Развитие навыка быстрого чтения у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС

Разделы: Начальная школа, Дополнительное образование


«Никогда никакими силами
вы не заставите читателя
познать мир через скуку.
Читать, должно быть интересно»

А.Н.Толстой

Мы живем в век информационных технологий, когда объем информации увеличивается, а наше умение работать с ней остается на прежнем уровне. Поэтому на сегодняшний день актуальной становится способность к быстрому и качественному усвоению информации, и обучать этому можно, как только ребенок научился воспринимать и понимать то, что он читает.

Анализируя свой опыт работы в начальной школе, хочется отметить, что у сегодняшних детей часто встречается низкая скорость чтения, они допускают много ошибок: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов, а это в большинстве случаев затрудняет понимание прочитанного. Показатели техники чтения у детей очень разные - от очень высоких до очень низких. Поэтому здесь необходимо изучить причины и проанализировать факторы, препятствующие развитию скорости чтения, и найти способы их преодоления.

При чтении у детей возникает ряд проблем, среди которых:

  1. При чтении текста «про себя» они артикулируют. Шевеление губ и языка происходит примерно у 80%, большинство проговаривают текст «про себя». При этом глаза задерживаются на одном месте слишком долго, а они способны сканировать комплексы.
  2. Неустойчивое внимание. Для того чтобы не отвлекаться при чтении, нужно работать над навыком концентрации внимания.
  3. Большинство детей имеет малое поле зрения. Человеческий глаз воспринимает информацию лишь в период остановки. То, как много он видит, указывает на величину поля зрения. К сожалению, большая часть методик не включают в себя упражнения, призванные расширить поле зрения.
  4. Когда читатель читает вслух или сопровождает чтение артикуляцией, путь обработки информации становится более длительным: в центр слуха/речи, речевой центр и лишь затем анализ полученной информации. При использовании техники скорочтения информация проходит более короткий путь: глаза, речевой центр.
  5. Во время традиционного чтения происходит большое количество ненужных механических повторов, при которых возникает неоправданная потеря времени. В то время как при скорочтении скорость чтения возрастает в разы.

Что же такое скорочтение? Многие думают, что это быстрое чтение, в действительности, это немного другое. Это навык быстрой обработки любой информации. Программы в школах усиливаются, количество информации растет. И навык быстрой обработки информации, причем любой, не только текстовой, но и видеоинформации - это очень ценно. Человек, который может немного быстрее своего соседа обрабатывать информацию, видеть тренды, он и учится лучше и работает лучше. Если ребёнку этот навык в детстве привить, то в жизни он станет более успешным.

Хочу поделиться упражнениями, с помощью которых развивают навык скорочтения.

Одна из техник развития навыка скорочтения - это таблицы Шульте-Горбова. Их довольно много, я предлагаю рассмотреть только пару.

1. Таблицы Шульте 3х3, самая легкая, с чего начинают заниматься дети. Нужно смотреть в центр этого квадрата на цифру 4 и, стараясь не двигать глазами, искать числа от 1 до 9.

Глаза ваши будут пытаться двигаться, но нужно стараться удерживать их в центре и искать последовательно числа. Основной принцип концентрация внимания на центре. Это упражнение делается с секундомером, результат фиксируется. И с каждым разом время ваше должно сокращаться при выполнении этого задания. Но есть и посложнее таблицы.

2. Упражнение «Красно черные цифры»

Перед вами прямоугольник с числами. Ваша задача максимально быстро назвать числа от 1 до 25. Называем одно число красное и такое же черное.

Это упражнение очень сильно развивает внимание. И оно используется на начальном уровне. Рассчитано это упражнение на детей до 9 лет.

3. Упражнение «Алфавит»

Что нужно делать? Вы видите, что здесь две буквы. Одна сверху, другая снизу. Ваша задача называть верхнюю букву при этом поднимать руку. Если внизу написана п- правую, л-левую, о- обе.

4. «Струп-тест»

Это упражнение развивает внимание и умение концентрироваться в понимании прочитанного. Перед вами слова, которые написаны разными цветами. Ваша задача максимально быстро называть цвет, которым написаны слова.

Смысл этого упражнения при правильном выполнении визуальное восприятие конфликтует с аналитическим..Когда вы смотрите на слово, вам хочется назвать цвет который написан, а не которым написано. Умение быстро решать эти конфликты, позволяет развить понимание текста. При чтение текстов он будет легче понимать прочитанное.

5. «Рисование двумя руками»

Для этого нам понадобятся лист и два пишущих инструмента.

Выполняя это упражнение, мы вырабатываем навык. В мозге происходят химические процессы, формируются новые нейронные сети, которые подготавливают почву для получения навыка. Получается, что этим упражнением мы обманываем мозг. И это упражнение мы проводим перед упражнениями на внимание и перед отработкой правильного чтения. Нужный навык формируется значительнее легче, за счет того, что организм подготовил нужные нейронные связи. Для того, чтобы эти упражнения были полезными их нужно постоянно менять. У ребенка не должно это идеально получаться, если у ребенка идеально получается, то это упражнение бесполезно. Должно получаться на 50-60 процентов.

6. Упражнение на развитие чтения с пониманием «Поиск букв»

Поищите, пожалуйста, букву П. И запишите, сколько раз она вам встретится. На поиски нам выделяют 15 секунд. Кто сколько нашел?

В действительности, их здесь 20 штук.

Когда ребенок учится искать буквы, написанные разными шрифтами, он легко воспринимает текст, написанный разным шрифтом. Наверное, все вспомнят себя в детстве, листая книгу в библиотеке, многие не брали ее, потому что не нравилось каким шрифтом написано. Поэтому наша задача научить воспринимать информацию, написанную разным шрифтом.

7. Тексты для увеличения и скорости чтения, на чем я и хочу остановить все свое внимание

Для развития навыка быстрого чтения можно использовать специальные тексты для скорочтения. Эти тексты отличаются от обычных, ребята всегда с особым интересом относятся к подобным нестандартным формам. Если вы включите в свою работу приём «Карусель», так называют смену сложного текста на обычный, то ребёнок заметит насколько проще читать и воспринимать текст в классическом виде.

Например: текст может быть перевёрнут от читающего на 90 градусов, а затем возвращаться в привычное положение.

Перевернутые тексты

Зеркальные тексты

Текст может быть напечатан зеркально, либо в нём могут отсутствовать некоторые буквы, которые необходимо отгадывать.

.цето лазакс - икур иовт тачелыв оньлетазябо ытнемуртсни итЭ -
.отолод ,олревс ,киньлипан ,аксематс илажел маТ .котревс йошьлоб сенирп апап тов оН
.ястюасакирп умеч к ,есв тюьб инО .имыннемак икур ынишелА алавзан амаМ
.улкетс оп яслеширп актолом раду еж йывреП .ьташев унетс ан унитрак ашелА латС .тсанмиг йыншудзов как ,сивоп ашелА и ,аличоксыв актерубаТ .укчопмал ертсюл в ьтинемс кичьлам яслязВ .иклоксо лоп ан илетелоп - имакшач с сондоп но сеноП .ьчомоп летох месв ашелА
?умечоП .имынняверед лавызан апап икур ынишелА тов А .имакур имытолоз с идюл ьтсе отч ,лахылс ашелА
кинщомоП

Перепутанные буквы

В селу

ляотС кийраж недь. горьИ и гейреС шопли в сел. ниО леси доп леь. маТ лыба неть. акойК верьз в стугых теввях? аД отэ жырая лебка!

Тексты с пропусками букв

КРОТ

Кр.т л.б.л бр.д.ть п. пр.хл.дн.м п.д..мн.м х.д.м к.т.р.. пр.р.л. . в.ч.ст.л. .г. р.д.т.л. . д.д. Он вз.б.р.лс. н. в.рхн.. г.л.р.. . сп.ск.лс. вн.. гд. н.х.д.л.сь кл.д.в.. с ..п.с.м. съ.стн.г. впр.к Обсл.д.. св.. вл.д.н.. . б.г.тств. .н .бн.р.ж.л .дн.жд. н..н.к.м.й л.. . р.ш.л ..н.ть к.д. .н в.д.т - Ост.н.в.сь! - п.сл.ш.лс. пр.д.ст.р.г..щ.й г.л.с - Эт.т п.ть .п.с.н Н. дв.ж.м дв.ж.м.й л.б.п.тств.м кр.т п.л. вс. в.ш. . в.ш. , н.к.н.ц р.ск.д.в л.п.м. ..мл. .в.д.л г.л.б..-пр.г.л.б.. б..дн. , .ткр.вш..с. п.р.д н.м Н. .т. б.л. п.сл.дн.. чт. б.дн.г. .в.д.л в ж..н. Ярк.й л.ч с.лнц. .д.р.л в п.дсл.п.в.т.. гл...- щ.л.чк. . .сл.п.л кр.т. В.т т.к ж. . л.жь м.ж.т ж.ть пр.п.в..ч. т.льк. х.р.н.сь в .кр.т.. Едв. .н. п..вл..тс. н. св.т к.к т.тч.с .м.р..т .сл.пл.нн.. пр.вд.й

Потерянные тексты

Ребенок должен вслух прочитать текст, часть которого отсутствует. При этом читать нужно максимально быстро.

Тексты без верха

«Зашумлённые» тексты

Также при обучении скорочтению используют «зашумлённые» тексты - на такие тексты накладываются различные «решётки» или «паутинки». Решетку можно вырезать из бумаги и накладывать на текст при чтении.

Тексты вверх ногами

ƍɐdʞ

ıqdƍʎε

ıqʚʞʎƍ

ƍvоɯɔ

ɐdƍǝε

ıqƍʎε

ıqƍиdɹ

ɐʞʎƍεɐ

ɐƍıqd

ɐƍʎm

ɐƍɐƍ

ɯнɐƍ

оƍǝн

ɯvоƍ

ɯниƍ

Чтение сплошного текста

Котупалнапол.
КотБарсиккаталклубок.

Таким образом, скорочтение - это набор техник, которые нужно выполнять постоянно и увеличивать сложность для того, чтобы достигнуть результата. Это действительно работает. Скорость чтения увеличивается в 2 раза с учетом понимания текста.

Данный материал был мною использован на практике. Я вела кружок «Скорочтение». Хочу отметить положительный результат, у детей увеличивалась скорость чтения и это их радовало. Ребята с удовольствием посещали кружок.

В своей работе использовала материал Ш.Т.Ахмадуллина «Скорочтение для детей. Как научить ребенка быстро читать и понимать прочитанное».