выполняю ряд упражнений по ознакомлению с условными приемами стилизации растений.
5. Перемена
6. Первичное закрепление (Практическое выполнение задачи)
- Проверка преподавателем понимания обучающимися того, что является сущностью основного содержания (опрос).
- Выявление пробелов первичного закрепления в изучении нового материала.
- Организация деятельности обучающихся, для выполнения заданий используя систему знаний, предусмотрено постепенное нарастание сложности задания.
- Обучающиеся отвечают на поставленные преподавателем вопросы.
- Ребята приступают к выполнению задания.
- Во время работы обучающихся преподаватель помогает затрудняющимся детям советом, напоминанием, показом.
7. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий (Подведение итогов. «Вернисаж работ»)
- Организация активной деятельности всего класса, в ходе проверки знаний пройденной темы (выставляются мольберты в ряд с работами).
- Разъяснение подхода к оцениванию (из класса выбираются 2-3 человека которые будут проводить анализ работ по предложенным критериям (карточки).
- Корректировка анализа и похвала.
- Обучающиеся выставляют свои мольберты с работами для самоанализа. Выявление «+» и «-» в работах своих одноклассников.
8. Домашнее задание
- Информация о домашнем задании.
- Выполнение в рабочих альбомах примеры композиций в формате квадрата с применением всех условных приемов стилизации растительных и животных форм.
- Обучающиеся запоминают или записывают домашнее задание.
9. Подведение итогов занятия
- Качественная оценка работ (похвалить всех учащихся о проделанной работе)
- Снимают свои работы с мольбертов и сдают на проверку преподавателю, вместе с карточками самоанализа.