Занятие внеурочной деятельности по теме "Обзор классификаций профессий"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Мастер-класс

Ключевые слова: профориентация, профессии


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

  • Расширить знания учащихся о мире профессионального труда; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
  • Продолжать формировать положительную мотивацию выбора профессии.

Задачи:

  • помочь учащимся в выявлении своей профнаправленности;
  • познакомить учащихся с видами классификаций профессий:
  • по основным классификационным признакам Климова,
  • отраслям экономики,
  • признаку материального производства,
  • уровню и характеру требуемой квалификации,
  • развить навык определения принадлежности профессии к изученным видам классификаций.

Формы и методы: мозговой штурм, лекция с элементами беседы, проблемная ситуация, групповые, парные и индивидуальные задания, рефлексия.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, чистые листы, маркеры.

План занятия:

I. Организационный момент. Введение в тему урока.

  • Мозговой штурм «Цепочка профессий».

II. Изучение нового материала.

  • Мини-лекция «Классификация профессий».

III. Закрепление знаний

  • Групповая работа по теме «Определи принадлежность профессии».
  • Формула профессии.
    • Парная игра «Выбери профессию»;
    • Проблемное индивидуальное задание «Составь формулу будущей профессии»;
  • Подведение итогов (рефлексия).

Ход занятия

I. Организационный момент. Введение в тему занятия

1.1. Сегодня мы поучимся с вами ориентироваться в многообразном мире профессий. И в начале занятия выполним упражнение, с помощью которого попытаемся выделить общее в различных видах трудовой деятельности.

Игра-упражнение «Цепочка профессий» (слайд №2)

Цель: развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности.

Инструменты: карандаши, чистые листы для каждой группы.

Инструкция участникам:

Сейчас мы разделимся на три команды и в каждой команде по кругу выстроим «цепочку профессий». Я назову первую профессию для каждой команды, а вы выстраиваете дальнейшую цепочку.

Например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий. Например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. (При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда можно обнаружить интереснейшие линии сходства).

Работа в группах - выстраивание цепочек профессий.

Проверка групповой работы.

Вывод: это умение вам может оказаться полезным для того, чтобы находить общее в разных профессиях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы «зацикливаясь» на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях. Это расширяет ваш осознанный выбор.

Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что вы ищете в одной (только в одной!) профессии, может оказаться в других, более доступных…

II. Изучение нового материала. Лекция с презентацией

2.1. Цель нашего с вами занятия: выделить родственные группы из огромного числа профессий и специальностей по различным признакам, т.е. познакомимся с классификациями профессий (слайд №3).

Существует несколько видов классификаций профессий. Учащимся предлагается раздаточный материал (табл.1 и табл.2). Во время прослушивания лекции находите типы классификаций и примеры профессий в таблицах №1 и 2.

1. Наиболее широко известна классификация профессий по отраслям экономики (слайд №4)

  • Производственная сфера (промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь, доставки и сбыт материального производства).
  • Непроизводственная сфера (искусство, образование, культура, здравоохранение, торговля, общественное питание, органы государственного управления)

Таким образом, профессии располагаются по принадлежности к какой-либо экономической отрасли: промышленность, транспорт, торговля, строительство, здравоохранение, образование, культура, искусство и др.

Такая классификация удобна для руководителей предприятий и учебных заведений, но малопригодна для человека, выбирающего профессию, поскольку не в полной мере учитывает требования профессии к личности.

2. Классификация по признаку уровня и характера требуемой квалификации (слайд № 5)

  • Высококвалифицированные профессии (программист, технолог, менеджер).
  • Квалифицированные профессии (массовые рабочие специальности: токарь, фрезовщик, лаборант).
  • Малоквалифицированные профессии (секретарь).
  • Неквалифицированные профессии (подсобные рабочие).

3. Наиболее удачную классификацию предложил академик Е.А.Климов (слайд №6)

Основными признаками этой классификации являются предмет, цель, орудия и условия труда. По данным признакам выделяют 5 типов профессий:

  • "Человек-природа". Когда человек связывает свою с объектами живой природы: растительные и животные организмы, микроорганизмы. Вот несколько профессий: микробиолог, рыбовод, ветеринарный фельдшер, лаборант химико-бактериологического анализа, цветовод и т.д.
  • "Человек-техника". К нему относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой, управлением, в том числе и управлением подъемных и транспортных средств: слесарь-ремонтник, наладчик технологического оборудования, водитель, техник (механик).
  • "Человек-человек". Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением, руководством людьми или коллективами. В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой. К этому типу профессий относятся, например, экскурсовод, учитель, продавец и др.
  • "Человек - знаковая система". Часто объектом труда человека выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т.п. Такие профессии условно относятся к типу «человек - знаковая система»). Это, например, корректор, экономист, стенографистка-машинистка, чертежник, топограф.
  • "Человек - художественный образ». Это профессии, труд которых связан с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актерской деятельностью: конструктор-модельер одежды, витражист, фотограф-художник, музыкант, артист, настройщик музыкальных инструментов, журналист, и др.

4. По целям труда профессии делят на классы (слайд №7)

Профессии, связанные с чисто познавательным трудом и в то же время органически включенные в самые недра материального про­изводства, являются гностическими. Их специфика что-либо распознать, различить, разобраться, проверить, оценить. Используя таблицу, приведите пример преобразующих профессий.

  • К изыскательским относятся профессии, связанные с поиском наилучшего варианта решения сложной практической задачи (закройщик, конструктор, модельер, программист, писатель и т.д.).
  • К преобразующим относят профессии, деятельность которых требует изготовить некий продукт труда. Какие профессии относят к преобразующим?

5. Отделы профессий выделяются на основании использования различных орудий труда (слайд № 8)

Это профессии:

  • ручного труда (хирург, резчик по камню, столяр, сапожник, слесарь и т.д.);
  • механизированного труда - управление машинами и механизмами (токарь, шофер, хлебопек, машинист электровоза и т.д.);
  • с использованием автоматизированных и автоматических систем, аппаратов (печатник, сталевар, оператор прокатных линий профессии с применением ПК и т.д.);
  • с преобладанием функциональных орудий труда - используются функциональные средства организма (певец, учитель, пианист, балерина, дегустатор, актер и т.д.);

6. Специалисты разных профессий работают не в одинаковых условиях (слайд №9)

Так, шахтер работает под землей, летчик - в небе, хлебороб на земле и т.д. И чем разнообразнее мир профессии, тем разнообразнее и условия труда. Классифицируя профессии по этому признаку, можно выделить следующие группы труда:

  • в условиях обычного (бытового) микроклимата (секретарь-машинистка, бухгалтер, экономист, сборщик радиоаппаратуры и т.д.)
  • с пребыванием на открытом воздухе, с резкими перепадами температуры и влажности (агроном, лесник, геолог, пастух, чабан, виноградарь и т.д.);
  • в необычных условиях (актер, водолаз, электромонтажник, каскадер, космонавт, артист цирка и т.д.);
  • с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь, психическое, умственное, нравственное развитие людей, за большие общественные материальные ценности (учитель, преподаватель, директор, актер, врач, писатель, юрист и т.д.)

Обобщение материала (слайд №10).

Для более четкого и наглядного представления классификацию профессий можно изобразить так:

  • по предмету труда - типы (П - человек - природа, Т - человек - техника, Ч - человек - человек. X - человек - художественный образ, 3 - человек - знак);
  • по целям труда - классы (Г - гностический, П - преобразующий, И - изыскательский);
  • по орудиям труда - отделы (Р - ручные, М - механизированные, А - автоматические, Ф - функциональные);
  • по условиям труда - группы (Б - бытового микроклимата, О - на открытом воздухе, Н - необычные условия, М - моральная от­ветственность).

III. Закрепление знаний

3.1. Групповая работа по теме «Определи принадлежность профессии» (Прил.3)

Задания для 1-й группы.

Пользуясь таблицей №1 классификационных признаков, определите, к какому типу профессий относится каждая из перечисленных ниже специальностей: воспитатель детского сада, ветеринарный врач, фармацевт, маляр по художественной отделке, токарь, пожарный, фотограф, медицинская сестра, резчик по камню, продавец книг, водитель троллейбуса, слесарь-сборщик радиоаппаратуры.

Задания для 2-й группы.

Пользуясь таблицей №1 классификационных признаков, определите, к какому классу профессий относится каждая из перечисленных ниже специальностей: кулинар, автослесарь, модельер, водитель такси, контролер ОТК, системный администратор, слесарь-сборщик радиоаппаратуры, следователь, агроном, писатель, парикмахер.

Задания для 2-й группы.

Распределите все нижеприведенные профессии и специальности по группам таблицы №1 классификационных признаков, руководствуясь особенностями условий труда: учитель, бухгалтер, водолаз, геолог, водитель автобуса, слесарь-сборщик, полевод, продавец промышленных товаров, монтажник-высотник, маляр, следователь, оператор по выращиванию и откорму свиней, чертежник.

3.2. Формула профессии

Вы познакомились с классификацией профессий. Схематично ее можно изобразить в виде пирамиды из четырех ярусов (слайд №11): тип, класс, отдел, группа, профессия. Предполагается, что в каждом типе профессий есть классы, классы включают в себя отделы, отделы состоят из групп. Пока еще пустой ярус на вершине пирамиды предназначен для обозначения вашей будущей профессии.

Конечно, не всегда удается отнести профессию к одному определенному подразделению - типу, классу и пр. Практически же часто явной является принадлежность профессии к нескольким разновидностям. Ведь каждая профессия одного типа обязательно имеет признаки и других. Весь вопрос в том, какие из них являются доминирующими, а какие отступают на второй план.

При анализе любой профессии надо выделить четыре основных ее признака: предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда - и по их условным обозначениям записать формулу профессии из нескольких букв. Выполним следующие задания.

3.2.1. Парная игра «Выбери профессию» (слайд № 12)

  • Вариант 1. Приведите примеры профессий, специальностей, соответствующих формуле: П Пр Ф о.
  • Вариант 2. Приведите примеры профессий, специальностей, соответствующих формулам: Ч Г Ф м.
  • Вариант 3. Приведите примеры профессий, специальностей, соответствующих формулам: 3 Г А б.

3.2.2. Проблемное индивидуальное задание «Составь формулу будущей профессии»

Используя таблицы № 1 и 2 и буквенную аббревиатуру классификационных признаков, составьте формулу своей будущей профессии слайд презентации (слайд №13) Какие еще варианты профессий будут соответствовать данной формуле?

Заключительное слово: выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, ориентируйтесь в предмете, целях, условиях труда, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Замните замечательные слова К.Д.Ушинского: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет».

3.4. Подведение итогов (рефлексия) (слайд №14)

Ребята, предлагаю по очереди выразить своё мнение по поводу услышанного на занятии, поделиться впечатлениями. Продолжите незаконченные предложения:

  • На уроке для меня оказалось новым…
  • Я узнал, что моя будущая профессия…
  • Я надеюсь, что в будущем…