Система учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха ориентирована на развитие ребенка в целом, на коррекцию его нарушений, формирование личностных качеств, знаний и умений, необходимых выпускникам в жизни. Формирование речи является одним из условий успешной социализации неслышащих детей в обществе. Ребёнок, имеющий серьёзные дефекты слуха, не сможет самостоятельно научиться говорить, так как нечётко воспринимает звуковую речь, не слышит звуковых образцов. Слух имеет исключительное значение для формирования произносительной стороны речи. Ребёнок с недостатками слуха не может контролировать собственное произношение. Соответственно от этого в значительной степени страдает его устная речь [2, с.32].
Все эти факторы отрицательно влияют на процесс овладения всей сложной системой языка, следовательно, ограничивают возможности обучения и познания окружающего мира. Речь лежит в основе развития других познавательных процессов. Её отсутствие или недоразвитие нарушает мыслительную деятельность. Глухие дети лишены возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Их речь шаблонна, примитивна, недостаточно точна. У многих детей очень беден и ограничен словарь. Значительными являются затруднения, которые возникают при овладении грамматически правильной речью, т.е. речью, соответствующей грамматическим закономерностям и современным нормам языка.[1, с.105]. Недостаточная сформированность грамматического строя выражается в наличии морфолого - синтаксических ошибок. Большинство исследователей выделяют три группы этих ошибок:
- ошибки в формообразовании, связанные с недифференцированным употреблением падежных окончаний существительных по родовой принадлежности, по типу склонения и отнесённости к разряду одушевлённости; ошибки в употреблении видо-временных форм и залоговых форм глаголов;
- ошибочные замены одних частей речи другими;
- ошибки в согласовании и управлении в синтаксических структурах.
Как отмечает сурдопсихолог Ж.И.Шиф, неслышащие дети упрощают грамматический строй языка в период его усвоения. В своей речи они пользуются более ограниченным количеством грамматических средств, чем им известно. Упрощение грамматического строя сопровождается ошибками в сочетаемости приставочных глаголов с предлогами и именами существительными: это может быть неправильное использование или пропуск предлога, использование не той формы окончания, которой требует глагол и предлог. Нарушения речи являются причиной низкой мотивации изучения предметов гуманитарного цикла. Непрерывный процесс работы над формированием произносительной стороны речи, развития связной монологической и диалогической речи, обогащения словарного запаса способствует совершенствованию умения у неслышащих детей грамотно формулировать высказывание.
Для того чтобы данный процесс не прерывался и давал положительные результаты, следует постоянно активизировать речевую деятельность детей с выраженными нарушениями слуха. Данная работа должна быть не только эффективной и разнообразной, но ещё и интересной. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся. Педагогу необходимы средства, способные сохранить, развить или вызвать у ребёнка желание совершенствовать свою речь. На пути поиска новых средств мотивации детей к развитию своей речи, словарного запаса и возникает первый довод педагога в пользу нетрадиционных форм урока.
Попадая в необычную ситуацию, ребёнок активно включается в работу на уроке, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Нетрадиционные уроки позволяют продемонстрировать практическое применение знаний, использование новых и нетрадиционных форм обучения, чередования форм и методов обучения, проблемное обучение, тестирование знаний, умений и т.д. Применение в обучении неслышащих детей нетрадиционных форм уроков одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых к совершенствованию собственной речи .[9, с.110].
Говоря о современном уроке, в том числе и нетрадиционном, мы не должны забывать об ИКТ. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Компьютер также позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной и речевой деятельности. Я считаю необходимым применение в обучении неслышащих детей русскому языку нетрадиционных уроков с использованием информационных технологий и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков. Использование ИКТ позволяет проводить нетрадиционные уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне. Привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания), расширяет возможность самостоятельной деятельности, обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам и другим информационным ресурсам, обеспечивает наглядность. Особую роль в педагогической деятельности, обращённой к неслышащим детям, играют видеоматериалы. Использование электронных средств учебного назначения выступает в качестве одного из средств специальных образовательных и реабилитационных технологий [5, с.38].
Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Формы нетрадиционных уроков весьма разнообразны. Все уроки перечислить просто невозможно. Проведение нетрадиционных уроков возможно на любом этапе работы над учебным материалом, как во время проведения урока приобретения новых знаний, так и на уроках формирования умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, на уроках повторения, контроля.
На протяжении нескольких лет практикую нетрадиционные уроки с использованием ИКТ и пришла к выводу, что высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся с выраженными нарушениями слуха являются:
- урок-игра;
- урок-викторина.
- Урок-экскурсия;
- Урок-путешествие;
Данные типы нетрадиционных уроков являются наиболее доступными для неслышащих детей и способствуют активизации их речевой деятельности.
Урок-игра
Ролевая игра - один из способов создания ситуации, способствующей говорению. Обучающие возможности заключаются в следующем:
- Ролевая игра - самая точная модель общения, т.к. в ней предполагается подражание естественной ситуации.
- Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного характера.
Эмоции, связанные с определенными фразами или ситуацией, создают прекрасные условия для запоминания материала [7, с.8].
Раскрытие образов героев, в роли которых будут выступать дети в ходе урока, поспособствует формированию у неслышащего ребёнка потребности говорить устной речью, развитию связной речи и речевой активности. Чтобы успешно выступить в роли того или иного героя на уроке, следует просмотреть фрагменты каких - либо художественных произведений, изучить особенности поведения героя. На помощь придут информационные технологии, интернет - ресурсы. Если ученик забудет речь героя, он сможет обратиться к презентации. Любой нетрадиционный урок - это и есть игра, только игра «большая, на весь урок», со своими правилами и атрибутами. Правильно поставленная игра позволит многому научить детей.
Урок-викторина
В учебной деятельности обязательно присутствует элемент соревнования, который побуждает учащихся к активной умственной деятельности, заставляет чётко и быстро формулировать ответ. Так как часто викторина предполагает деление учащихся на группы, то здесь проявляется коммуникативная деятельность, которая позволяет учащимся во время игры сплотиться, сосредоточиться на общем деле. На уроках данного типа можно активно развивать связную диалогическую речь. Команды отвечают на предложенные вопросы по очереди, при этом, каждый участник команды имеет возможность ответить на вопрос. Если ответа нет, то команда советуется и даёт правильный ответ. Если ответ неверный или оказался трудным, то возможность получить балл правильного ответа передаётся участникам следующей команды. То есть каждому ученику предоставляется возможность сформулировать собственное высказывание. Если учащийся допускает ошибки в построении фразы, ребята из его команды помогают ему, исправляют ошибки, помогают подобрать слова. Педагог контролирует произношение, вносит коррективы. Можно предложить учащимся задавать вопросы соперникам, что поспособствует развитию связной диалогической речи. На уроках - викторинах ученики стремятся к победе своей команды и прилагают все усилия, чтобы команда победила. Таким образом, в течение всего урока осуществляется беспрерывное развитие речи наслышащих детей, активизация мыслительной деятельности, формирование навыков контроля и самоконтроля. Задания для уроков - викторин разрабатываются при помощи компьютера: кроссворды, ребусы, тесты, загадки и т.д.
Урок-экскурсия
Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии. В основе экскурсионной методики лежит наглядный показ и рассказ [6, с.11]. В основе проведения экскурсии лежит принцип "от показа к рассказу". Можно предложить учащимся совершить экскурсию, например, в виртуальный город частей речи, в деревню букв и звуков. Акцентировать внимание учащихся на достопримечательностях данных населённых пунктов, в роли которых будут выступать различные орфограммы, правила разбора и т.д. Учащиеся могут самостоятельно рассказать о достопримечательностях, для этого им будет необходимо вспомнить изученный материал, продемонстрировать умение конструировать различные виды предложений. Большую роль здесь сыграет наглядность.
Подобный город или деревню можно создать при помощи различных мультимедийных программ. Необходимо отметить, что большую роль здесь играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова или текста. Движущиеся анимации привлекут внимание детей, и они с большим желанием отправятся на экскурсию. Экскурсоводом может быть любой сказочный герой, с которым учащиеся будут вступать в диалог. Видеоматериалы помогают провести заочную экскурсию по различным местам. Заканчивается урок-экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное. Для развития связной письменной речи учащимся предлагается творческое задание: написать мини - сочинение об экскурсии, в котором учащиеся опишут свои впечатления.
Урок-путешествие
Пожалуй, одними из наиболее интересных уроков, применимых на всех этапах изучения материала, являются уроки-путешествия. Наибольшей популярностью они пользуются у учащихся 5-7 классов, так как отвечают их возрастным потребностям. Отправиться в увлекательное путешествие со знакомыми сказочными персонажами, вступить в битву с пиратами или другими отрицательными персонажами сказок интереснее, чем у доски в волнении пытаться воспроизвести выученные правила. Основная подготовка к занятию заключается в создании презентации с учётом всех аспектов, влияющих на эмоциональную сферу неслышащих детей, алгоритмизацию рассмотрения изучаемого или закрепляемого материала. Учащиеся вместе с педагогом путешествуют по красивым местам, перемещаясь в пространстве при помощи, например, ковра самолёта. Для того чтобы продолжить путешествие необходимо выполнить какое - либо задание, без этого невозможно передвижение. Учащиеся быстро и с удовольствием преодолевают препятствия, чтобы путешествие не закончилось. Информационные технологии помогают отправиться хоть на край света, и ученики превращаются в пытливых искателей знаний.
Задания могут быть различными: выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст; заменить в предложении выделенные слова синонимами/антонимами; расширить/сократить указанные предложения; описать предмет/явление двумя-тремя фразами; ответить на вопрос, употребив образцы (слова, конструкции, речевые формулы); сгруппировать слова по семантическому полю или словообразованию; провести языковую игру (лабиринт, кроссворд и др.). Подобные речевые упражнения способствуют выработке умений формировать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному общению, выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией. Конечно, речевые упражнения присутствуют и на традиционных уроках, но на уроках нетрадиционной формы учащиеся с нарушениями слуха выполняют их с большим желанием, не боясь ошибиться, даже самые пассивные из учащихся с огромным желанием включаются в работу, с интересом просматривают слайды и отвечают на вопросы. В презентации можно представить образцы фраз для построения своих высказываний. Ребёнок выберет необходимую фразу, использует её на уроке для ответа на поставленный вопрос. Гиперссылки способствуют обогащению словарного запаса. Особенно хорошо, если они оформлены в виде иллюстрации, так как неслышащие дети воспринимают информацию в основном при помощи зрительного анализатора.
Подводя итог, можно сказать, что нетрадиционный урок - органичное сочетание образования, развития и воспитания. Нетрадиционные уроки нравятся детям, т.к. они творческие и необычные, а самое главное - эффективные. В статье я попыталась показать возможность использования нетрадиционных форм урока с использованием ИКТ для активизации речевой деятельности детей с выраженными нарушениями слуха. Анализируя собственный опыт, могу отметить, что результативность работы по использованию нетрадиционных форм уроков положительная. Отмечается динамика развития коммуникативных навыков неслышащих детей. Конечно, не следует слишком часто проводить нетрадиционные уроки, т.к. уровень их эффективности снизится. Не стоит и безмерно увлекаться компьютерными ресурсами. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима.
Предлагаю вашему вниманию разработку нетрадиционного урока русского языка.
Тема: «Путешествие в страну личных местоимений»
Класс: 5.
Форма: урок-путешествие.
Цель: систематизация знаний обучающихся о личных местоимениях.
Задачи:
Обучающая:
- закрепить понятие о местоимении, о лице и числе личных местоимений, о роли личных местоимений в предложении, в речи;
- отрабатывать умение различать местоимения по лицам, числам;
- умение склонять местоимения по падежам, умение определять синтаксическую функцию личных местоимений;
- обогащать словарный запас учащихся, грамматический строй речи.
Корекционно-развивающая:
- развивать диалогическую речь учащихся, слуховое восприятие, отрабатывать произносительные навыки, активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Воспитывающая:
- воспитывать любовь к русскому языку;
- бережное отношение к природе, развивать чувство коллективизма.
Планируемые результаты:
Предметные.
- научиться различать местоимения по лицам, числам;
- умение склонять местоимения по падежам, умение определять синтаксическую функцию личных местоимений;
- обогащать словарный запас учащихся, грамматический строй речи.
Метапредметные:
Коммуникативные:
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности, определять возможные роли в совместной деятельности, определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства.
Регулятивные:
- определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, анализировать собственную работу, принимать решение в учебной ситуации, оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Познавательные:
- анализировать, сравнивать, делать выводы, владеть приёмами отбора и систематизации материала, преобразовывать информацию из одной формы в другую, обобщать учебный материал.
Личностные:
- Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формирование интереса к творческой деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, флешкарта, карточки с заданиями, раскраска, карта страны личных местоимений, карточка красного и зелёного цвета.
Словарь: части речи, личные местоимения, дополнение.
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие, проверка наличия слуховых аппаратов, их рабочего состояния).
II. Учитель напоминает учащимся, что на прошлом уроке они получили письмо от королевы страны личных местоимений (слайд 2). Королева пригласила учащихся пятого класса в путешествие по своей стране. Перед тем как учащиеся посетят дворец королевы, они должны преодолеть ряд препятствий.
Знакомство с картой страны местоимений (слайд 3):
- Озеро произношения.
- Лес мудрости.
- Скала склонения.
- Весёлый привал.
- Гора грамотности.
- Сказочная поляна.
Первое испытание: «Озеро произношения» (слайд 4).
Речевая зарядка:
-и-, -и_______,
Работа над речевым дыханием: пипибибипи (на одном выдохе);
Слухо-зрительное восприятие фраз: прочитайте слоги (читают слоги), прочитайте слова (читают слова):
- -ни-книга, письма;
- -ис-записка, местоимение.
Задание: составьте словосочетания:
говорить с (вы); подарить (я); думать о (ты).
Работа над ритмико-интонационной стороной речи (чтение предложения).
От простуды и от гриппа дарит нам цветочки липа!
Липа (значение слова липа раскрывается при помощи гиперссылки. Слайд 5).
Слухо-зрительное восприятие фраз:
- Какое сегодня число?
- Какой сейчас урок?
- Какая тема урока?
Подлежащее, дополнение, местоимение.
Запись в тетрадях числа, темы урока.
III. Обобщение и систематизация знаний учащихся.
«Лес мудрости» (воспроизведение теоретического материала). На слайде изображение густого зелёного леса
Ответьте на вопросы (слайд 6):
- Что такое местоимение?
- Местоимения относятся к 1, 2, 3 лицу. Назовите эти местоимения.
- Назовите местоимения единственного и множественного числа.
Выполнив задание, учащиеся вместе с педагогом отправляются далее.
«Скала склонения» (на слайде 7 изображение скалы).
Учитель: личные местоимения склоняются по падежам. При склонении изменяется вся основа местоимения (демонстрация на слайде изменений основ местоимений при склонении).
Задание (слайд 8): определите падеж местоимений (возвращаемся к словосочетаниям, которые учащиеся составили в начале урока).
- говорить с вами;
- подарить мне;
- думать о тебе.
Учащиеся выходят к доске (одно словосочетание - один ученик). Остальные проверяют работу при помощи карточек: красная карточка - задание выполнено верно, зелёная - допущена ошибка). Путешествие продолжается.
«Весёлый привал» (слайд 9). Динамическая пауза.
1.
Я иду, и ты идёшь.
Раз, два, три.
Я пою, и ты поёшь.
Раз, два, три.
Мы идём и мы поём.
Раз, два, три.
Очень дружно мы живём.
2. Зарядка для глаз.
Раз, два, три (учащиеся произносят стихотворение, выполняют физические упражнения. Педагог акцентирует внимание на произношении контрольного звука -и-).
Задание (используется текст стихотворения): найдите в тексте местоимения. Назовите местоимения ед. и мн. числа.
Отправляемся далее.
«Гора грамотности» (Слайд 10).
На доске предложение.
Я очень люблю родную природу.
К доске выходит ученик. Находит грамматическую основу предложения (проговаривает название членов предложения, задаёт вопросы). Называет местоимения 1 лица. Учащиеся проверяют.
Возвращаемся к предложениям, которые были прочитаны учащимися в начале уроке (о липе).
Задание: определите роль предложений в тексте (учащийся проговаривает алгоритм разбора предложения, педагог контролирует произношение). Запись предложений в тетрадь. Один ученик у доски.
Вывод о том, что личные местоимения выполняют в предложении роль подлежащего и дополнения (схема на слайде 11).
Учащиеся дошли до дворца королевы (изображение дворца на слайде 12).
Знакомство с королевой (изображение королевы - слайд 13).
Вопрос: какую роль в речи выполняют личные местоимения? (слайд 14).
Чтение у доски стихотворения о роли местоимений в речи (слайд 15):
Себя во всём ценю я,
оромна роль моя!
Я делу отдаюсь сполна:
я заменяю имена.
Учащиеся делают вывод о роли местоимений в речи.
III. Домашнее задание
«Сказочная поляна» (слайд 16). На слайде изображено поле ромашек. На ромашках написаны личные местоимения. Учащиеся хором называют их.
Получают задание на карточках, изготовленных в форме цветов (подарок королевы со сказочной поляны).
Задание: спишите текст. Замените выделенные слова личными местоимениями (отзыв о путешествии). Определите синтаксическую роль местоимений в тексте.
Лиля был(а) в стране личных местоимений. Лиле очень понравилось путешествие. Мы переплыли большое озеро, прошли дремучий лес, побывали в тёмной пещере, поднимались на высокую гору, а потом отдохнули на сказочной поляне. Мы познакомились с доброй королевой. Королева похвалила нас и подарила нам цветы. Путешествие было интересным.
IV. Подведение итогов (рефлексия)
На слайдах 17-18 написаны вопросы:
- Назовите личные местоимения.
- Какую функцию в предложении выполняют личные местоимения?
- Какую роль выполняют в речи местоимения?
V. Оценки
Урок нацелен на обобщение и систематизацию знаний учащихся по теме «Личные местоимения», основывается на знаниях, умениях, полученных на предыдущих уроках, является своеобразной подготовительной работой к контрольной по данной теме. Раскрытие значений новых слов, способствует обогащению словарного запаса учащихся. Работа над ритмико-интонационной стороной речи, чтение предложений, составление словосочетаний, беседа по вопросам способствует обогащению грамматического строя речи, развитию связной диалогической и монологической речи учащихся. Работа с фразами на слух способствуют развитию слухового восприятия. В течение урока осуществляется контроль над произношением. Проблемные вопросы активизируют мыслительную деятельность учащихся. На уроке воспитывается интерес к русскому языку. Яркие картины природы, использованные в презентации, предложения о любви человека к природе, о пользе деревьев способствуют формированию бережного отношения к природе. Стихотворения о дружбе, взаимопомощь учащихся развивают чувство коллективизма, создают благоприятный психологический климат.
Урок разработан на основе следующих методов обучения:
- словесно-репродуктивного,
- наглядного,
- частично-поискового,
- практического,
- объяснительно-иллюстративного.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: технические (рабочее место учителя, оснащённое ПК и мультимедийным проектором), информационные (презентация). Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог учащихся с учителем и между собой. Чередование и смена видов деятельности обеспечивают поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке.
Список литературы:
- Быкова Ф.И., Горбунова Е.А., Носкова Л.П. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей. М.: Просвещение, 1991г.
- Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М., 2000г.
- Зикеев А.Г. Развитие речи на уроках грамматики в старших классах школы для глухих детей. Методические рекомендации. М., 1994г.
- Колтуненко И.В. Пути совершенствования письменной речи глухих старшеклассников. «Дефектология», №2, 1994г.
- Кукушина О.И. Информационные технологии в специальном образовании. ИКП РАО, 2002.
- Тандит С.В. О воспитании интереса к русскому языку. «РЯШ», №6, 2007.
- Никитенко Г.Ю. Игра как средство повышения интереса к уроку русского языка. РЯШ, № 6, 1991.
- Галимова Л.М. Язык - игра - творчество. РЯШ, № 5, 2001.
- Милованова С.Р. Нетрадиционные формы обучения как средство развития творческих способностей // Фундаментальные исследования. - 2009. - № 5.
- Гридина Т.А. Языковая игра в детской речи. РЯШ, № 4, 1993.