Открытый урок в 6-м классе "Умножение и деление обыкновенных дробей" (по мотивам сказки «Колобок»)

Разделы: Математика

Класс: 6

Ключевые слова: обыкновенные дроби


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока:

образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о правилах умножения и деления обыкновенных дробей
  • закрепить умение применять правила в процессе выполнения упражнений;
  • способствовать формированию ключевых компетенций: уметь извлекать пользу из опыта, решать проблемы, получать информацию из различных источников;
  • формировать навыки самостоятельной работы;

развивающие:

  • развивать логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки;
  • развивать умение применять полученные знания к решению прикладных задач;
  • расширение кругозора;

воспитательные:

  • воспитание познавательного интереса к предмету;
  • способствовать развитию навыка самостоятельного применения знаний в ходе решения упражнений по теме;
  • воспитание через содержание учебного материала умения работать в коллективе.

Предполагаемые результаты:

  • Личностные результаты: формировать устойчивый познавательный интерес, умение работать самостоятельно и в парах.
  • Метапредметные результаты:
    • Коммуникативные УУД: иметь возможность вступать в обсуждение, аргументируя свою точку зрения, развивать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности на основе взаимоуважения к партнёру по работе.
    • Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
    • Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи.
  • Предметные результаты:
      Закрепить правило умножения и деления обыкновенных дробей и смешанных чисел.
    • Применять правило умножения и деления обыкновенных дробей и смешанных чисел при решении заданий.

Оборудование:

  • учебник: Математика. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Щварцбурд. - М., 2021.
  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие учителя и учащихся.

Сообщение темы урока, плана работы на уроке.

Девизом нашего урока будет китайская притча:

«Скажи мне - и я забуду;
Покажи мне - и я запомню;
Дай сделать - и я пойму»

Я хочу всех пригласить в сказку. Наверное, всем с детства знакома сказка «Колобок». Вот сегодня, Денис, мы её с тобой расскажем, но на новый лад. Давай начнём.

Жил-был старик со старухою. Просит как-то старик:

- Испеки, старуха, колобок.

- Из чего печь-то? Муки нету.

- Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется.

Чтобы старушка побыстрее наскребла муки, давай ей с тобой поможем. Если ты быстро справишься с устными заданиями, то сбор не займёт много времени.

2. Устный счет

1. Вычислите:

1) 3/4*4/7;
2) 7/8*8/9;
3) 6/11*1/6;
4) 3/5: 4/5
5) 7/18:14/33

Ответы: 1)3/7; 2) 7/9; 3) 1/11; 4) ¾; 5) 11/12.

2. Исключить лишнее число

Молодец, Денис, ты справился с заданием, и бабушка замесила на сметане Колобок, изжарила в масле и положила на окошечко постудить. Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

- Колобок, Колобок! Я тебя съем, если ты не выполнишь моё задание. И опять Колобку требуется наша помощь.

Мы должны быстро ответить на несколько вопросов по теме нашего урока и если твои ответы будут правильными, мы спасём Колобка от смерти.

3. Повторение правил по теме

Вопросы:

  1. Правило умножения обыкновенных дробей.
  2. Как умножить дробь на натуральное число?
  3. Как поделить обыкновенные дроби?
  4. Какие числа называются взаимообратными?
  5. Как найти дробь от числа?
  6. Как найти число по данной дроби?
  7. Как умножить смешанные числа?

Ответы:

  1. При умножении обыкновенных дробей числитель умножается на числитель, знаменатель на знаменатель
  2. Чтобы умножить дробь на натуральное число, надо её числитель умножить на это число, а знаменатель оставить без изменения.
  3. Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на число обратное делителю.
  4. Два числа называются взаимообразными, если их произведение равно единице
  5. Чтобы найти дробь от числа, надо данное число умножить на эту дробь
  6. Чтобы найти число по данной дроби, нужно его значение разделить на данную дробь
  7. Смешанные числа превращаются в неправильные дроби, а затем числитель умножается на числитель, а знаменатель на знаменатель.

4. Историческая справка

- Знаете ли вы, когда впервые стали использовать слово «дробь»? И кто ввел это слово?

На предыдущих уроках Вы уже открыли для себя удивительный мир обыкновенных дробей. Первым европейским учёным, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник Леонардо Пизанский Он же в 1202 году ввел слово «дробь» и первым стал использовать современную запись дробей. Леонардо Пизанский - (Leonardo Pisano) (Фибоначчи, Fibonacci) (1180-1240), итальянский математик. В основном труде "Книга абака" (1202) первым систематически изложил достижения арабской математики, чем способствовал знакомству с ними в Зап. Европе.

Современная запись Выглядела раньше

2
1
3

Названия «числитель» и «знаменатель» ввёл в XIII веке Максим Плануд-греческий монах, учёный-математик.

Ну что ж, ты показал зайцу свои знания, и он отпустил нашего Колобка. И покатился Колобок дальше.

Катится он катится, а навстречу ему волк.

- Ну вот ты и попался. Если сделаешь всё правильно, так и быть не буду тебя есть. От волка уйти будет труднее, но мы всё-таки попробуем. Вместе с Колобком решим несколько заданий.

5. Работа с учебником

1. № 447. Выполнить действия а,б.

2. № 654

Решение: 1) 1,5:3/16 = 8(м)

Ответ: 8 м.

Ну, наконец-то мы и с этим заданием справились. Колобок так переволновался, что ему требуется отдых. И мы немного отдохнём.

6. Физкультминутка

Выполним восстановительные упражнения:

1)

Раз, два, три, четыре, пять -
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться, подтянуться,
Два! Согнуться, разогнуться,
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.

(Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)

2) Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите так, считая до пяти.

3) Крепко зажмурьте глаза, досчитайте до трех, откройте их и посмотрите вдаль, считая до пяти.

И покатился Колобок дальше. Катится, а навстречу ему медведь.

- Колобок, колобок я тебя съем. Испугался Колобок, но вида не подаёт, знает, что мы ему и здесь поможем. Надеюсь, ребята, что вы с заданием справитесь успешно, не отдадите Колобка на растерзание сердитому зверю.

7. Самостоятельная работа

1) Решаем уравнение.

(х - 8) * 2/5 = 2

Решение:

х-8 = 2:2/5
х-8 = 5
х = 5+8
х = 13

2) Реши задачу.

Поезд прошел 324 км. Горизонтальный участок пути составляет 8/9 всего пути, подъем- 1/12 всего пути, а остальная часть имеет уклон. Сколько километров прошел поезд с уклона?

Решение:

  1. 324*8/9=288(км) - горизонтальный участок пути
  2. 2324*1/12=27(км)- подъём
  3. 288+27=315(км)- горизонтальный участок и подъём вместе
  4. 324-315=9(км)- уклон

Ответ: 9 километров.

Молодцы, вы справились с самостоятельной работой и тем самым спасли Колобка от медведя. Пусть себе катится дальше. Катится Колобок по тропинке, песенки распевает, вдруг на дорожку из-за кустов выпрыгнула лиса.

В настоящей сказке лиса своей хитростью заманила Колобка на язык и съела, но у нас сказка на новый лад. Хитрющая лисонька задумала хитростью своей обмануть Колобка и дала ему задание с несколькими ответами в надежде на то, что Колобок выберет неправильный ответ и тогда она его точно уж съест. Нам нужно спасать Колобка, он ведь ещё только недавно родился и не знает, что такое тестированные задания.

8. Тест

1. В хоре 80 учащихся, ¼ из них мальчики. Сколько мальчиков в хоре?

а) 360;
б) 20;
в) 160.

Ответ: б)

2. Девочка прочитала ¾ книги, что составляет 120 страниц. Сколько страниц в книге?

а) 90;
б) 360;
в) 160.

Ответ: в)

3. Вычислить:

а) 1/9;
б) 1/3;
в) 9.

Ответ: а)

9. Итог урока

Ребята, вы молодцы, спасли Колобка от хитрой лисы. И как во многих сказках зло побеждено. Итак, мы пришли в конец нашего пути. Вы работали на уроке очень хорошо и за свои труды вы получаете соответствующие оценки.

Домашнее задание: повторить п.14-18 (все правила). Решить № 534, 687, 518(а-в).