«Если мы продолжаем обучать сегодня так,
как мы обучали вчера, лишь потому,
что так делали всегда, то мы
украдем у наших учеников завтра»
Американский философ и педагог Джон Дьюи
Эксперимент является основным источником познания и проверкой истинности знаний в науке. В современной концепции образования большое внимание уделяется самостоятельному исследовательскому ученическому эксперименту. В контексте физики, современные экспериментальные исследования уже трудно представить без использования не только аналоговых, но и цифровых измерительных приборов.
В Федеральном государственном образовательном стандарте прописано, что ученики должны приобрести умение проводить опыты и простые экспериментальные исследования, включая прямые и косвенные измерения с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов. Это подтверждает важность цифровых технологий в учебном процессе и их потенциал для обеспечения качественного обучения физике.
Однако стандартное школьное оборудование может иметь ограничения в технических возможностях, что затрудняет проведение количественных исследований. Кроме того, время, выделенное на физические исследования внутри школьного расписания, не всегда достаточно. Еще одна проблема состоит в том, что некоторые физические исследования могут быть ограничены требованиями безопасности.
В этом контексте цифровая лаборатория "Z.labs" представляет собой инновационный подход, который меняет методику и содержание экспериментальной деятельности и помогает решить перечисленные проблемы. Цифровая лаборатория использует широкий спектр цифровых датчиков, которые позволяют учащимся изучать параметры физических экспериментов как на качественном, так и на количественном уровне. Измеренные данные и их обработка отображаются непосредственно на экране компьютера.
В процессе формирования экспериментальных умений по физике ученики учатся представлять информацию об исследованиях в четырех формах: вербальной, табличной, графической и аналитической. Вербальное представление описывает эксперимент, использует терминологию и обращает внимание на измеряемые физические величины. Табличное представление включает заполнение таблиц данных, которые могут использоваться для построения графиков. Графическое представление позволяет строить графики на основе табличных данных и выдвигать гипотезы о зависимостях между величинами. Аналитическое представление включает математическое описание взаимосвязи физических величин и обобщение полученных результатов.
Цифровая лаборатория "Z.labs" позволяет стимулировать интерес учащихся к науке, развивает их экспериментальные навыки и позволяет получить качественные результаты и выводы на основе количественных измерений. Она также улучшает визуализацию и понимание зависимостей между физическими величинами.
В 7-9 классах лабораторные работы проводятся с использованием цифровых датчиков, что позволяет снять измерения с минимальной погрешностью, продолжить обработку данных и после окончания урока, в удобное для ученика время. Ребятами были выполнены работы: «Определение удельной теплоемкости твердого тела», «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры», «Изучение закона Ома», «Изучение явления электромагнитной индукции».
Памятка для учащихся при выполнении лабораторной работы с использованием цифровой лаборатории "Z.labs".
Лабораторная работа. «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры»
Цель работы: сравнить количество теплоты, полученное холодной водой, с количеством теплоты, отданным горячей водой в процессе теплообмена при их смешивании.
Оборудование: мультидатчик Физика, датчики температуры, калориметр, мерные стаканы с холодной и горячей водой.
Инструкция по выполнению лабораторной работы
Соблюдайте осторожность при работе с горячей водой!
- Убедитесь, что у вас есть всё необходимое для проведения исследования.
- Соберите экспериментальную установку.
- Подключите датчик температуры мультидатчика Физика
- Запустите приложение "Z.labs", которое находится на рабочем столе компьютера.
- Проверьте выбран ли у вас нужный датчик.
- Опустите датчики температуры в калориметр с горячей и стакан с холодной водой.
- Начните регистрацию данных. Показания датчиков будут отображаться на экране в виде графиков.
- Перелейте воду из стакана в калориметр и поместите туда же второй датчик. Для того чтобы ускорить процесс теплообмена, можно размешать жидкости датчиком температуры.
- Наблюдайте за графиком изменения температуры. Дождитесь установки одинаковой температуры воды для обоих датчиков, остановите регистрацию, нажав кнопку «Стоп».
- Запишите данные в таблицу
Масса гор. воды
|
Нач. тем-ра гор. воды t |
Тем-ра смеси
|
Кол-во теплоты, отданное гор. водой Qг |
Масса хол. воды
|
Нач. тем-ра хол. воды t1 |
Кол-во теплоты, полученное хол. водой Qx, |
|
|
|
|
|
|
|
Анализ результатов эксперимента.
- 1. Рассчитайте количество теплоты Qг, отданное горячей водой при остывании до температуры смеси, и количество теплоты Qx, полученное холодной водой при нагревании до той же температуры. Используйте формулы Qг = cm(t - t2) и Qx = cm(t2 - t1).
- Сравните количество теплоты, отданное горячей водой, с количеством теплоты, полученным холодной водой (по модулю). Сделайте вывод.
Дополнительное задание. Проведите аналогичную работу по сравнению количеств теплоты при смешивании воды разной температуры в следующих случаях:
а) наливайте холодную воду в калориметр с горячей водой медленно, без размешивания смеси датчиком температуры;
б) доливайте горячую воду в холодную. Попробуйте объяснить полученные результаты.
Используя цифровую лабораторию "Z.labs", ученики могут освоить методики проведения простых и наглядных опытов, а учителя получают возможность заинтересовать школьников исследовательской деятельностью и развивать их навыки экспериментальной работы. Это оборудование отличается от базовых наборов лабораторного оборудования, которые предназначены для работы с целым классом, так как мини-наборы предназначены для работы одной группы и удобны для малокомплектных классов.
Грамотно организованная внеурочная работа является одним из способов повышения интереса учащихся к изучению физики. Она помогает формировать и развивать способности и личность ребенка. Внеурочная работа не только развивает и совершенствует природные способности учащихся, но и формирует у них потребность в саморазвитии и самореализации. Каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, и внеурочная работа является возможностью для личностного роста, который приносит пользу на протяжении всей жизни.
Физика как наука постоянно развивается и появляются новые направления, которые представляют не только практическую ценность, но и увлекательный познавательный интерес. Сегодня большую роль играет развитие самостоятельности и творческой активности учащихся во внеурочной работе на основе дифференцированного обучения и индивидуального подхода. Организация внеурочной деятельности на базе центра "Точка роста" с использованием оборудования цифровой лаборатории "Z.labs", позволяет решить данные вопросы в нашей школе. Это создает возможности для саморазвития учащихся, поощряет их самостоятельность и творческое мышление.
Таким образом, цифровая лаборатория "Z.labs", и организация внеурочной деятельности с использованием современных методов и оборудования способствуют развитию интереса учащихся к физике, формированию самостоятельности и креативности, а также способствуют их личностному росту.
Внеурочная работа по физике предоставляет школьникам дополнительные возможности для развития и раскрытия своих способностей, а также прививает интерес к физике. Одним из важных направлений этой деятельности является профориентационное, которое реализуется через работу над индивидуальными проектами в 7-9 классах. Такие проекты помогают школьникам расширить представления о мире профессий, осознать свои предпочтения и интересы, а также понять, как можно применять физические знания в реальной практике.
Обновление содержания основного курса физики привело к тенденции обновления и содержания внеклассных занятий. В этом контексте оборудование Центра "Точка роста" с его активным использованием цифровых датчиков позволяет проводить исследования привычных процессов на новом, более научном уровне. Цифровые датчики помогают более точно измерять и анализировать физические явления, предоставляя школьникам возможность углубиться в тему и расширить свои знания о физике.
Правильно поставленная и систематически проводимая внеурочная работа в физике укрепляет физико-математические знания учащихся, полученные ими на уроках, и расширяет их физико-математический кругозор. Учащиеся, участвуя во внеурочных занятиях, активнее принимают участие в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях, учебно-исследовательских конференциях и творческих мероприятиях. Это становится первыми результатами их участия в таких мероприятиях. Ученики проявляют больше инициативы и творческого подхода, а также улучшают свои навыки решения физических задач и презентации научно-исследовательских работ.
Таким образом, внеурочная работа в области физики создает дополнительные возможности для школьников развить свои способности, привлечь их к интересному исследовательскому процессу, а также позволяет им более полно освоить физический материал и применить его на практике.