Во ФГОС дошкольного образования говорится о том, что игра - ведущий вид деятельности для этого возраста. Во время игры ребенок овладевает одним из главных навыков XXI века - умением учиться, что позволяет ему перестраиваться в связи с быстро меняющимися условиями жизни, а значит, быть успешным.
Умение учиться на самом деле сводится к формированию у человека ещё в дошкольном возрасте четырёх учебных действий: целеполагания, моделирования, контроля и оценки. То есть уже в детстве человек должен самостоятельно учиться ставить перед собой цели, моделировать пути их достижения, контролировать себя и оценивать собственные результаты. Все эти навыки впоследствии пригодятся ребенку в школе, а их основу составляют произвольность, воображение и способность играть.
«Именно в игре ребёнок одновременно удерживает идеальный и реальный план деятельности. Например, ребёнок скачет на палке, но представляет, что это лошадка. В этом смысле ребёнок различает предмет и его значение и одновременно удерживает идеальный и реальный план».
Существует множество авторов классификации детской игры, но обратить особое внимание следует на те, у которых есть два главных преимущества: во-первых, это игры по собственному замыслу ребёнка, то есть, самодеятельные игры, и, во-вторых, игры с использованием предметов-заместителей (когда игрушки замещают реальные объекты).
Сегодня в программе, в стандарте, говорится о инициативе и самостоятельности детей. Основой формирования целеполагания является инициатива, и в стандартах дошкольного образования понятию инициативе уделено большое внимание.
Задача педагогов - работать так, чтобы детская инициатива могла возникнуть и была бы поддержана. Инициатива никогда не рождается и не развивается в условиях жесткой регламентации деятельности человека. Если жизнь дошкольника с утра и до вечера строго регламентирована, то ребенок не будет готов проявлять инициативу. А для этого Ребенку необходимо пространство и время, когда он предоставлен сам себе, своим мыслям, своей практике, своим идеям.
Для поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности, а также произвольности поведения мы осваиваем и реализуем технологию «Время выбора», в основе которой лежат принципы, заложенные в ФГОС ДО.
Мы можем осуществлять поддержку детской инициативы и индивидуальности через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности;
- создания условий для принятия детьми решений, выражения своих мыслей и чувств;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной)
- Самое главное условие, с чего необходимо начать, это создание вместе с детьми - «Экрана выбора», где с помощью знаков дошкольник отражает свой выбор деятельности.
- В режиме дня мы выделяем ежедневно от 45 до 60 минут, в утренний или вечерний отрезок времени, когда каждый ребёнок может заняться тем делом, какое он выбрал.
- Задействование все помещений - групповая, приемная, туалет, спальня (при наличии).
- После окончания «Времени выбора» педагог в свободной форме (утренний или вечерний круг) может обсудить с детьми, реализацию детских замыслов (что удалось, что помешало)
На каждом этапе педагог анализирует результаты наблюдения за детьми и за возможностями среды, которую он создал.
Следующей ступенью для проявления ребёнком самостоятельности и инициативности станет возможность выхода в «Открытое пространство» за пределами группы. (Музыкальный салон, Тропа Тарзана, Диафильмная «Светлячок», Песочница, Open Space)
Таким образом, дошкольников, участвующих в технологии «Время выбора», отличают активность и самостоятельность, умение выстраивать деятельность по собственным замыслам, с учётом общепринятых правили и норм в обществе.
Ролик.
В пространстве нашей группы «Речевичок» мы пересмотрели пространство, освободили достаточно места и материалов для возникновения детской игры.
Задействованы все пространства (групповая, приемная, туалетная).
В центрах инициатив для ребят достаточное количество материалов, которые побуждают детей к действию и развитию, центр экспериментирования наполнен разнообразными материалами, способствующими возникновению детской, интересной и познавательной игры.
У детей нашей группы есть возможность самостоятельно выбирать где, с кем, когда и сколько играть, соблюдая правила группы:
1. «Нет друга ищи, а нашёл - береги»
2. «Поиграл - убрал»
3. «Руки, ноги береги и себе не навреди»
4. «Себя занимай, другим не мешай»
Находясь рядом с детьми неукоснительно, и в то же время ненавязчиво, наблюдаю и в случае необходимости помогаю, учу выстраивать взаимоотношения и тактику игры
Детям с ОВЗ часто требуется помощь в расшифровке новых или незнакомых, для них понятий. Для этого мы используем с ребятами современные источники информации, т.к. интернет-энциклопедии.
Для этого мы воспитатели, вместе с ребятами, разучиваем, закрепляем, познаём, поощряем введение в детское пространство новых, дворовых игр и интересов.
В группе сформированы детьми и временем, и предложены к неукоснительному исполнению правила группы «Речевичок» (см. выше).
Регулярно предлагаю своим ребятам игры с водой, песком, направленные на удовлетворение детского любопытства, обогащения детского опыта, на возможность реализации личных замыслов (см.фото).