Цели:
- Расширить знания учащихся о мире профессионального труда; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
- Продолжать формировать положительную мотивацию выбора профессии.
Задачи:
- помочь учащимся в выявлении своей профнаправленности;
- познакомить учащихся с видами классификаций профессий:
- по основным классификационным признакам Климова,
- отраслям экономики,
- признаку материального производства,
- уровню и характеру требуемой квалификации,
- развить навык определения принадлежности профессии к изученным видам классификаций.
Формы и методы: мозговой штурм, лекция с элементами беседы, проблемная ситуация, групповые, парные и индивидуальные задания, рефлексия.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, чистые листы, маркеры.
План занятия:
I. Организационный момент. Введение в тему урока.
- Мозговой штурм «Цепочка профессий».
II. Изучение нового материала.
- Мини-лекция «Классификация профессий».
III. Закрепление знаний
- Групповая работа по теме «Определи принадлежность профессии».
- Формула профессии.
- Парная игра «Выбери профессию»;
- Проблемное индивидуальное задание «Составь формулу будущей профессии»;
- Подведение итогов (рефлексия).
Ход занятия
I. Организационный момент. Введение в тему занятия
1.1. Сегодня мы поучимся с вами ориентироваться в многообразном мире профессий. И в начале занятия выполним упражнение, с помощью которого попытаемся выделить общее в различных видах трудовой деятельности.
Игра-упражнение «Цепочка профессий» (слайд №2)
Цель: развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности.
Инструменты: карандаши, чистые листы для каждой группы.
Инструкция участникам:
Сейчас мы разделимся на три команды и в каждой команде по кругу выстроим «цепочку профессий». Я назову первую профессию для каждой команды, а вы выстраиваете дальнейшую цепочку.
Например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий. Например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. (При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда можно обнаружить интереснейшие линии сходства).
Работа в группах - выстраивание цепочек профессий.
Проверка групповой работы.
Вывод: это умение вам может оказаться полезным для того, чтобы находить общее в разных профессиях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы «зацикливаясь» на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях. Это расширяет ваш осознанный выбор.
Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что вы ищете в одной (только в одной!) профессии, может оказаться в других, более доступных…
II. Изучение нового материала. Лекция с презентацией
2.1. Цель нашего с вами занятия: выделить родственные группы из огромного числа профессий и специальностей по различным признакам, т.е. познакомимся с классификациями профессий (слайд №3).
Существует несколько видов классификаций профессий. Учащимся предлагается раздаточный материал (табл.1 и табл.2). Во время прослушивания лекции находите типы классификаций и примеры профессий в таблицах №1 и 2.
1. Наиболее широко известна классификация профессий по отраслям экономики (слайд №4)
- Производственная сфера (промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь, доставки и сбыт материального производства).
- Непроизводственная сфера (искусство, образование, культура, здравоохранение, торговля, общественное питание, органы государственного управления)
Таким образом, профессии располагаются по принадлежности к какой-либо экономической отрасли: промышленность, транспорт, торговля, строительство, здравоохранение, образование, культура, искусство и др.
Такая классификация удобна для руководителей предприятий и учебных заведений, но малопригодна для человека, выбирающего профессию, поскольку не в полной мере учитывает требования профессии к личности.
2. Классификация по признаку уровня и характера требуемой квалификации (слайд № 5)
- Высококвалифицированные профессии (программист, технолог, менеджер).
- Квалифицированные профессии (массовые рабочие специальности: токарь, фрезовщик, лаборант).
- Малоквалифицированные профессии (секретарь).
- Неквалифицированные профессии (подсобные рабочие).
3. Наиболее удачную классификацию предложил академик Е.А.Климов (слайд №6)
Основными признаками этой классификации являются предмет, цель, орудия и условия труда. По данным признакам выделяют 5 типов профессий:
- "Человек-природа". Когда человек связывает свою с объектами живой природы: растительные и животные организмы, микроорганизмы. Вот несколько профессий: микробиолог, рыбовод, ветеринарный фельдшер, лаборант химико-бактериологического анализа, цветовод и т.д.
- "Человек-техника". К нему относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой, управлением, в том числе и управлением подъемных и транспортных средств: слесарь-ремонтник, наладчик технологического оборудования, водитель, техник (механик).
- "Человек-человек". Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением, руководством людьми или коллективами. В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой. К этому типу профессий относятся, например, экскурсовод, учитель, продавец и др.
- "Человек - знаковая система". Часто объектом труда человека выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т.п. Такие профессии условно относятся к типу «человек - знаковая система»). Это, например, корректор, экономист, стенографистка-машинистка, чертежник, топограф.
- "Человек - художественный образ». Это профессии, труд которых связан с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актерской деятельностью: конструктор-модельер одежды, витражист, фотограф-художник, музыкант, артист, настройщик музыкальных инструментов, журналист, и др.
4. По целям труда профессии делят на классы (слайд №7)
Профессии, связанные с чисто познавательным трудом и в то же время органически включенные в самые недра материального производства, являются гностическими. Их специфика что-либо распознать, различить, разобраться, проверить, оценить. Используя таблицу, приведите пример преобразующих профессий.
- К изыскательским относятся профессии, связанные с поиском наилучшего варианта решения сложной практической задачи (закройщик, конструктор, модельер, программист, писатель и т.д.).
- К преобразующим относят профессии, деятельность которых требует изготовить некий продукт труда. Какие профессии относят к преобразующим?
5. Отделы профессий выделяются на основании использования различных орудий труда (слайд № 8)
Это профессии:
- ручного труда (хирург, резчик по камню, столяр, сапожник, слесарь и т.д.);
- механизированного труда - управление машинами и механизмами (токарь, шофер, хлебопек, машинист электровоза и т.д.);
- с использованием автоматизированных и автоматических систем, аппаратов (печатник, сталевар, оператор прокатных линий профессии с применением ПК и т.д.);
- с преобладанием функциональных орудий труда - используются функциональные средства организма (певец, учитель, пианист, балерина, дегустатор, актер и т.д.);
6. Специалисты разных профессий работают не в одинаковых условиях (слайд №9)
Так, шахтер работает под землей, летчик - в небе, хлебороб на земле и т.д. И чем разнообразнее мир профессии, тем разнообразнее и условия труда. Классифицируя профессии по этому признаку, можно выделить следующие группы труда:
- в условиях обычного (бытового) микроклимата (секретарь-машинистка, бухгалтер, экономист, сборщик радиоаппаратуры и т.д.)
- с пребыванием на открытом воздухе, с резкими перепадами температуры и влажности (агроном, лесник, геолог, пастух, чабан, виноградарь и т.д.);
- в необычных условиях (актер, водолаз, электромонтажник, каскадер, космонавт, артист цирка и т.д.);
- с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь, психическое, умственное, нравственное развитие людей, за большие общественные материальные ценности (учитель, преподаватель, директор, актер, врач, писатель, юрист и т.д.)
Обобщение материала (слайд №10).
Для более четкого и наглядного представления классификацию профессий можно изобразить так:
- по предмету труда - типы (П - человек - природа, Т - человек - техника, Ч - человек - человек. X - человек - художественный образ, 3 - человек - знак);
- по целям труда - классы (Г - гностический, П - преобразующий, И - изыскательский);
- по орудиям труда - отделы (Р - ручные, М - механизированные, А - автоматические, Ф - функциональные);
- по условиям труда - группы (Б - бытового микроклимата, О - на открытом воздухе, Н - необычные условия, М - моральная ответственность).
III. Закрепление знаний
3.1. Групповая работа по теме «Определи принадлежность профессии» (Прил.3)
Задания для 1-й группы.
Пользуясь таблицей №1 классификационных признаков, определите, к какому типу профессий относится каждая из перечисленных ниже специальностей: воспитатель детского сада, ветеринарный врач, фармацевт, маляр по художественной отделке, токарь, пожарный, фотограф, медицинская сестра, резчик по камню, продавец книг, водитель троллейбуса, слесарь-сборщик радиоаппаратуры.
Задания для 2-й группы.
Пользуясь таблицей №1 классификационных признаков, определите, к какому классу профессий относится каждая из перечисленных ниже специальностей: кулинар, автослесарь, модельер, водитель такси, контролер ОТК, системный администратор, слесарь-сборщик радиоаппаратуры, следователь, агроном, писатель, парикмахер.
Задания для 2-й группы.
Распределите все нижеприведенные профессии и специальности по группам таблицы №1 классификационных признаков, руководствуясь особенностями условий труда: учитель, бухгалтер, водолаз, геолог, водитель автобуса, слесарь-сборщик, полевод, продавец промышленных товаров, монтажник-высотник, маляр, следователь, оператор по выращиванию и откорму свиней, чертежник.
3.2. Формула профессии
Вы познакомились с классификацией профессий. Схематично ее можно изобразить в виде пирамиды из четырех ярусов (слайд №11): тип, класс, отдел, группа, профессия. Предполагается, что в каждом типе профессий есть классы, классы включают в себя отделы, отделы состоят из групп. Пока еще пустой ярус на вершине пирамиды предназначен для обозначения вашей будущей профессии.
Конечно, не всегда удается отнести профессию к одному определенному подразделению - типу, классу и пр. Практически же часто явной является принадлежность профессии к нескольким разновидностям. Ведь каждая профессия одного типа обязательно имеет признаки и других. Весь вопрос в том, какие из них являются доминирующими, а какие отступают на второй план.
При анализе любой профессии надо выделить четыре основных ее признака: предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда - и по их условным обозначениям записать формулу профессии из нескольких букв. Выполним следующие задания.
3.2.1. Парная игра «Выбери профессию» (слайд № 12)
- Вариант 1. Приведите примеры профессий, специальностей, соответствующих формуле: П Пр Ф о.
- Вариант 2. Приведите примеры профессий, специальностей, соответствующих формулам: Ч Г Ф м.
- Вариант 3. Приведите примеры профессий, специальностей, соответствующих формулам: 3 Г А б.
3.2.2. Проблемное индивидуальное задание «Составь формулу будущей профессии»
Используя таблицы № 1 и 2 и буквенную аббревиатуру классификационных признаков, составьте формулу своей будущей профессии слайд презентации (слайд №13) Какие еще варианты профессий будут соответствовать данной формуле?
Заключительное слово: выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, ориентируйтесь в предмете, целях, условиях труда, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Замните замечательные слова К.Д.Ушинского: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет».
3.4. Подведение итогов (рефлексия) (слайд №14)
Ребята, предлагаю по очереди выразить своё мнение по поводу услышанного на занятии, поделиться впечатлениями. Продолжите незаконченные предложения:
- На уроке для меня оказалось новым…
- Я узнал, что моя будущая профессия…
- Я надеюсь, что в будущем…