«Техника - туше, аппликатура,
знание правил фразировки».
Маргарита Лонг
Введение
Подлинное искусство немыслимо без профессионального мастерства. Развитие технических навыков на практике нельзя отделить от музыкально-пианистического обучения. Понятие «техника пианиста» практикуется весьма широко, включая не только двигательные качества, но и умение свободно и естественно играть на инструменте.
«Величайшую ошибку совершает тот, кто отрывает технику от содержания музыкального произведения» К.Игумнов.
Ученики должны уметь исполнять музыку всех времён - от великих классиков до композиторов-современников, необходимо готовить их к восприятию разнохарактерных произведений. Таким же широким должно быть и техническое воспитание.
Вопросы развития фортепианной техники в младших классах детской школы искусств являются актуальными, так как основы мастерства будущего пианиста закладываются именно на начальном этапе обучения.
Целью данной работы является изучение и дальнейшая разработка методических приёмов развития фортепианной техники и упражнений для обучающихся младших классов детской школы искусств, повышение интереса обучающихся к этому виду работы, а также стремление облегчить процесс овладения пианистическими навыками.
Предмет исследования: исполнительский аппарат и технические навыки обучающихся младших классов.
Задачи данной работы:
- исследование сферы технического развития ученика в первые годы обучения, перспектива развития первоначальных навыков, пути решения сложных задач начинающего пианиста;
- выявление элементов техники исполнительского аппарата и особенностей развития технических навыков у обучающихся младших классах.
Методы исследования:
- анализ литературы по проблеме исследования;
- обобщение и систематизация теоретического материала;
- применение комплекса приёмов в практике преподавания фортепиано в детских школах искусств.
Глава 1. Взаимосвязь музыкального и технического развития
Фортепианная техника - это сумма умений, навыков, приемов игры на рояле при помощи которых пианист добивается нужного художественного, звукового результата. Вне музыкально-художественной задачи техника не может существовать. Техника - понятие неизмеримо более широкое. Оно включает в себя все, чем должен обладать пианист, стремящийся к содержательному исполнению Слово «техника» произошло от древнегреческого слова techne, что обозначает искусство, мастерство, умение. Фортепианная педагогика связывает понятие «техника пианиста» с общим исполнительским мастерством, куда входят не только виртуозные качества, но и умение свободно и естественно играть на инструменте. В широком смысле слова, техника - это комплекс средств, позволяющих овладеть различными фортепианными стилями. Замечательный пианист и педагог С.Е.Фейнберг неоднократно указывал на наличие взаимосвязи между различными видами техники, на преемственность стилей, родство фактур. Всё это помогают пианисту накапливать технические умения.
Путь пианиста труден тем, что начинается с детства. Здесь не обойтись без регулярных упражнений. Систематическая работа над техникой облегчает преодоление трудностей при исполнении художественных произведений, помогает почувствовать необходимую физическую свободу, при которой все мысли устремлены на воплощение музыкального замысла.
Приобретение техники движений всегда связано с развитием как физических (мышечных), так и психических (волевых) свойств. В работе над пианистической техникой требуются яркость образных представлений, глубина переживаний, ощущение пульса движения музыкальной ткани, слуховое развитие.
Глава 2. Возрастные особенности обучающихся младших классов ДШИ
Развитие человека имеет возрастные и индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. Каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Когда мы даём характеристику определённому возрасту, то исходим из уровня физического развития, познавательных процессов и социального развития.
Младший школьный возраст является тем важным и своеобразным периодом в общем развитии ребенка, который оказывает решающее воздействие на все последующее формирование его физических, умственных и художественно-творческих способностей. Поступление в школу определяет собой переход от игровой системы познания окружающего к учебно-познавательной в которой логическое и эмоциональное сочетаются все глубже и тоньше. Особенностями физического развития младшего школьника является укрепление скелета в целом.
Развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находится в стадии формирования. Это необходимо принимать во внимание и постоянно заботиться о правильной позе, осанке. Ещё не закончен процесс окостенения кисти и пальцев, поэтому мелкие и точные движения особенно утомительны.
Не менее важное педагогическое значение имеют особенности развития психики и познавательной деятельности: восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
Младшие школьники эмоциональны, впечатлительны, подвижны и деятельны. Легко поддаются внушению, но быстро устают от однообразной работы. Активно-двигательная природа моторики детей позволяет педагогу естественным путем прививать им специальные игровые навыки на основе интенсивно развитых двигательных функций
Глава 3. Методические приемы для развития фортепианной техники
3.1. Гимнастика. Подготовительные упражнения
В воспитании техники у младших школьников большое значение имеет освоение первоначальных навыков игры на фортепиано:
- гибкость и пластичность игрового аппарата;
- правильная посадка за инструментом;
- приёмы звукоизвлечения, предполагающие естественность и рациональность движений рук и пальцев;
- контакт кончиков пальцев с клавишами;
- звуковой результат (как необходимый итог) - это основа для технического и музыкального развития ученика.
До начала обучения игре на фортепиано руки ребёнка были орудием труда или игровых действий. Теперь возникает новая ситуация: руки становятся голосом ребёнка. Они как бы выражают его душу, чувства, музыкальные восприятия.
Игровые движения начинающего пианиста налаживаются постепенно и связаны с физическими особенностями строения рук ребёнка.
Каждый ребёнок диктует свой особый путь развития и цель - как можно скорее найти этот путь. Но принципы, составляющие основу для воспитания пианистических навыков, должны быть неизменными. Главный принцип - научить ребёнка слышать звуковой результат того или иного движения рук на клавиатуре. Запоминание физических ощущений, приспособление рук и пальцев к клавиатуре должно идти вместе с восприятием звучания. Организации игрового аппарата и «постановке рук» необходимо уделить особое внимание с первых занятий. Ребёнок должен различать игру неорганизованной рукой от организованных игровых движений. Гимнастика - небольшая часть того, что педагог должен использовать для физического воспитания и подготовки рук будущего пианиста. С помощью гимнастики мы заставляем работать крупные мышцы руки (плечо, локоть, кисть), мелкие мышцы (пальцы), координировать движение правой и левой рук.
С начинающими желательно перед занятиями выполнять комплекс упражнений и вращательный массаж кистей из сборника А. Артоболевской.
Упражнение 1. «Шалтай-Болтай» С.Маршак.
Встать прямо. Опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперёд. Начинать покачивать их навстречу друг другу, то скрещивая, то разводя руки в стороны. Одновременно с этим наклон увеличивать, а затем, постепенно распрямляясь возвращаться к исходному положению.
Упражнение 2. «Ванька-встанька» или «Кукла поломалась». Развести руки в стороны. Освободить мышцы спины, шеи и плеч, дать всему корпусу, голове и рукам свободно «упасть» вперёд. Колени при этом слегка подгибаются. После этого медленно выпрямиться, приняв прежнее положение.
Упражнение 3. «Маятник». Встать ровно, ноги на расстоянии ступни. Руки свободно висят вдоль туловища.
Начать раскачивать вначале одной, потом другой рукой назад - вперёд всё выше и выше, пока рука не начнёт крутиться по инерции.
Упражнение 4. «Мельница». Вращение рукой вокруг плеча. Сначала поочерёдно, потом двумя руками одновременно.
Подготовительные упражнения необходимо сопровождать стихами (поэтический текст создаёт эмоциональный настрой у ребёнка, помогает понять ритмическую сторону)
3.2. Посадка за инструментом
С самого начала занятий на фортепиано необходимо следить за правильной посадкой детей. Стул стоит напротив середины клавиатуры, сидеть нужно на его половине так, чтобы ноги всей ступней опирались на пол. Обычно дети не достают ногами до пола, поэтому им требуется подставка под ноги. При игре в верхнем регистре или в ансамбле стул ученика следует передвинуть в нужную сторону на расстояние, обеспечивающее удобные и естественные движения.
Правильная посадка ученика за инструментом предполагает непринуждённость, отсутствие напряжённости спины, но в то же время и организованность, подтянутость корпуса; удобное ощущение плеч, шеи, без изменений скованности позы. Чрезмерная расслабленность корпуса свидетельствует не о физической свободе, а об отсутствии внутренней собранности, равнодушии к делу или о недисциплинированности ученика.
Свобода плечевого пояса, правильное ощущение и использование движений рук от плеча до кисти необходимы как для исполнения кантилены, так и для технического развития, так как пальцевая беглость не может быть воспитана без свободы всего аппарата. Пианист использует целый комплекс движений и ощущений спины, плечевого пояса, локтя, предплечья, кисти, пальцев. Во время игры все эти движения образуют единый «трудовой» процесс, наибольшими «тружениками» оказываются пальцы, их кончики.
Надо создавать психологическую комфортность для ребенка, ведь при индивидуальной работе он все время ощущает наше пристальное внимание к себе, что часто приводит к внутренней скованности, стеснительности. Усвоив правила посадки за инструментом, с некоторыми детьми приходится выполнять задания на инструменте стоя, так как лучше чувствуется опора и «дно клавиши». От первых шагов ребёнка в музыкальном воспитании зависит и его дальнейшее музыкальное образование.
3.3. Развитие первоначального навыка игры non legato, legato, staccato
Штрих (нем. линия, черта) - приём игры способ извлечения звука на каком-либо инструменте. Начинающие пианисты знакомятся с основными фортепианными штрихами: non legato, legato, staccato.
Первоначальный навык игры non legato должен воспитывать ощущение опоры пальца, цепкого «осязания», чувство кончика пальца, который поддерживает всю руку. От чувства опоры, контакта пальца и клавиши зависит качество, окраска звука. В зависимости от звукового замысла кончики пальцев «погружаются» до дна клавиши, «охватывают» её. Без активности пальцев нет чёткой игры, красоты звучания, уверенности исполнения.
Извлечение звука:
- производится движение всей руки, от плеча «толчок»;
- когда движение освоено, переходят к освоению дифференцированного пальцевого движения «удар»;
- если палец хорошо работает от основания, осваивают «нажим» (с использованием кончиков пальцев) от клавиш без замаха.
Звукоизвлечение можно считать освоенным, кода ребёнок может сбрасывать излишнее мышечное напряжение, сразу после «взятия» звука, оставляя минимальное, необходимое для удержания клавиш.
Критерием правильности ощущений служит певучий, ясный, полный звук. Укрепление свода рук начинающего, развитие крепости и независимости пальцев, активности их кончиков происходит как на материале технических, так и кантиленных произведений. Работа над «артикуляцией» пальцев, их независимость начинается с момента изучения игры legato. Беглость пальцев, отчётливость и ровность звучания в значительной степени зависят от подвижности суставов свода кисти. Амплитуда движения (степень подъёма) закруглённых пальцев определяется физическими особенностями строения рук ученика (величиной их, растяжением), и также фактурой исполняемого, звучностью, которую требуется воспроизвести выразительностью фразировки .
С первых шагов изучения legato важно дать понять ребёнку, что музыкальный мотив - это музыкальное «слово» со своими «главными» звуками, что движение и сила пальцев зависит от того, как «выговаривается» данное «слово». Без налаживания объединительных движений кисти невозможно исполнение legato и хорошее «выговаривание» мотивов, а также ощущение руки. Хорошая артикуляция предполагает не только достаточную активность движения пальцев, но и своевременный их подъём после извлечения звука, без «увязания» в клавишах дольше, чем этого требует длительность звука. «Вязкие», с опозданием поднимающиеся пальцы лишают исполнение чёткости, ясности. «Дисциплинированность» пальцев воспитывается только слухом, вниманием ученика к своей игре, ритмичности её. При игре legato в медленном темпе важно, чтобы начинающий не поднимал следующий палец слишком рано (только перед тем, как следует на него «переступить»), опуская на клавишу без толчка руки, немного отводя мягкую кисть, помогая ощущению её пластичности. По этой же причине пальцы, не играющие в данный момент, также не должны быть подняты.
Вялая артикуляция проявляется в том, что пальцы не «переступают», а «переваливаются», «переползают» с клавиши на клавишу, вдавливаются в них. Движение пальца подменяется толчком руки вниз. В результате - «тряска» рук, невозможность сыграть в подвижном темпе ровно, чётко. Преувеличенная артикуляция, как и всякое преувеличенное физическое действие во время игры, вызывает напряжённость, зажатость рук (особенно у начинающих), быструю утомляемость.
Staccato - артикуляционный штрих, связанный с извлечением коротких, отрывистых звуков. Для staccato важен момент снятия пальца с клавиши (быстрое, экономное движение вверх). Обычно это приводит к нарушению целостности фразировки. Для staccato, как и для legato имеет значение рисунок мелодии. Поэтому полезно поучить связно те эпизоды, которые впоследствии исполняются отрывисто.
Ознакомление с этим штрихом проводится почти сначала обучения. К концу первого класса и в последующих классах необходимо включать в репертуар обучающихся произведения, которые целиком играются staccato.
Работая с учеником над артикуляцией, важно обратить его внимание на движение первого пальца. Иногда чёткость, ровность исполняемого нарушается именно в силу неотработанного движения первого пальца. Как и все остальные, он должен подниматься естественно, активно, но с ощущением удобства, некоторой расслабленности мышцы; опускаться плавно и не на весь последний сустав, достаточно прочно.
Артикуляция, независимость пальцев бывает затруднённой, если руки ученика недостаточно пластичны, без хорошего растяжения пальцев. Этот недостаток может быть несколько исправлен, если использовать упражнения и этюды, построенные на элементах арпеджио и гармонических фигурациях, когда пальцам предстоит сделать на клавиатуре большие «шаги» (при этом увеличиваются вспомогательные движения кисти).
Как в начале обучения, так и в дальнейшем, работа ученика над техникой не должна идти в отрыве от восприятия звучания. Следует предостеречь ученика от утрирования движений, что происходит, когда он слишком «старается», увлечён только гимнастической стороной движений, но не слушает звучание. Налаженное движение объединительного движения у детей нарушается при переходе к игре legato более длинных мелодических отрезков. В таких случаях надо объяснять ученику, что мелодия состоит из ряда мотивов, объединённых лигой. Для лучшего усвоения ребёнком задачи, допустимо вначале расчленить мелодию, поучить первый её элемент и наладить звучание и движение руки.
Четвёртый и пятый пальцы у начинающих обычно слабые и зависят друг от друга. Укрепление их должно идти постепенно, на материале подбираемого педагогом репертуара. Важно, чтобы слабые пальцы при игре правильно располагались на клавишах (не сползали на края), и чтобы кисть во время игры «помогала» объединительным движением.
В случаях, когда по смыслу исполняемого пятый палец должен сыграть достаточно крепко, то движение налаживается в соответствии с новым звуковым заданием: рука (кисть) так же отводится в сторону к пятому пальцу, в этот момент делается небольшой толчок руки от себя (к крышке инструмента).
Последующие этапы работы над техникой представляют собой совершенствование первоначальных навыков игры, и на этой основе - развитие пальцевой беглости, четкости, цепкости кончиков пальцев, ловкости движений руки на клавиатуре. Эти качества могут развиваться только при постоянном слуховом контроле исполнителя над выразительностью, четкостью и ритмичностью своей игры, без чего невозможно естественное и рациональное приспосабливание рук и пальцев.
3.4. Работа над гаммами, аккордами, арпеджио, упражнения, аппликатура
Изучение гамм, этюдов и арпеджио является одним из важных разделов музыкально-технического развития ученика, поэтому необходима систематическая работа над инструктивным материалом в течение всего периода обучения. Рекомендуется предварительно освоить построение двух тетрахордов от любого звука (вначале от белых клавиш). Играть их нужно в пределах октавы: нижний тетрахорд - левой рукой, верхний - правой. После этого можно переходить к игре гамм каждой рукой отдельно с традиционной аппликатурой. Затем следует начинать игру двумя руками расходящихся гамм в октаву, сначала от одного звука (с симметричной аппликатурой), и после усвоения расходящихся гамм приступить к игре в параллельном движении.
Темп должен быть таким, в котором ученик может контролировать и играть безошибочно. Далее желательно ввести подвижные темпы для того, чтобы ученик постепенно научился быстрее мыслить звуками, а также автоматизировал игровые движения.
Изучение гамм и арпеджио необходимо для развития технических навыков у ученика. Полезное занятие можно сделать еще и интересным, ведь сухие последовательности звуков можно играть как фрагменты музыкальных произведений. Изучение гамм целесообразно связывать с их применением в музыкально-педагогической литературе.
Одним из важнейших элементов игры на фортепиано является правильная аппликатура. Она должна быть логически оправданной, способствующей более свободному исполнению. Гаммы и арпеджио можно подразделить на группы, соответствующие этапам работы. Каждый этап нужно объединить ни только определенным уровнем трудности, но и определенным типом аппликатуры. Одинаковая аппликатура внутри каждого этапа позволяет сэкономить время и силы. После того, как ученик пройдет гаммы во всех тональностях, необходимо начать их повторять, но каждый раз ставить перед учеником новые задачи: добиваться лучшего качества исполнения, более подвижного темпа, вводить акценты, работать над динамическими оттенками.
Арпеджио
Особое внимание необходимо уделять плавному подкладыванию первого пальца, так как в арпеджио оно еще труднее, чем в гаммах; помочь подкладыванию может небольшое отведение запястья по направлению движения. В быстром темпе добиться такой же связности при подкладывании первого пальца сложно и надо использовать плавный перенос руки. Для учеников с маленькой рукой арпеджио трудны растяжением, часто вызывающим заметное напряжение. Рука по возможности должна находиться в свободном собранном состоянии. Трудность для учеников представляют различные гармонические фигурации, встречающиеся в фортепианной литературе, начиная с разложенных аккордов («альбертиевых» басов). Их полезно учить плавным, «объединяющим» движением, свободно собранной рукой. Надо показывать ученику, что достаточно сыграть насыщенно опорные звуки, басы и рельефно воспроизвести crescendo.
Упражнения
Выбор упражнений для ученика так же индивидуален, как и выбор этюдов. «Отвлеченные» упражнения могут иметь место в практике обучающегося, но действеннее, интереснее (так как понятнее для ребенка их необходимость) те упражнения, которые помогают преодолеть трудности в исполняемых произведениях. Упражнения должны преследовать ясную цель, давать достаточно эффективный, ощущаемый результат. Игра упражнения предполагает осмысленное его исполнение, выразительное, ритмическое звучание с активным ощущением кончиков пальцев в глубине клавиши, четким поднятием пальцев, правильным объединительным движением кисти. Для построения упражнений используются отдельные элементы пассажей (мотивы), которые и разучиваются разными способами. Наиболее употребительны следующие способы:
- многократное повторение элемента на одном месте
- (с перерывами между повторениями);
- с переносом руки по октавам;
- постепенное прибавление темпа во время повторений.
Аппликатура
Каждый зрелый музыкант хорошо понимает значение аппликатуры. Выбор пальцев помогает осуществлять различные художественные задачи и способствует преодолению многих пианистических трудностей. Удачно найденная аппликатура позволяет сэкономить немало времени и найти более короткий путь к достижению цели: правдивому воссозданию художественного образа произведения.
С первых лет обучения необходимо воспитывать в учениках сознательное отношение к аппликатуре, бороться с невнимательным отношением к обозначенным в нотах пальцам.
Но, если педагог чувствует, что ребенку неудобно в силу каких-либо его индивидуальных особенностей или же по причине того, что в тексте может быть опечатка, аппликатуру необходимо пересмотреть. Надо помнить, что аппликатура, удобная в медленном темпе, может оказаться неприемлемой в быстром. Обозначать пальцы необходимо там, где возникает неясность, и приучать ученика самостоятельно подыскивать нужную аппликатуру, но для этого он должен знать основные аппликатурные принципы, руководствуясь задачами художественной выразительности:
- по возможности надо стремиться к естественной последовательности пальцев;
- следующие друг за другом клавиши обычно нажимаются поочередно каждым пальцем;
- пропуск одной клавиши - это пропуск пальца (в дальнейшей работе от этой закономерности иногда приходится отказываться);
- в секвенциях одинаковые группы надо играть теми же пальцами. (Это способствует большей быстроте и прочности запоминания);
- иногда приходится играть первым и пятым пальцами на черных клавишах. При некоторой привычке это не будет казаться неудобным, особенно если немного подвинуть руку вглубь клавиатуры.
При выборе аппликатуры надо обратить внимание на то, чтобы рука, по возможности, находилась в естественно-собранном положении. Следует помнить, что большой палец - наиболее «тяжелый» - уместно применять, если это возможно, для извлечения особенно насыщенных звуков, четвертый палец - там, где требуется некоторая утонченность звучания.
Этот принцип аппликатуры был разработан еще пианистами-романтиками.
Заключение
Техника - понятие широкое. Оно включает в себя все, чем должен обладать пианист, стремящийся к содержательному исполнению.
Развитие техники на начальном этапе обучения требует от педагога особого внимания и умелого планирования .Теоретический анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме позволяет сделать вывод: когда говорят о фортепианной технике, то имеют в виду, ту сумму умений, навыков, приемов игры на фортепиано, при помощи которых пианист добивается нужного художественного звукового результата. Демонстрация скорости, силы или выносливости вне достижения художественной цели не доставит слушателям подлинного эстетического удовлетворения.
Результативной и полезной «помощницей» становится декламация (для развития чувства ритма начинающего пианиста). Вырабатывается четкость и ровность в исполнении, решается проблема метрической устойчивости. Значит, декламационный метод обучения на начальном этапе игры на фортепиано является эффективным, результативным. Об этом рассказано в практической части разработки. У начинающих пианистов появляется комфортность и уверенность в игре.
Развитие техники на начальном этапе обучения требует от педагога особого внимания и умелого планирования. Данные материалы могут быть полезными для начинающих педагогов и для преподавателей со стажем, так как всегда полезно дополнить свою педагогическую копилку. Итак, в процессе исследования надо отметить, что тема настолько неисчерпаема, что можно продолжать ее в будущем по мере появления новых методически полезных материалов.
Литература
- Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - М.,«Музыка»,1978.
- Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. - М., 1988.
- Андреева М. От примы до октавы. - М., 1983.
- Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. - М.,1989.
- Баренбойм Л.А. Перунова Н. Путь к музыке. Ленинград, «Советский композитор», 1988.
- Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 1978.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1978.
- Гнесина Е.Ф. Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники. «Композитор. Санкт-Петербург», 2010.
- Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы по фортепианной игре. М., Классика ХХI, 2002.
- Калачева С.В. Стих и ритм. - М., 1978.
- Кончаловская Н. Нотная азбука. - М., 1997.
- Лонг М. Фортепиано - школа упражнений. «Музгиз», 1963.
- Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М., «Музыка» 1977.
- Музыкальная энциклопедия, том 1, том 2, том 3. - М.,1973.
- Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. - К., 1997.
- Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.,1982.
- Николаев А.А. Некоторые вопросы развития фортепианной техники. М., «Музыка» 1965.
- Печковская М.П. Букварь музыкальной грамоты. - М., 1996.
- Смирнова Т.И. Allegro, фортепиано, интенсивный курс. Методические рекомендации, изд-во ЦСДК, М.,1999.