Развитие и поддержка детской игры детей с ОВЗ через технологию "Время выбора"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ


Во ФГОС дошкольного образования говорится о том, что игра - ведущий вид деятельности для этого возраста. Во время игры ребенок овладевает одним из главных навыков XXI века - умением учиться, что позволяет ему перестраиваться в связи с быстро меняющимися условиями жизни, а значит, быть успешным.

Умение учиться на самом деле сводится к формированию у человека ещё в дошкольном возрасте четырёх учебных действий: целеполагания, моделирования, контроля и оценки. То есть уже в детстве человек должен самостоятельно учиться ставить перед собой цели, моделировать пути их достижения, контролировать себя и оценивать собственные результаты. Все эти навыки впоследствии пригодятся ребенку в школе, а их основу составляют произвольность, воображение и способность играть.

«Именно в игре ребёнок одновременно удерживает идеальный и реальный план деятельности. Например, ребёнок скачет на палке, но представляет, что это лошадка. В этом смысле ребёнок различает предмет и его значение и одновременно удерживает идеальный и реальный план».

Существует множество авторов классификации детской игры, но обратить особое внимание следует на те, у которых есть два главных преимущества: во-первых, это игры по собственному замыслу ребёнка, то есть, самодеятельные игры, и, во-вторых, игры с использованием предметов-заместителей (когда игрушки замещают реальные объекты).

Сегодня в программе, в стандарте, говорится о инициативе и самостоятельности детей. Основой формирования целеполагания является инициатива, и в стандартах дошкольного образования понятию инициативе уделено большое внимание.

Задача педагогов - работать так, чтобы детская инициатива могла возникнуть и была бы поддержана. Инициатива никогда не рождается и не развивается в условиях жесткой регламентации деятельности человека. Если жизнь дошкольника с утра и до вечера строго регламентирована, то ребенок не будет готов проявлять инициативу. А для этого Ребенку необходимо пространство и время, когда он предоставлен сам себе, своим мыслям, своей практике, своим идеям.

Для поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности, а также произвольности поведения мы осваиваем и реализуем технологию «Время выбора», в основе которой лежат принципы, заложенные в ФГОС ДО.

Мы можем осуществлять поддержку детской инициативы и индивидуальности через:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности;
  • создания условий для принятия детьми решений, выражения своих мыслей и чувств;
  • недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной)
  1. Самое главное условие, с чего необходимо начать, это создание вместе с детьми - «Экрана выбора», где с помощью знаков дошкольник отражает свой выбор деятельности.
  2. В режиме дня мы выделяем ежедневно от 45 до 60 минут, в утренний или вечерний отрезок времени, когда каждый ребёнок может заняться тем делом, какое он выбрал.
  3. Задействование все помещений - групповая, приемная, туалет, спальня (при наличии).
  4. После окончания «Времени выбора» педагог в свободной форме (утренний или вечерний круг) может обсудить с детьми, реализацию детских замыслов (что удалось, что помешало)

На каждом этапе педагог анализирует результаты наблюдения за детьми и за возможностями среды, которую он создал.

Следующей ступенью для проявления ребёнком самостоятельности и инициативности станет возможность выхода в «Открытое пространство» за пределами группы. (Музыкальный салон, Тропа Тарзана, Диафильмная «Светлячок», Песочница, Open Space)

Таким образом, дошкольников, участвующих в технологии «Время выбора», отличают активность и самостоятельность, умение выстраивать деятельность по собственным замыслам, с учётом общепринятых правили и норм в обществе.

Ролик.

В пространстве нашей группы «Речевичок» мы пересмотрели пространство, освободили достаточно места и материалов для возникновения детской игры.

Задействованы все пространства (групповая, приемная, туалетная).

В центрах инициатив для ребят достаточное количество материалов, которые побуждают детей к действию и развитию, центр экспериментирования наполнен разнообразными материалами, способствующими возникновению детской, интересной и познавательной игры.

У детей нашей группы есть возможность самостоятельно выбирать где, с кем, когда и сколько играть, соблюдая правила группы:

1. «Нет друга ищи, а нашёл - береги»

2. «Поиграл - убрал»

3. «Руки, ноги береги и себе не навреди»

4. «Себя занимай, другим не мешай»

Находясь рядом с детьми неукоснительно, и в то же время ненавязчиво, наблюдаю и в случае необходимости помогаю, учу выстраивать взаимоотношения и тактику игры

Детям с ОВЗ часто требуется помощь в расшифровке новых или незнакомых, для них понятий. Для этого мы используем с ребятами современные источники информации, т.к. интернет-энциклопедии.

Для этого мы воспитатели, вместе с ребятами, разучиваем, закрепляем, познаём, поощряем введение в детское пространство новых, дворовых игр и интересов.

В группе сформированы детьми и временем, и предложены к неукоснительному исполнению правила группы «Речевичок» (см. выше).

Регулярно предлагаю своим ребятам игры с водой, песком, направленные на удовлетворение детского любопытства, обогащения детского опыта, на возможность реализации личных замыслов (см.фото).