«Никогда никакими силами
вы не заставите читателя
познать мир через скуку.
Читать, должно быть интересно»
А.Н.Толстой
Мы живем в век информационных технологий, когда объем информации увеличивается, а наше умение работать с ней остается на прежнем уровне. Поэтому на сегодняшний день актуальной становится способность к быстрому и качественному усвоению информации, и обучать этому можно, как только ребенок научился воспринимать и понимать то, что он читает.
Анализируя свой опыт работы в начальной школе, хочется отметить, что у сегодняшних детей часто встречается низкая скорость чтения, они допускают много ошибок: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов, а это в большинстве случаев затрудняет понимание прочитанного. Показатели техники чтения у детей очень разные - от очень высоких до очень низких. Поэтому здесь необходимо изучить причины и проанализировать факторы, препятствующие развитию скорости чтения, и найти способы их преодоления.
При чтении у детей возникает ряд проблем, среди которых:
- При чтении текста «про себя» они артикулируют. Шевеление губ и языка происходит примерно у 80%, большинство проговаривают текст «про себя». При этом глаза задерживаются на одном месте слишком долго, а они способны сканировать комплексы.
- Неустойчивое внимание. Для того чтобы не отвлекаться при чтении, нужно работать над навыком концентрации внимания.
- Большинство детей имеет малое поле зрения. Человеческий глаз воспринимает информацию лишь в период остановки. То, как много он видит, указывает на величину поля зрения. К сожалению, большая часть методик не включают в себя упражнения, призванные расширить поле зрения.
- Когда читатель читает вслух или сопровождает чтение артикуляцией, путь обработки информации становится более длительным: в центр слуха/речи, речевой центр и лишь затем анализ полученной информации. При использовании техники скорочтения информация проходит более короткий путь: глаза, речевой центр.
- Во время традиционного чтения происходит большое количество ненужных механических повторов, при которых возникает неоправданная потеря времени. В то время как при скорочтении скорость чтения возрастает в разы.
Что же такое скорочтение? Многие думают, что это быстрое чтение, в действительности, это немного другое. Это навык быстрой обработки любой информации. Программы в школах усиливаются, количество информации растет. И навык быстрой обработки информации, причем любой, не только текстовой, но и видеоинформации - это очень ценно. Человек, который может немного быстрее своего соседа обрабатывать информацию, видеть тренды, он и учится лучше и работает лучше. Если ребёнку этот навык в детстве привить, то в жизни он станет более успешным.
Хочу поделиться упражнениями, с помощью которых развивают навык скорочтения.
Одна из техник развития навыка скорочтения - это таблицы Шульте-Горбова. Их довольно много, я предлагаю рассмотреть только пару.
1. Таблицы Шульте 3х3, самая легкая, с чего начинают заниматься дети. Нужно смотреть в центр этого квадрата на цифру 4 и, стараясь не двигать глазами, искать числа от 1 до 9.
Глаза ваши будут пытаться двигаться, но нужно стараться удерживать их в центре и искать последовательно числа. Основной принцип концентрация внимания на центре. Это упражнение делается с секундомером, результат фиксируется. И с каждым разом время ваше должно сокращаться при выполнении этого задания. Но есть и посложнее таблицы.
2. Упражнение «Красно черные цифры»
Перед вами прямоугольник с числами. Ваша задача максимально быстро назвать числа от 1 до 25. Называем одно число красное и такое же черное.
Это упражнение очень сильно развивает внимание. И оно используется на начальном уровне. Рассчитано это упражнение на детей до 9 лет.
3. Упражнение «Алфавит»
Что нужно делать? Вы видите, что здесь две буквы. Одна сверху, другая снизу. Ваша задача называть верхнюю букву при этом поднимать руку. Если внизу написана п- правую, л-левую, о- обе.
4. «Струп-тест»
Это упражнение развивает внимание и умение концентрироваться в понимании прочитанного. Перед вами слова, которые написаны разными цветами. Ваша задача максимально быстро называть цвет, которым написаны слова.
Смысл этого упражнения при правильном выполнении визуальное восприятие конфликтует с аналитическим..Когда вы смотрите на слово, вам хочется назвать цвет который написан, а не которым написано. Умение быстро решать эти конфликты, позволяет развить понимание текста. При чтение текстов он будет легче понимать прочитанное.
5. «Рисование двумя руками»
Для этого нам понадобятся лист и два пишущих инструмента.
Выполняя это упражнение, мы вырабатываем навык. В мозге происходят химические процессы, формируются новые нейронные сети, которые подготавливают почву для получения навыка. Получается, что этим упражнением мы обманываем мозг. И это упражнение мы проводим перед упражнениями на внимание и перед отработкой правильного чтения. Нужный навык формируется значительнее легче, за счет того, что организм подготовил нужные нейронные связи. Для того, чтобы эти упражнения были полезными их нужно постоянно менять. У ребенка не должно это идеально получаться, если у ребенка идеально получается, то это упражнение бесполезно. Должно получаться на 50-60 процентов.
6. Упражнение на развитие чтения с пониманием «Поиск букв»
Поищите, пожалуйста, букву П. И запишите, сколько раз она вам встретится. На поиски нам выделяют 15 секунд. Кто сколько нашел?
В действительности, их здесь 20 штук.
Когда ребенок учится искать буквы, написанные разными шрифтами, он легко воспринимает текст, написанный разным шрифтом. Наверное, все вспомнят себя в детстве, листая книгу в библиотеке, многие не брали ее, потому что не нравилось каким шрифтом написано. Поэтому наша задача научить воспринимать информацию, написанную разным шрифтом.
7. Тексты для увеличения и скорости чтения, на чем я и хочу остановить все свое внимание
Для развития навыка быстрого чтения можно использовать специальные тексты для скорочтения. Эти тексты отличаются от обычных, ребята всегда с особым интересом относятся к подобным нестандартным формам. Если вы включите в свою работу приём «Карусель», так называют смену сложного текста на обычный, то ребёнок заметит насколько проще читать и воспринимать текст в классическом виде.
Например: текст может быть перевёрнут от читающего на 90 градусов, а затем возвращаться в привычное положение.
Перевернутые тексты
Зеркальные тексты
Текст может быть напечатан зеркально, либо в нём могут отсутствовать некоторые буквы, которые необходимо отгадывать.
.цето лазакс - икур иовт тачелыв оньлетазябо ытнемуртсни итЭ -
.отолод ,олревс ,киньлипан ,аксематс илажел маТ .котревс йошьлоб сенирп апап тов оН
.ястюасакирп умеч к ,есв тюьб инО .имыннемак икур ынишелА алавзан амаМ
.улкетс оп яслеширп актолом раду еж йывреП .ьташев унетс ан унитрак ашелА латС .тсанмиг йыншудзов как ,сивоп ашелА и ,аличоксыв актерубаТ .укчопмал ертсюл в ьтинемс кичьлам яслязВ .иклоксо лоп ан илетелоп - имакшач с сондоп но сеноП .ьчомоп летох месв ашелА
?умечоП .имынняверед лавызан апап икур ынишелА тов А .имакур имытолоз с идюл ьтсе отч ,лахылс ашелА
кинщомоП
Перепутанные буквы
В селу
ляотС кийраж недь. горьИ и гейреС шопли в сел. ниО леси доп леь. маТ лыба неть. акойК верьз в стугых теввях? аД отэ жырая лебка!
Тексты с пропусками букв
КРОТ
Кр.т л.б.л бр.д.ть п. пр.хл.дн.м п.д..мн.м х.д.м к.т.р.. пр.р.л. . в.ч.ст.л. .г. р.д.т.л. . д.д. Он вз.б.р.лс. н. в.рхн.. г.л.р.. . сп.ск.лс. вн.. гд. н.х.д.л.сь кл.д.в.. с ..п.с.м. съ.стн.г. впр.к Обсл.д.. св.. вл.д.н.. . б.г.тств. .н .бн.р.ж.л .дн.жд. н..н.к.м.й л.. . р.ш.л ..н.ть к.д. .н в.д.т - Ост.н.в.сь! - п.сл.ш.лс. пр.д.ст.р.г..щ.й г.л.с - Эт.т п.ть .п.с.н Н. дв.ж.м дв.ж.м.й л.б.п.тств.м кр.т п.л. вс. в.ш. . в.ш. , н.к.н.ц р.ск.д.в л.п.м. ..мл. .в.д.л г.л.б..-пр.г.л.б.. б..дн. , .ткр.вш..с. п.р.д н.м Н. .т. б.л. п.сл.дн.. чт. б.дн.г. .в.д.л в ж..н. Ярк.й л.ч с.лнц. .д.р.л в п.дсл.п.в.т.. гл...- щ.л.чк. . .сл.п.л кр.т. В.т т.к ж. . л.жь м.ж.т ж.ть пр.п.в..ч. т.льк. х.р.н.сь в .кр.т.. Едв. .н. п..вл..тс. н. св.т к.к т.тч.с .м.р..т .сл.пл.нн.. пр.вд.й
Потерянные тексты
Ребенок должен вслух прочитать текст, часть которого отсутствует. При этом читать нужно максимально быстро.
Тексты без верха
«Зашумлённые» тексты
Также при обучении скорочтению используют «зашумлённые» тексты - на такие тексты накладываются различные «решётки» или «паутинки». Решетку можно вырезать из бумаги и накладывать на текст при чтении.
Тексты вверх ногами
ƍɐdʞ |
ıqdƍʎε |
ıqʚʞʎƍ |
ƍvоɯɔ |
ɐdƍǝε |
ıqƍʎε |
ıqƍиdɹ |
ɐʞʎƍεɐ |
ɐƍıqd |
ɐƍʎm |
ɐƍɐƍ |
ɯнɐƍ |
оƍǝн |
ɯvоƍ |
ɯниƍ |
Чтение сплошного текста
Котупалнапол.
КотБарсиккаталклубок.
Таким образом, скорочтение - это набор техник, которые нужно выполнять постоянно и увеличивать сложность для того, чтобы достигнуть результата. Это действительно работает. Скорость чтения увеличивается в 2 раза с учетом понимания текста.
Данный материал был мною использован на практике. Я вела кружок «Скорочтение». Хочу отметить положительный результат, у детей увеличивалась скорость чтения и это их радовало. Ребята с удовольствием посещали кружок.
В своей работе использовала материал Ш.Т.Ахмадуллина «Скорочтение для детей. Как научить ребенка быстро читать и понимать прочитанное».