Цель проекта - формирование умений различать растения: трава, цветы, кустарники, деревья.
Задачи:
ОО «Познавательное развитие»
- Уточнить и закрепить названия растений на участке детского сада;
- Сформировать умение различать виды растений по характерным признакам: высота растения, стебель или ствол, жесткость листа;
- Систематизировать знания о строении растений.
ОО «Речевое развитие»
- Слушание стихотворения Е.Серова «Зелёная страна»;
- Обогащение словаря.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
- Воспитывать любовь к природе родного края.
Участок детского сада является местом систематических наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность. В повседневной жизни у дошкольников воспитывается познавательное отношение к природе, желание ухаживать за растениями.
Дети нашей группы выходя на прогулку, задают вопросы о растениях нашего участка. Спрашивают, почему одни растения большие, другие маленькие; у одних одна тонкая хрупкая «ножка», у других «ножек» много и они очень прочные. Чтобы найти ответы на все вопросы, мы придумали познавательно- исследовательский проект «Растения нашего участка».
Краткосрочный проект был реализован в средней группе. Он направлен на расширение и обобщение знаний детей о растениях, о многообразии растительного мира, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости растений в жизнедеятельности человека. Несмотря на кажущуюся сложность выбранной темы, наши ребята сразу включились в проект.
Мы наблюдали за растениями нашего участка, находили сходство и различия между ними, изучали строение. В группе создали макет дерева, где хорошо видно строение и части дерева. Дети с удовольствием отгадывали загадки о растениях, рисовали, лепили. В группе провели беседы о пользе растений и откуда они появляются.
Чтобы увидеть как зарождается растение, мы провели опыт. Замочили семена фасоли и поставили на подоконник на солнечную сторону. Через пару дней из наших семян показались ростки. С каждым днем они подрастали и становились больше. Дети были приятно удивлены, что из семечка появился росточек.
Также нам захотелось узнать как же растения пьют воду. Взяли вазу с водой и добавили пищевой краситель голубого цвета. Поставили в воду розу с белым цветком. Через день мы увидели, что края лепестков окрасились в голубой цвет. Сделали вывод: когда растения пьют, то вода поднимается вверх по корням, через стебель и направляется к лепесткам. Дети были в восторге от эксперимента.
В рамках проекта создали дидактическую игру «Откуда лист». Цель игры: соотнести листок с соответствующим растением. Для этого мы сфотографировали все растения участка, собрали от каждого по листочку и засушили. Метод сохранения листочков путем засушивания детям очень понравился, о нем они узнали впервые. Поэтому мы создали коллекцию засушенных листьев растений, для которой дети сами выбирали листочки.
Изучив растения, мы пришли к выводу, что на нашем участке присутствует трава, кустарники и деревья. Но цветов на участке у нас не было. Поэтому мы решили посадить клумбу с цветами. Каждый ребенок из группы с помощью воспитателя посадил свой цветок и полил его. Наша клумба детям очень понравилась. Мы снова проговорили о том, как ухаживать за растениями и какую пользу они приносят человеку.
Метод проектов помогает активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей, помогает осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее, способствуют умению наблюдать и умению слушать.
По итогам нашего познавательно-исследовательского проекта дети научились различать траву, цветы, кустарники и деревья. Узнали много нового о растениях, овладели способами ухода за ними, увидели откуда появляется растение и как оно пьет воду. А самое главное, дети научились бережно относиться к природе.