Школьная дезадаптация

Разделы: Начальная школа


Каждый ребенок в своей жизни начинает посещать школу. Это новый этап в его жизни, новые условия существования. Ребенку больше приходится проявлять самостоятельность. На смену игровой деятельности приходит учебная деятельность. Ребята приобретают новых друзей. Но не все дети чувствуют себя комфортно в новой роли. В связи с этим у детей возникают проблемы в учебе. Отклонения в учебной деятельности связывают с таким понятием как «школьная дезадаптация». Отклонения могут быть у психически здоровых детей и у детей с разными психическими расстройствами.

По мнению Н.М.Иовчук, школьная дезадаптация представляет собой невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых ему той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует. Кроме того, наиболее часто школьная дезадаптация проявляется в невозможности обучения ребенка по программе, соответствующей его способностям, или его пребывания в школе, согласующегося с принятыми дисциплинарными нормами.

В наши дни изучение «школьной дезадаптации» является актуальной проблемой. Современные дети большую часть времени проводят в учебном учреждении. Педагоги и воспитатели занимаются с детьми. Родители все меньше уделяют времени воспитанию своего ребенка. Не каждому ребенку бывает легко общаться с чужими для него людьми, даже если они относятся к нему доброжелательно. Ведь мама и папа - это самые близкие и родные люди для маленького человечка, поэтому со своими радостями и проблемами ребенок должен хотеть поделиться с родителями. Ребенку не всегда удается это сделать. Проблемы и трудности начинаются занимать все внимание ребенка. Он переживает, становится вспыльчивым, ранимым, его поведение влияет на отношения с одноклассниками. Для того чтобы помочь ребенку в сложившейся ситуации необходимо изучить причины такого состояния ребенка. Так же трудности в обучении у ребенка связаны с недостаточным уровнем учебной мотивации ребенка, особенностями развития его когнитивной сферы (внимания, памяти, мышления), произвольной сферы (неумения слушать и точно выполнять указания взрослого, действовать соответственно правилам). Ребенок испытывает неуспех и страх, тревожиться по поводу и без, заболевает, когда возникает проблемная ситуация. Если ребенок не находит помощи у взрослых, он начинает решать проблемы и бороться с трудностями сам. Это он может делать различными способами, которые не всегда бывают положительными. Чаще дети используют при решении проблем способы отрицательные: сбегают с уроков, обманывают, пререкаются взрослыми, становятся неуправляемыми.

По мнению А.А.Северного: «Школьная дезадаптация препятствует полноценному развитию личности ребенка и реализации его способностей. Ее следствиями являются повышение тревожности и другие эмоциональные отклонения, снижение самооценки ребенка, нарушение его социальных контактов. При продолжительном течении дезадаптации школьника развиваются различного рода психогенные расстройства».

Проблема школьной дезадаптации является одной из самых важных в психологии образования. Вовремя определив, когда ребенку необходима поддержка, мы сможем помочь ему занять достойный статус в обществе и не прятать в себе свои тревоги.