Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
образовательные:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о правилах умножения и деления обыкновенных дробей
- закрепить умение применять правила в процессе выполнения упражнений;
- способствовать формированию ключевых компетенций: уметь извлекать пользу из опыта, решать проблемы, получать информацию из различных источников;
- формировать навыки самостоятельной работы;
развивающие:
- развивать логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки;
- развивать умение применять полученные знания к решению прикладных задач;
- расширение кругозора;
воспитательные:
- воспитание познавательного интереса к предмету;
- способствовать развитию навыка самостоятельного применения знаний в ходе решения упражнений по теме;
- воспитание через содержание учебного материала умения работать в коллективе.
Предполагаемые результаты:
- Личностные результаты: формировать устойчивый познавательный интерес, умение работать самостоятельно и в парах.
- Метапредметные результаты:
- Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи.
-
Предметные результаты:
-
Закрепить правило умножения и деления обыкновенных дробей и смешанных чисел.
- Применять правило умножения и деления обыкновенных дробей и смешанных чисел при решении заданий.
-
Коммуникативные УУД: иметь возможность вступать в обсуждение, аргументируя свою точку зрения, развивать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности на основе взаимоуважения к партнёру по работе.
Оборудование:
- учебник: Математика. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Щварцбурд. - М., 2021.
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учителя и учащихся.
Сообщение темы урока, плана работы на уроке.
Девизом нашего урока будет китайская притча:
«Скажи мне - и я забуду;
Покажи мне - и я запомню;
Дай сделать - и я пойму»
Я хочу всех пригласить в сказку. Наверное, всем с детства знакома сказка «Колобок». Вот сегодня, Денис, мы её с тобой расскажем, но на новый лад. Давай начнём.
Жил-был старик со старухою. Просит как-то старик:
- Испеки, старуха, колобок.
- Из чего печь-то? Муки нету.
- Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберется.
Чтобы старушка побыстрее наскребла муки, давай ей с тобой поможем. Если ты быстро справишься с устными заданиями, то сбор не займёт много времени.
2. Устный счет
1. Вычислите:
1) 3/4*4/7;
2) 7/8*8/9;
3) 6/11*1/6;
4) 3/5: 4/5
5) 7/18:14/33
Ответы: 1)3/7; 2) 7/9; 3) 1/11; 4) ¾; 5) 11/12.
2. Исключить лишнее число
Молодец, Денис, ты справился с заданием, и бабушка замесила на сметане Колобок, изжарила в масле и положила на окошечко постудить. Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:
- Колобок, Колобок! Я тебя съем, если ты не выполнишь моё задание. И опять Колобку требуется наша помощь.
Мы должны быстро ответить на несколько вопросов по теме нашего урока и если твои ответы будут правильными, мы спасём Колобка от смерти.
3. Повторение правил по теме
Вопросы:
- Правило умножения обыкновенных дробей.
- Как умножить дробь на натуральное число?
- Как поделить обыкновенные дроби?
- Какие числа называются взаимообратными?
- Как найти дробь от числа?
- Как найти число по данной дроби?
- Как умножить смешанные числа?
Ответы:
- При умножении обыкновенных дробей числитель умножается на числитель, знаменатель на знаменатель
- Чтобы умножить дробь на натуральное число, надо её числитель умножить на это число, а знаменатель оставить без изменения.
- Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на число обратное делителю.
- Два числа называются взаимообразными, если их произведение равно единице
- Чтобы найти дробь от числа, надо данное число умножить на эту дробь
- Чтобы найти число по данной дроби, нужно его значение разделить на данную дробь
- Смешанные числа превращаются в неправильные дроби, а затем числитель умножается на числитель, а знаменатель на знаменатель.
4. Историческая справка
- Знаете ли вы, когда впервые стали использовать слово «дробь»? И кто ввел это слово?
На предыдущих уроках Вы уже открыли для себя удивительный мир обыкновенных дробей. Первым европейским учёным, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник Леонардо Пизанский Он же в 1202 году ввел слово «дробь» и первым стал использовать современную запись дробей. Леонардо Пизанский - (Leonardo Pisano) (Фибоначчи, Fibonacci) (1180-1240), итальянский математик. В основном труде "Книга абака" (1202) первым систематически изложил достижения арабской математики, чем способствовал знакомству с ними в Зап. Европе.
Современная запись Выглядела раньше |
|
|
2
|
Названия «числитель» и «знаменатель» ввёл в XIII веке Максим Плануд-греческий монах, учёный-математик.
Ну что ж, ты показал зайцу свои знания, и он отпустил нашего Колобка. И покатился Колобок дальше.
Катится он катится, а навстречу ему волк.
- Ну вот ты и попался. Если сделаешь всё правильно, так и быть не буду тебя есть. От волка уйти будет труднее, но мы всё-таки попробуем. Вместе с Колобком решим несколько заданий.
5. Работа с учебником
1. № 447. Выполнить действия а,б.
2. № 654
Решение: 1) 1,5:3/16 = 8(м)
Ответ: 8 м.
Ну, наконец-то мы и с этим заданием справились. Колобок так переволновался, что ему требуется отдых. И мы немного отдохнём.
6. Физкультминутка
Выполним восстановительные упражнения:
1)
Раз, два, три, четыре, пять -
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться, подтянуться,
Два! Согнуться, разогнуться,
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.
(Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)
2) Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите так, считая до пяти.
3) Крепко зажмурьте глаза, досчитайте до трех, откройте их и посмотрите вдаль, считая до пяти.
И покатился Колобок дальше. Катится, а навстречу ему медведь.
- Колобок, колобок я тебя съем. Испугался Колобок, но вида не подаёт, знает, что мы ему и здесь поможем. Надеюсь, ребята, что вы с заданием справитесь успешно, не отдадите Колобка на растерзание сердитому зверю.
7. Самостоятельная работа
1) Решаем уравнение.
(х - 8) * 2/5 = 2
Решение:
х-8 = 2:2/5
х-8 = 5
х = 5+8
х = 13
2) Реши задачу.
Поезд прошел 324 км. Горизонтальный участок пути составляет 8/9 всего пути, подъем- 1/12 всего пути, а остальная часть имеет уклон. Сколько километров прошел поезд с уклона?
Решение:
- 324*8/9=288(км) - горизонтальный участок пути
- 2324*1/12=27(км)- подъём
- 288+27=315(км)- горизонтальный участок и подъём вместе
- 324-315=9(км)- уклон
Ответ: 9 километров.
Молодцы, вы справились с самостоятельной работой и тем самым спасли Колобка от медведя. Пусть себе катится дальше. Катится Колобок по тропинке, песенки распевает, вдруг на дорожку из-за кустов выпрыгнула лиса.
В настоящей сказке лиса своей хитростью заманила Колобка на язык и съела, но у нас сказка на новый лад. Хитрющая лисонька задумала хитростью своей обмануть Колобка и дала ему задание с несколькими ответами в надежде на то, что Колобок выберет неправильный ответ и тогда она его точно уж съест. Нам нужно спасать Колобка, он ведь ещё только недавно родился и не знает, что такое тестированные задания.
8. Тест
1. В хоре 80 учащихся, ¼ из них мальчики. Сколько мальчиков в хоре?
а) 360;
б) 20;
в) 160.
Ответ: б)
2. Девочка прочитала ¾ книги, что составляет 120 страниц. Сколько страниц в книге?
а) 90;
б) 360;
в) 160.
Ответ: в)
3. Вычислить:
а) 1/9;
б) 1/3;
в) 9.
Ответ: а)
9. Итог урока
Ребята, вы молодцы, спасли Колобка от хитрой лисы. И как во многих сказках зло побеждено. Итак, мы пришли в конец нашего пути. Вы работали на уроке очень хорошо и за свои труды вы получаете соответствующие оценки.
Домашнее задание: повторить п.14-18 (все правила). Решить № 534, 687, 518(а-в).