«Аукцион проектов» в начальной школе

Разделы: Руководство учебным проектом

Классы: 2, 3, 4


«Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку, а если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи»
Б.Шоу

Учителя начальных классов понимают степень ответственности и важности своей работы, поэтому не останавливаются на достигнутом и ищут новые, эффективные формы работы. Однако часто бывает, что все новое - хорошо забытое старое. Очередное подтверждение тому - интерес к проектной деятельности и востребованность этой технологии в современной школе.

Проектная деятельность для меня не является открытием, ей занимаюсь уже более десяти лет. Однако на протяжении последних лет меня волновал вопрос: как сделать этап «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОДУКТОВ проектной деятельности обучающихся» маленьким праздником - оригинальным уроком, который надолго останется в памяти моих ребят. Ответ был найден - это АУКЦИОН ПРОЕКТОВ!

Аукцион - это понятие представляет собой, в первую очередь, рыночные отношения, в которых продажа осуществляется с помощью публичного торга, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену. Общим для всех аукционов является принцип состязательности.

В статье я остановлюсь на одном из этапов проектной деятельности - этапе «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОДУКТА проектной деятельности» и опишу этот раздел пошагово.

1 шаг. Разработка критериев - параметров оценки проектов

(учитывая психо-физиологические особенности младшего школьника, в работе используем от 2 до 5 критериев, постепенно увеличивая их количество от класса к классу).

Например, при защите предметного проекта «СТРАНЫ МИРА» учитывалось два критерия:

  1. качество содержания,
  2. ответы на вопросы.

При защите творческого проекта «КНИЖКА-МАЛЫШКА» - три:

  1. правильность оформления структурных элементов книги,
  2. красочность и оригинальность оформления,
  3. объем книжки.

А при защите проекта «НАРОДЫ РОССИИ» - уже четыре, кроме прочих распространенных и известных критериев, был впервые включен критерий «содержание маршрутного листа» (пошаговое заполнение всех этапов проекта).

В зависимости от количества критериев учитель раздает ученикам баллы-бонусы, дети помещают их в кошелек «РАСХОДЫ» (карточки с числами разрезаны на отдельные части). Кошелек «РАСХОДЫ» у всех ребят с одинаковым количеством бонусов. Если критерия два, то ученик получает в кошелек:

1 критерий

100 бонусов

50 бонусов

10 бонусов

2 критерий

100 бонусов

50 бонусов

10 бонусов

Если критерия три, то кошелек «РАСХОДЫ» состоит из:

1 критерий

100 бонусов

50 бонусов

10 бонусов

2 критерий

100 бонусов

50 бонусов

10 бонусов

3 критерий

100 бонусов

50 бонусов

10 бонусов

2 шаг. Ознакомление со шкалой оценивания

  • 100 бонусов - максимальный результат
  • 50 бонусов - отличный результат
  • 10 бонусов - хороший результат

Ученик, слушая представления одноклассников, вносит в свой оценочный лист, который он самостоятельно заполняет по ходу урока, по каждому критерию только один раз результаты 100-50-10, у него могут быть и другие баллы, например, 49, 11, 9, но значения 100-50-10 используются единожды.

3 шаг. Взаимооценивание проектов в форме открытого голосования

Называем определенный критерий, ребята раздают одноклассникам из своих кошельков «РАСХОДЫ» бонусы (сразу хочу пояснить, что за свой проект голосовать нельзя). Каждый ребенок по каждому критерию может отдать 3 голоса (100-50-10).

Проиллюстрирую на примере.

Определяем результаты по критерию «правильность оформления книжки». Арина отдает 100 бонусов Кате, 50 бонусов - Глебу, 10 бонусов - Мише. Определяем результаты по критерию «красочность оформления». Арина отдает 100 бонусов Егору, 50 бонусов - Насте, 10 бонусов - Максиму и т.д. В процессе оценивания представлений продукта кошелек «РАСХОДЫ» у всех становится пуст. Но у ребят появляются бонусы в кошельке «ДОХОДЫ», доходы у всех разные, у кого-то в кошельке может оказаться 1000 бонусов, а у кого-то 10.

По результатам наполненности кошелька «ДОХОДЫ» определяем от трех до семи лучших проектов, которые и будут выставляться на аукцион.

4 шаг. Аукцион

Начинаем самую интересную процедуру в этом мероприятии - непосредственно АУКЦИОН. Проводит его один из эмоциональных и активных учеников класса, используя все атрибуты настоящего аукциона: молоток и гонг. Ведущий выставляет на аукцион по очереди ПРОДУКТЫ проектной деятельности, еще раз рекламируя товар, а ребята ведут торги и становятся счастливыми обладателями ПРОДУКТОВ проектов своих одноклассников.

Все учащиеся класса вовлечены в процесс работы, ученик выступает сразу в двух ролях - продавца и покупателя. Аукцион проектов гуманизирует и демократизирует процесс обучения, усиливает положительную мотивацию учения. Ребята поднимаются по лесенке успешности от проекта к проекту, понимают, что результаты проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», более осознанно формируют идею продукта, в котором должна быть потребность, ведь неэффективно изготавливать продукты, которые никому не нужны. Любое изделие, услуга, макет, подарок, блюдо должны быть востребованы.

Данная форма организации урока позволяет нам выходить на процесс взаимообогащения мотивации, интеллекта, кругозора, идей. Хочется верить, что идея и рекомендации настоящей статьи помогут педагогам «забытое старое» сделать новым и эффективным педагогическим средством в современной школе, а само учение увлекательным процессом.

Приложение

Литература

  1. Горячев А., Иглина Н.: Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы) Москва, Просвещение, 2010.
  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2006.
  3. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации/авт.сост. М.Ю. Шатилова. - Волгоград: Учитель, 2010.