Способы достижения метапредметных результатов на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: английский язык, ФГОС


С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) перед школой встает актуальный вопрос: самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Одним из направлений модернизации образования является использование метапредметного подхода. Фoрмирование метапредметных результатов является одним из основных требований ФГОС. Метапредметный подхoд предполагает, что учащиеся не только овладевают системой знаний, но и осваивают универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию o мире, что способствует развитию у школьников базовых способностей: мышление, воображение, целеполагание, понимание, действие.

Английский язык дает хорошую базу для развития метапредметного мышления, кроме того, учебный предмет «английский язык» метапредметен изнaчально. Темы нa уроках английского языка рассматриваются в рамках нескольких предметов. Например: Английский и русский язык: Сравнительная лингвистика: сходства и различия языков. Английский язык и литература: британский и русский фольклор. Английский язык и математика: числительные (порядковые и количественные). Cчет. Английский язык и окружающий мир: Погода. Времена года. Природные явления. Английский язык и искусство: Цвета. Фигуры. Художники. Описание картин. Английский язык и информатика: Написание электронного письма, поиск в интернете необходимой информации для урока или проекта. Английский язык, история и обществознание: Политические системы англоговорящих стран и России.

С введением новых требований учитель становится конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных пpодуктов в освоении знаний.

Предлагается конструировать метапредметное занятие с использованием основных подходов:

  1. Повышенный уровень сложности, пpоблемный и поисковый характер, интеграция;
  2. Целеполагание - формулирование обучающимися целей урока по схеме: вспомнить - узнать - уметь;
  3. Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности;
  4. Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и создания сценария занятия;
  5. Деятельность обучающихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием;
  6. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
  7. Системная работа со способом «Задача»: например, если ученик освоил грамматическое явление, учитель дает задние этого же типа, но на новом лексическом материале.
  8. Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности;
  9. Рефлeксия - осознание учеником и воспроизведение того, чему научился и каким способом действовал.

Формирование метапредметных компетенций на уроках английского языка эффективнее всего достигаются через:

  • целеполагание, рефлексию и принятие решений;
  • работу с текстами разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения (поисковое, изучающее, ознакомительное);
  • сопоставлениe явлений родного и изучаемого языков с помощью грамматического и лексического материала;
  • решение проблем творческого и поискового характера;
  • интеграции полученных на уроках иностранного языка и по другим предметам знаний в ходе проектных и исследовательских работ;
  • активное использование речевых средств и ИКТ;
  • учебное сотрудничество (работу в паре, группе, команде);
  • самооценку, взаимооценку, самокоррекцию.

Для формирования метапредметных умений на уроках английского языка используются различные метапредметные технологии, которые преобразуют сами учебные предметы и педагогический стиль. Часто используемыми среди них являются кейс технология, обучение на основе образовательных ситуаций (ситуация-проблема, ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-тренинг), технология проблемного обучения, технология обучения проектной деятельности, технология критического мышления, информационно-коммуникационные технологии.

Рассмотрим проблемный метод обучения. На уроках английского языка проблемное обучение может применяться на разных типах уроков и для различных целей.

В процессе совершенствования познавательных действий каждый элемент проблемного обучения вносит свой вклад. Побуждающий диалог помогает развивать творческие умения, осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы. Подводящий диалог формирует логические навыки сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Все продуктивные задания развивают речь. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения. Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счёт варьирования форм обучения.

Поскольку проблемные методы и продуктивные задания позволяют работать как в парах, так и в группах, школьники учатся слушать друг друга, договариваться, распределять роли. Регулятивные действия формируются благодаря центральным компонентам подхода. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема - это и есть цель урока открытия нового знания. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а «новое знание» нужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы или сочинённые стихи, рассказы и т.д.

Первое и основное применение технологии проблемного обучения - это введение нового материала на уроке открытия нового знания. На уроках английского языка новым знанием может являться грамматический материал, грамматическое правило. Проблемное обучение подразумевает 3 стадии: создание проблемной ситуации, выход из проблемной ситуации (т.е. формулирование темы урока или вопроса урока) и решение проблемы. При введении нового грамматического материала для создания проблемной ситуации можно использовать различные приемы: столкновение противоположных мнений учащихся, задание без правильного ответа (невыполнимое), задание на ошибку, т.е. когда учащиеся выполняют задание, схожее с предыдущими, но имеющее свои особенности, о которых учащиеся пока не знают.

Эти приемы вызывают у учащихся либо затруднение, либо удивление. Возникает вопрос. Ответ на этот вопрос и будет являться решением проблемы, а сам вопрос будет темой урока, либо отправной точкой для формулирования темы урока.

На данном этапе можно говорить о том, что первая и вторая стадии данной технологии направлены на достижение следующих метапредметных результатов:

  • самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения,
  • соотносить свои действия с планируемым результатом,
  • определять тему,
  • устанавливать причинно-следственные связи,
  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Третьей стадией будет являться решение проблемы. При работе с новым грамматическим материалом решение проблемы можно организовать либо в малых группах, либо фронтально. Работа в малых группах характеризуется большей самостоятельностью учащихся, учитель выступает лишь в роли координатора. Обучающиеся самостоятельно выдвигают и проверяют гипотезы, распределяют роли в группе, контролируют друг друга. При такой работе достигаются следующие метапредметные результаты:

  • уметь аргументировать свою точку зрения,
  • проявлять уважительное отношение к партнерам,
  • решать проблемы творческого и поискового характера,
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Фронтальная форма работы предоставляет учащимся меньше свободы действий, т.к. именно учитель является организатором выдвижения и проверки гипотез, он контролирует этот процесс, и роли не распределяются. Тем не менее, даже такая работа имеет свои плюсы по сравнению с традиционным уроком. В ходе фронтального решения проблемы достигаются следующие метапредметные результаты:

  • строить логическое умозаключение,
  • корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

При введении нового грамматического материала обязательным этапом решения проблемы является сравнение собственных окончательных выводов с правилом (образцом, эталоном), что развивает регулятивные умения учащихся - такие, как:

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами,
  • пользоваться логическими действиями сравнения, анализа.

Введение нового грамматического материала путем проблемного обучения обычно занимает 20 минут урока. Не следует считать, что остальное время на уроке можно посвятить чему-то другому. Обязательным элементом и продолжением в технологии проблемного обучения является проговаривание открытого знания и первичное его закрепление. Данный этап урока направлен на достижение следующего метапредметного результата:

  • выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации.

Технология проблемного обучения подходит также для введения нового страноведческого материала. На стадии создания проблемной ситуации можно использовать прием столкновения мнений учащихся. При изучении страноведческого материала применение первой стадии проблемного обучения позволяет достичь следующих метапредметных результатов:

  • самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения,
  • строить логическое рассуждение, умозаключение.

С помощью технологии критического мышления учащиеся учатся не запоминать информацию, а анализировать прочитанное, выбрать полезное для себя. Одним из приемов данной технологии является «See-think-wonder», принцип которого «Вижу-думаю-удивляюсь». Учащимся предлагается посмотреть на картинку в течении минуты, подумать и записать на листочке 3 существительных, 3 глагола и 3 прилагательных, которые бы описывали их мысли по поводу увиденного, сформулировать также 3 специальных вопроса к данной картинке, к примеру: Who are these people? What are they doing? Why are they doing it? Этот прием можно применять в начале урока в качестве визуального раздражителя на этапе целеполагания или же постановки проблемы, с помощью него можно и перейти к кластеру, обобщив и записав мысли учащихся. На этапе работы с текстом при анализе или контроле понимания прочитанного используется прием «thin and thick questions» (тонкие и толстые вопросы). Исходя из названия, можно понять, что тонкие вопросы - это простые, общие вопросы, требующие ответа «да» или «нет», выявляющие общее понимание учащимися прочитанного. Толстые вопросы - это вопросы, требующие детального ответа или анализа прочитанного.

Для развития информационного мышления школьников, формирования информационно-коммуникационной компетентности, активизации познавательной деятельности школьников применяются ментальные карты (mind maps). Они предложены американскими педагогами Б. Дерпортер и М. Хенаки и рисуются в виде схемы с центром и расходящимися от него «ветками». На ветках размещаются слова или картинки. Также ребятам предлагается создание этих карт в онлайн режиме на сайте www.mindmeister.com. MindMeister - это онлайн-инструмент для майндмэппинга, который позволяет захватывать, разрабатывать и делиться идеями визуально. Редактор интеллект-карт используют для мозгового штурма, создания заметок, планирования проектов и множества других творческих задач. Еще один прием, который можно использовать на этапе закрепления изученного или при работе по технологии проблемного обучения - это прием «лови ошибку». Учитель дает учащимся определенный текст проблемного характера, или тезисы, требующие подтверждения либо опровержения, или в заданиях для контроля изученного материала дается заведомо ложный факт, который ученик должен обнаружить и исключить из числа верных. Если это исследование, то учащиеся должны доказать, что это ложный факт. Также на уроках используются такие методы и приемы, как мозговой штурм, концептуальное колесо, кластеры, дерево предсказаний. Мы живем в информационном веке и должны применять ИКТ технологии в своей деятельности. В просторах Интернета созданы многообразные интернет-ресурсы, которые используются на всех этапах урока, и мною создаются различные интерактивные задания в онлайн-платформах Learning Apps, MyVoki, в программах Hot potatoes, My Test.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Основной целью применения ИКТ является развитие мышления и формирование приемов мыслительной деятельности.

Таким образом, метапредметный подход необходим в условиях реализации современного стандарта образования, а при изучении английского языка метапредметность не просто необходима, а неизбежна, и этот подход для уроков английского языка приобретает особенную актуальность, способствует формированию метапредметных результатов.

Предлагаю рассмотреть набор метапредметных задач для уроков английского языка в 5-6 классах. Умения, характеризующие сформированность логических операций (сравнение, классификация, анализ, синтез).

Блок 1. Умение сравнивать

1. Find as many differences as possible. Describe these differences.

2. Find out some information about the United Kingdom and Russia. Compare these countries and fill in the table.

1.

Full name

The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland

The Russian Federation

2.

Symbol

3.

Weather

3. Умение классифицировать.

  1. Answer the questions in short (кратко):
  2. When is the New Year holiday? - 1 st January
  3. When do you do your homework? -
  4. What is the second month of the year? -
  5. What is your favourite season? -
  6. What day is today? -
  7. What time do you get up? -
  8. What day is after Friday? -
  9. What month is before May? -
  10. What time do your lessons start? -
  11. What season is now? -
  12. When do people usually sleep? -
  13. When is the Victory Day in your country? -

4. Make groups from your answers

5. What preposition of time will you use with words from each group?

6. Fill the spidergram with your own examples

7. Read the words and state the general topic: a desk, a coffee table, a dinner table, a cooker, a chair, an armchair, a television, a computer, a fridge, a washing machine, a bathtub, a sink, a dishwasher, a basin, a bed, a sofa, a carpet, a rug, a bedside table, a cupboard, a wardrobe, a bookcase, a living room, a kitchen, a bedroom, a bathroom, a flat.

Make the groups of these words and put them into the table.

Блок 2. Работа с информацией

Умение выражать информацию из текста в виде кратких записей.

1. Read the text about Alina Kabaeva. Complete the fact file below.

Alina Maratovna Kabaeva is the gymnast, the Honoured Master of Sports in Russia. Alina was born in Tashkent in 1983. She started doing gymnastics at the age of 3,5 years. When she was 12 years she moved to Moscow when parents decided that it is necessary to develop her talent further. She was a part of Russian national team in 1996. She trained very hard and in 1999 she won two silver and four gold medals during the World Championship in Osaka, Japan. But next year at the Olympic Games in Sydney she became only the third. In 2001 she was disqualified for doping. But after disqualification Alina has returned to the sport. Alina Kabayeva became the Olympic champion first at the Olympic Games in Athens in 2004. She left sport in 2007. Then she became a politician. Between 2007 and 2014, Kabaeva has been a Member of the Russian Parliament, the State Duma. Nowadays she raises money for charity. Alina Kabaeva is a pretty woman. She is slim and tall with long dark hair. She likes walking, reading and going to the theatre. She helps children and sportsmen a lot.

Fact file

Name

Surname

Occupation

Nationality

Winnings

Personal details

Hobbies

Умение прогнозировать финал текста Умение задавать уточняющие вопросы

2. Read the text. The Ant and the Grasshopper.

In a field one summer's day a Grasshopper was hopping about, chirping and singing to its heart's content. An Ant passed by, bearing along with great effort an ear of corn he was taking to the nest. «Why not come and chat with me, » said the Grasshopper, «instead of toiling and moiling away?» «I am helping to lay up food for the winter, » said the Ant, «and recommend you to do the same. » «Why bother about winter? » said the Grasshopper; «we have got plenty of food at present. » But the Ant went on its way and continued its toil. When the winter came the Grasshopper found itself dying of hunger, while it saw the ants distributing, every day, corn and grain from the stores they had collected in the summer.

Then the Grasshopper knew…

1. Finish the story. Write 1-2 sentences.

2. Write as many statements as you can which are TRUE or FALSE according to the text.

Умение переводить информацию из графического представления в текстовое

3. Complete the table about your Sunday. Tick the boxes (v) how often you do these activities. Write down your own ideas (9…, 10 …, 11…, 12…13)

usually

often

rarely

sometimes

never

always

Go to the theatre

Meet my friends

Visit my grandparents

Go shopping

Read books

Watch videos on YouTube

Go to the gym

Tidy the room

Write a paragraph what you do on Sundays. Use adverbs of frequency.

4. Study the pie chart and write a short article about free time activities in the UK.

5. Умение строить высказывание на основе разных точек зрения

You are talking to your friend about your TV habits. Write your words down.

Sam: Hi! How are you?

You: _________________________

Sam: I was watching TV the evening yesterday. It was an interesting film about teenagers. What do you like watching on TV?

You: _________________________

Sam: As for me, I don't like such TV programmes. How often do you watch TV?

You: _________________________

Sam: I don't have much time on TV as I have to do a lot of homework.

You: _________________________

Sam: Yes, you are right! What about your friends? Do you know what most of your classmates like watching?

You: _________________________

Sam: Me too, I think it's very boring! What can you advise me to watch tomorrow?

You: _________________________

Sam: Why is it important to your mind?

You: _________________________

Sam: I agree. I'll tell if I like this programme or not. See you!

You: _________________________

6. Умение работать с разными источниками информации.

Watch some videos, read some text, watch the presentation about Christmas in England. Make a spidergram.

  1. https://www.learnenglish.de/culture/christmas.html
  2. https://www.whychristmas.com/cultures/uk.shtml
  3. https://www.youtube.com/watch?v=YzSGEeaYvJc
  4. https://www.youtube.com/watch?v=EoxrT---BCg
  5. https://www.youtube.com/watch?v=Kg__vXsU8xw

Блок 3. Умение работать с алгоритмами

Составление утвердительного предложения в Present Continuous

1.Определи, кто выполняет действие (I/he/she/it/we/you/they). Поставь подлежащее на первое место в предложении.

2. Выбери требуемую форму глагола "to be": am/ is/ are

3. Поставь нужную форму глагола на второе место в предложение.

4. К смысловому глаголу добавь окончание - ing.

5. Поставь смысловой глагол с окончанием - ing после формы глагола to be", на третье место в предложение.

6. Обстоятельства времени now/ at the moment поставь в конце предложения.

Блок 4. Работа с видеотекстами

1. https://www.youtube.com/watch?v=RyLzsQKFpB0

https://www.youtube.com/watch?v=uWXPCP8t00M&index=2&list=PLYTOFNw6ksWw63jLGeq1 QdM8SgsAUgy7s

https://www.youtube.com/watch?v=ddvTFgzkS5M

https://www.youtube.com/watch?v=9iQg16bEGGM

Watch these videos and write down 10 school rules using must/ mustn't/can't

2. https://www.youtube.com/watch?v=zfybjbFc4MQ https://www.youtube.com/watch?v=_NDEP1vryOo

https://www.youtube.com/watch?v=q02FXQKlOpg

Watch these videos and write a short text about the Tower of London. Write: - name, - city, - country, - when built, - what visitors can see there, - some legends, - symbols

3. https://www.youtube.com/watch?v=uwUcoe_-GWg

Watch the video and write the menu for the typical English people. Write what the typical meals are in England and what ingredients they usually consist of.

4. https://www.youtube.com/watch?v=oOlzcGk4PzE

Watch the video and write down the receipt of the dish. Use the ex. 2 on p. 90 as an example

5. https://www.youtube.com/watch?v=pnN2BNrSrXY

Watch the video and write a short text about Moscow, the capital of Russia: some facts, places to visit and things to see