В современной системе образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения и способность к моделированию ситуация, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.
«Для восприятия чужой мудрости нужна, прежде всего, самостоятельная работа»... Эти замечательные слова, написанные Л.Н.Толстым еще в ХХ веке, как никогда актуальны для сегодняшнего образования. Вне зависимости от концепции изучения истории и обществознания, программ и учебников, по которым работает учитель, одна из его задач состоит в том, чтобы научить детей самостоятельности мышления.
Современные образовательные стандарты ставят перед нами такие цели, как:
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своей Родине в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике и взаимосвязи;
- формирование осознания себя как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Исходя из вышеперечисленных направлений , учебный процесс и знания, полученные на уроках, должны помочь ребенку познать себя, самоопределиться и самореализоваться.
Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду три тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно овладевать знаниями и третья - научить учащихся самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, навыки, убеждения нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется нам потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет ученику ставить новые проблемы, находить новые решения.
Энциклопедический словарь дает нам такое понятие: «Самообразование - это форма индивидуальной учебной деятельности сотрудника, мотивированная профессиональными потребностями и интересами, и направленная на приобретение необходимых знаний, умений и навыков, их постоянное совершенствование, а также на развитие профессионально значимых качеств его личности».
Традиционное обучение ставит перед собой цель пассивной передачи учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся. Задачей обучающихся становиться здесь как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими.
В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной познавательной деятельности Педагог должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях он совместно с другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие.
С другой стороны, учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими учащимися, педагогом овладевает системой уже сложившихся способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру, усваивает различные механизмы поиска знаний. Таким образом, цель интерактивного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.
Именно интерактивные методы и и являются самым действенным способом самообразования современного ребенка. В сегодняшнее время, когда учебники истории переписывает сама жизнь, современные ученики сами становятся активными участниками исторических событий. Этому способствуют такие методики как «Работа в малых группах», «Мозговой штурм», «Дерево решений», «Суд потомков», «Ролевая (деловая) игра», «Метод исторической реконструкции», «Урок экскурсия», «Дискуссия», «Дебаты», «Альтернативная история».
Я отдаю предпочтение интерактивным формам обучения, находя в них ресурс для саморазвития личности и ученика, и педагога. Такое обучение опыт позволяет не только быстро и легко усваивать знания, но и переводить их в область социально значимых умений и навыков, ставить и решать задачи личностного развития. К сожалению, все эти методы в структуре современной перегруженной школы редко используются. В тоже время к этим формам обучения есть большой интерес со стороны детей. Школьники, готовившие урок реконструкцию, заинтересовавшись проблемой, будут сами продолжать ее изучать, благо, сейчас возможностей таких очень много.
Интерактивные методы обучения - это модель открытого обсуждения, где мы можем помочь детям и молодежи ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность. Социальный тренинг как один из методов интерактивного обучения строится таким образом, что каждый участник "проживает" различные ситуации, определяя свои способности к лидерству, поддержке, творчеству, признанию заслуг другого, убеждению, умению отстаивать свои позиции, а также понимать и принимать другие - в открытом диалоге находить осознанный ответ на решение разнообразных проблем. Интерактивные методы обучения пригодятся вам в преподавании многих предметов. Результатом использования этих методов становится повышенный интерес учащихся к образовательной программе.
Метод проектов, возникший более 100 лет назад, переживает сейчас свое второе рождение. В качестве интерактивных методов , в целях повышения мотивации учащихся можно использовать урок в музее, где дети на практике могут попробовать реализовать те знания, которые они получили в ходе выполнения того или иного проекта. Урок реконструкция того или иного события станет вдвойне действенным, если провести его на месте исторических событий, например репортаж от имени погибшего героя с места боя.
Заключение
Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. В интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным. Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.
При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.