Игра как способ познавательной деятельности учащихся

Разделы: Начальная школа, Профессия — педагог


Приучай ученика работать,заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой… Приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить, чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека.
А.Дистервег

Педагогика сегодняшнего дня. На чем она стоит, что предлагает и чем располагает? Что же она может внести в копилку учителя? Как и чем можно развить способности ученика так, чтобы он мог трудиться не ниже своих высокоразвитых способностей.

Отвечая на все эти вопросы, учитель ставит перед собой проблему, которая интересует его на протяжении всей его педагогической деятельности.

Работая в начальных классах, меня заинтересовали проблемы или методы, развивающие логическое мышление у детей, а также, как добиться того, чтобы выработать навыки выразительного чтения и грамотности у детей в начальных классах.

Не секрет, что в школу ученики приходят с разным запасом знаний, с разным потенциалом. Каждый из них должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильные для него задания.

Таким посильным заданием, развивающим также и логическое мышление у детей, является игра.

В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.

Работая с малышами, приходится много думать, искать, творить. В результате появляются уроки-игры. Это игра-путешествие «Плывем на необитаемый остров», «В цирке», «Олимпийские игры», «Веселые старты» и т.д.

Эти игры время от времени повторяются, но успешно используются во 2 и 3 классах. Детям они не надоедают. Наоборот, каждый раз отправляясь в то или иное путешествие, дети радуются ему как впервые.

При разработке игры слежу за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задание, но при выполнении все-таки играли. В игру задание превращает метод проведения - эмоциональность, непринужденность, занимательность.

В играх-путешествиях (продолжительность каждой игры не больше 8-12 мин.) ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное - огромнейший эффект: ни одного зевающего человека на уроке! Всем интересно. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математического знания.

В качестве примера приведу небольшой фрагмент урока.

Урок-игра «В цирке»

На арену выходит знаменитый Маг!

- Я узнал, говорит он, - что вы учитесь в школе и очень хорошо научились считать, думать, соображать. Так ли это? Я сейчас хочу проверить вашу сообразительность.

1. Определите, сколько мне лет. А мне столько, сколько изображено на рисунке (показываю иллюстрацию с изображением сороки) только без последнего знака. Сколько же мне лет.

2. Масса моей дрессированной собачки, когда она стоит на двух задних лапках, 3 кг.

Какова ее масса, если она стоит на 4 лапках?

Работая над второй проблемой - выработка грамотности у детей в начальных классах часто использую на уроках русского языка стихотворные упражнения.

Работа по орфографии на уроках русского языка всегда доставляет немало хлопот учителю. Многие дети не очень охотно выполняют задания учебника, плохо запоминают правила, не проявляют интереса к уроку.

Хочу рассказать об использовании стихотворных упражнений по орфографии, накопленных в практической работе с детьми.

Что собой представляют подобные упражнения? Условно их можно разделить на 2 группы.

1 группа - это так называемые запоминали. Например:

Имена, фамилии,
Клички, города
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда.

Назначение таких упражнений предельно просто. Они служат для выделения орфографии и запоминания ее правописания в стихотворной форме. Упражнения многократно читаются на уроке. Основное требование - не подменять ими правила учебника.

2 группа - рифмованные упражнения, которые используются для чтения и письма орфографически насыщенного словарного материала. Такие упражнения привлекают детей к орфограмме, расширяют их представление о несоответствии написания и произношения и используются для решения орфографических задач сначала в устной, а затем и в письменной форме. Приведу одно из заданий такого типа, направленное на накопление зрительного восприятия орфограммы в именах и фамилиях людей, названия городов.

Почему же мы с тобой Пишем с буквы прописной: Таня, Ваня, Мила, Нина, Коля, Петя и Ирина, Иванов, Петров, Орлов, Ленинград, Москва, Ковров?

Стихотворная форма словарного материала благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивает интерес к настоящей поэзии. Работа, одновременно ориентированная на формирование навыка чтения и письма, полезна для развития орфографической зоркости и культуры речи в целом. Кроме того, такие упражнения способствуют выработке самоконтроля, положительного отношения к учению.

Систематическое применение подобных упражнений дает возможность учителю ориентироваться на завтрашний день младшего школьника, на устранение возможных орфографических трудностей, преодоление которых является задачей последующего обучения.