Элективный курс «Основы конституционного права Российской Федерации»

Разделы: История и обществознание

Класс: 10

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации


Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Основы конституционного права Российской Федерации» разработана с учётом индивидуальных потребностей обучающихся на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом Примерной программы воспитания (2022 г.).

В программу элективного курса «Основы конституционного права Российской Федерации» интегрированы военная и воспитательная составляющие, которые логично встроены в темы элективного курса с учётом его специфики.

Целями реализации программы элективного курса «Основы конституционного права Российской Федерации» являются:

  • формирование гармонично развитой личности, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма, правовой культуры и правосознания;
  • формирование уважения к общепринятым в обществе социальным нормам и моральным ценностям;
  • развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;
  • воспитание дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
  • развитие потребности в получении знаний; способности к личному самоопределению и самореализации;
  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности;
  • повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета, оказание обучающимся помощи в подготовке к ЕГЭ по обществознанию;
  • создание условий для получения обучающимися качественного среднего общего образования с учётом военной специфики образовательной организации.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

  • содействие развитию личности обучающихся; развитие правосознания и правовой культуры обучающихся;
  • воспитание у обучающихся чувства патриотизма, готовности к защите Отечества, формирование и развитие у них чувства верности воинскому долгу, дисциплинированности, стремления к овладению профессией офицера и воспитание любви к военной службе;
  • расширение и обогащение уже имеющихся у обучающихся знаний по сущности, содержанию, форме и функциям Конституции Российской Федерации;
  • выработка у обучающихся умений самостоятельного получать правовую информацию; преобразовывать её и использовать для решения учебных задач.

Общая характеристика учебного (элективного) курса

Данная рабочая программа разработана на основе программы учебного (элективного) курса «Актуальные вопросы обществознания» для 10-11 классов И.Л.Каменчук, С.А.Геращенко, М.В.Сергеева (Каменчук И.Л. Программа учебного (элективного) курса «Актуальные вопросы обществознания» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования: 10-11 классы / И.Л.Каменчук, С.А.Геращенко, М.В.Сергеева. - Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018) с учётом военного статуса образовательной организации, уровня подготовки обучающихся и профильности обучения.
Для реализации данной программы используется УМК:

  1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. ЕГЭ Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М., 2020;
  2. Никитин А.Ф., Никитина Т.И., Акчурин Т.Ф. Право. Учебник: базовый и углублённый уровни. 10-11 классы. М., 2021.

При организации образовательного процесса в рамках элективного курса предполагается использование различных форм проведения уроков и применение таких технологий как: информационно-коммуникационная, развития критического мышления через чтение и письмо, личностно-ориентированного обучения, проектного обучения, интегрированного обучения, обучения, проблемного обучения, дистанционные технологии обучения.

Место элективного курса в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 34 часа изучения в 10 классе из расчёта 1 учебный час в неделю.

Материал элективного курса разделён на отдельные темы. При организации образовательного процесса в рамках данного курса предполагается использование различных форм проведения уроков: лекции, семинары, практические занятия.

Рабочая программа элективного курса предусматривает проведение регулярных мероприятий по контролю планируемых результатов освоения учебного (элективного) курса, состоящих из входного, текущего, тематического контроля.

Критерии и нормы оценки по элективному курсу «Основы конституционного права Российской Федерации» даны в приложении к данной рабочей программе.

Содержание учебного (элективного) курса

Тематическое планирование учебного (элективного) курса
10 класс (1 час в неделю)

Тема

Кол-во часов

В том числе практических работ

1

Введение

1

2

Конституция Российской Федерации

2

1

3

Основы конституционного строя Российской Федерации

3

1

4

Гражданство в Российской Федерации

2

1

5

Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации

3

1

6

Нарушение прав человека. Защита прав человека

2

1

7

Федеративное устройство Российской Федерации

3

1

8

Президент Российской Федерации

3

1

9

Федеральное Собрание Российской Федерации

3

1

10

Законодательный процесс в Российской Федерации

2

1

11

Правительство Российской Федерации

2

1

12

Судебная власть в Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации

2

1

13

Местное самоуправление в Российской Федерации

2

1

14

Избирательное право и избирательный процесс

2

1

15

Итоговое повторение

2

Итого

34

13

Приложение

Введение (1ч).

Знакомство с целями и задачами курса.

Выбор темы и цели проекта.

Тема 1. Конституция Российской Федерации (2ч).

Понятие конституции, её виды. Общая характеристика Конституции Российской Федерации. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения в неё поправок. Принятие поправок в Конституцию Российской Федерации в 2020 г., их основные группы.

Тема 2. Основы конституционного строя Российской Федерации (3ч).

Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие и общая характеристика. РФ - демократическое государство. РФ - федеративное государство. РФ - правовое государство. РФ - государство с республиканской формой правления. РФ - суверенное государство. РФ - социальное государство. РФ - светское государство.

Тема 3. Гражданство в Российской Федерации (2ч).

Гражданин и гражданство. Российское гражданство: понятие, принципы. Основания и порядок приобретения российского гражданства. Основания и порядок прекращения российского гражданства. Основания приобретения (прекращения) гражданства при изменении государственных границ.

Тема 4. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации (3ч).

Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Группы прав. Гражданские (личные) права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Политические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Культурные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Основные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации. Защита Отечества - долг и обязанность гражданина Российской Федерации. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Соотношение прав и обязанностей.

Тема 5. Нарушение прав человека. Защита прав человека (2ч).

Конституционный механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: статус, функции, полномочия.

Тема 6. Федеративное устройство Российской Федерации (3ч).

Формы государственного устройства. Государственное устройство Российской Федерации. Основы федеративного устройства. Субъекты Российской Федерации, их классификация по видам. Предметы ведения Российской Федерации. Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации о защите исторической правды, недопустимости умаления значения подвига народа при защите Отечества.

Тема 7. Президент Российской Федерации (3ч).

Правовой статус Президента Российской Федерации. Порядок избрания Президента Российской Федерации. Процедура вступления Президента Российской Федерации в должность. Полномочия Президента Российской Федерации. Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации. Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны. Основания и порядок прекращения полномочий Президента Российской Федерации. Отрешение Президента Российской Федерации от должности: основание, процедура.

Тема 8. Федеральное Собрание Российской Федерации (3ч).

Парламентаризм. Роль представительного органа власти в демократическом государстве. Статус Федерального Собрания Российской Федерации. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации: Совет Федерации и Государственная Дума. Порядок формирования Совета Федерации и Государственной Думы. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации в области обороны.

Тема 9. Законодательный процесс в Российской Федерации (2ч).

Законотворчество. Стадии законодательного процесса, их характеристика. Субъекты права законодательной инициативы. Осуществление законодательной инициативы и создание законопроекта. Содержание законодательной деятельности Государственной Думы. Действия Совета Федерации и Президента Российской Федерации в процессе принятия закона.

Тема 10. Правительство Российской Федерации (2ч).

Правительство Российской Федерации: статус, порядок формирования, состав. Полномочия Правительства Российской Федерации. Законодательная инициатива Правительства Российской Федерации. Осуществление Правительством Российской Федерации мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

Тема 11. Судебная власть в Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации (2ч).

Правосудие. Конституционные принципы правосудия в Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации: статус, порядок формирования, компетенция. Верховный Суд Российской Федерации: статус, компетенция. Военные суды в структуре федеральных судов. Прокуратура Российской Федерации и её функции. Деятельность Следственного комитета Российской Федерации.

Тема 12. Местное самоуправление в Российской Федерации (2ч).

Понятие местного самоуправления в Российской Федерации. Основные принципы местного самоуправления. Способы осуществления гражданами Российской Федерации местного самоуправления. Органы местного самоуправления в Российской Федерации. Предметы ведения местного самоуправления.

Тема 13. Избирательное право и избирательный процесс (2ч).

Понятие и принципы избирательного права Российской Федерации. Избирательная система: понятие, основные виды. Достоинства и недостатки основных видов избирательных систем. Избирательная система Российской Федерации. Понятие избирательного процесса и его стадии. Выборы. Референдум. Важность участия граждан в выборах и референдумах. Избирательные права граждан: понятие, виды. Гарантии избирательных прав граждан в Российской Федерации. Право военнослужащих на участие в управлении делами государства: право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме.

Итоговое занятие (2ч).

Подведение итогов курса.

Представление результатов проектной деятельности.

Планируемые результаты освоения учебного (элективного) курса

Личностные результаты:

  • сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества;
  • осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
  • принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
  • сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
  • сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, правовую культуру;
  • способность ставить цели и строить жизненные планы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждения, видеть различные стратегии решения задач;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  • умение демонстрировать своё речевое и неречевое поведение в учебных и внеучебных ситуациях;
  • способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность, контролировать и корректировать деятельность, давать ей оценку;
  • умение генерировать идеи и определять средства для их реализации;
  • умение вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
  • (анализировать и обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы);
  • способность к решению творческих задач, участие в учебно-исследовательской деятельности;
  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
  • чтение текстов с извлечением необходимой информации, умение анализировать информацию, сопоставлять факты, делать заключения и выводы;
  • умение анализировать явления и события социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного поведения.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в группах над задачами исследовательского характера;
  • умение контролировать, корректировать и оценивать свои действия и действия сверстников;
  • развитие и активное проявление коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
  • владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.

Предметные результаты:

  • владеть знаниями основ правоведения; объяснять взаимосвязь права и государства, основы конституционного строя Российской Федерации, конституционно­правовой статус высших органов власти в Российской Федерации, основы деятельности правоохранительных органов и местного самоуправления;
  • владеть знаниями о базовых политических институтах, включая государство и институты государственной власти: институт главы государства, законодательной и исполнительной власти, судопроизводства и охраны правопорядка, государственного управления; институты всеобщего избирательного права, политических партий и общественных организаций, представительства социальных интересов, в том числе об институте Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; институты права, включая непосредственно право как социальный институт, институты гражданства; о конституционных принципах национальной политики в Российской Федерации;
  • владеть элементами методологии социального познания, включая возможности цифровой среды; применять методы научного познания социальных процессов и явлений, включая методы правоведения, такие как формально­юридический, сравнительно­правовой, для принятия обоснованных решений в различных областях жизнедеятельности, планирования и достижения познавательных и практических целей, в том числе в будущем при осуществлении социальной роли избирателя, участии в политической коммуникации, в деятельности политических партий и общественно­политических движений, в противодействии политическому экстремизму, при осуществлении профессионального выбора;
  • уметь классифицировать и типологизировать: формы государства, типы политических режимов, формы правления и государственно­территориального устройства;
  • уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать их на теоретическом и фактическо­эмпирическом уровнях при анализе социальных явлений, вести дискуссию;
  • уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя источники научного и научно­публицистического характера, выстраивать аргументы с привлечением научных фактов и идей, ранжировать источники социальной информации по целям распространения, жанрам, с позиций достоверности сведений, проводить с опорой на полученные из различных источников знания учебно­исследовательскую, проектно­исследовательскую и другую творческую работу по правовой проблематике: определять тематику учебных исследований и проектов, осуществлять поиск оптимальных путей их реализации, обеспечивать теоретическую и прикладную составляющие работ; владеть навыками презентации результатов учебно­исследовательской и проектной деятельности на публичных мероприятиях;
  • анализировать и оценивать собственный социальный опыт, включая опыт самопознания и самооценки, самоконтроля, межличностного взаимодействия, выполнения социальных ролей; использовать его при решении познавательных задач и разрешении жизненных проблем, в том числе связанных с деятельностью различных политических институтов современного общества, политической социализацией и политическим поведением личности, её политическим выбором и политическим участием; действиями субъектов политики в политическом процессе; осознанным выбором правомерных моделей поведения;
  • конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами социальной действительности теоретические положения тем элективного курса «Основы конституционного права Российской Федерации», включая положения о структуре, ресурсах, функциях и легитимности политической власти, политических нормах и ценностях, выборах в демократическом обществе; о защите прав человека, развитии правовой культуры;
  • проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с социальными институтами на основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации и установленных правил;
  • проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования в высшей школе по направлениям социально­гуманитарной подготовки, включая умение самостоятельно овладевать новыми способами познавательной деятельности, выдвигать гипотезы, соотносить информацию, полученную из разных источников, эффективно взаимодействовать в исследовательских группах, способность ориентироваться в направлениях профессионального образования, связанных с социально­гуманитарной подготовкой и особенностями профессиональной деятельности юриста.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации. М., 2023.
  2. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. ЕГЭ Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М., 2020.
  3. Никитин А.Ф., Никитина Т.И., Акчурин Т.Ф. Право. Учебник: базовый и углублённый уровни. 10-11 классы. М., 2021.