Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-презентация.
Цели урока:
- Образовательные:
- общая характеристика поэзии военных лет;
- краткое знакомство с жизнью и творчеством К.Симонова;
- работа над выразительным чтением;
- наблюдение над сюжетом в лирическом произведении.
- Развивающие:
- развивать познавательные способности учащихся;
- коммуникативные и информационные компетентности;
- раскрывать творческий потенциал учащихся.
- Воспитательные:
- способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся;
- воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.
Методические приемы: работа в группах, чтение и анализ стихотворений, беседа, межпредметные связи (связь литературы с историей), элементы технологии педагогических мастерских.
Оборудование: мультимедийная презентация "Ради жизни на Земле", медиапроектор.
Предварительная работа: учащиеся класса распределяются на творческие группы, каждая группа выполняет индивидуальное задание.
- 1-я группа работает по творчеству Ю.Друниной,
- 2-я - И.Уткина,
- 3-я - М.Джалиля,
- 4-я - К.Симонова.
Ход урока
1. Организационный момент. Цели и задачи
- Ребята! Сегодня у нас необычный урок.
- Вспомним всем до боли известные и знакомые строки:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
- Какому историческому событию они посвящены?
Да, событиям Великой Отечественной войны…
(1 слайд)
- Война… Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
(Боль, страх, кровь, жертвы, победа, гордость….)
- Прошли уже десятилетия с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, но память людей хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. И сегодня мы вернемся к событиям 1941 года, поговорим о подвигах поэтов, о поэзии, опаленной войной.
Цель нашего урока - понять ту боль, что перенес мир в годы Великой Отечественной войны; вспомнить славных поэтов Великой Отечественной войны, выстоявших, победивших, вселявших надежду в народ, подаривших миру жизнь и счастье; познакомитьсяс кратким очеркам жизни и творчества К. Симонова и его стихотворением "Майор привез мальчишку на лафете".
2. Презентация "Ради жизни на земле"
- Да, война - это страшное испытание для всего народа, это испытание и для нашей литературы.
2 слайд - Великая Отечественная война оказала огромное воздействие как на дальнейший ход истории, так и на развитие мировой и особенно русской культуры.
На великую народную беду сразу откликнулись и поэты.
Они почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.
3 слайд В поэзии с первых дней войны прежде всего проявила себя лирика.
4 слайд. Поговорим о тех, кто сражался, кто сразу взялся за перо, чтобы поднять боевой дух русского народа, чтобы укреплять мужество защитников.
3. Выступления групп по плану
5 слайд - Ю.Друнина (1924-1991).
Юлия Владимировна со школьной скамьи, в 17-летнем возрасте, ушла на фронт. До ранения в 1944 г. была батальонным санинструктором. Демобилизовалась сержантом медицинской службы.
Стихотворения "Я только раз видала рукопашный", "Целовались. Плакали и пели…"
6 слайд - И.Уткин (1924-1991)
Иосиф Павлович был военным корреспондентом фронтовой газеты. После тяжелого ранения в 1941 г. Вновь вернулся в газету. 13.11.1944, возвращаясь с Западного фронта в Москву, погиб в авиационной катастрофе.
Стихотворения "Если я не вернусь, дорогая…", "Сестра".
7-8 слайд - М.Джалиль (1906-1944)
Муса Мустафиевич Джалилов - татарский поэт. В 1-й же день войны добровольцем ушел в ряды действующей армии. В июне 1942г. На Волховском фронте был тяжело ранен и взят в плен. В концентрационном лагере вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистскую тюрьму Моабит. В тюрьме создал цикл стихотворений. В 1944 г. Казнен моабитскими палачами. Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Стихотворения "Платок", "Без ноги".
9 слайд - А.Сурков (1899-1983)
Многие военные стихи становились популярными песнями. Одна из них знаменитая "Землянка".
Алексей Александрович на финской и Великой Отечественной войнах был военным корреспондентом. Автор знаменитой песни "Землянки».
4. Прослушивание записи песни «Землянка»
10 слайд - К.Симонов (1915-1979)
5. Краткая справка из жизни и творчества К.Симонова
(Выступление учащегося)
Симонов Константин (Кирилл) Михайлович родился в 1915 г. В Петрограде. В автобиографии он вспоминал:"Детство и юность прожил в Рязани и Саратове. Отец(отчим) был военным, и многие мои воспоминания той поры связаны с жизнью и бытом военных городков и командирских общежитий". Отчим стал будущему поэту преданным отцом, в поэме "Отец" Симонов обратился к нему со словами благодарности. Мать любила поэзию, знала наизусть стихи Пушкина и Лермонтова, Тютчева, привила любовь к поэзии и сыну.
К.Симонов окончил 7 классов, затем ФЗУ, стал токарем, учился в литературном институте. С 1934 г. Стал публиковать свои стихи. Во время великой Отечественной войны был военным корреспондентом. Многие его стихотворения наши воины носили у себя на груди ("Жди меня, и я вернусь", "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины", " Майор привез мальчишку на лафете").
6. Слово учителя. Диапазон лирики военных лет был необычайно широк. Поэты стремились сделать чувство Родины близким, "лежащим у самого сердца" читателя. Волнующие стихи о войне, о любви к Родине были адресованы детям. Советские писатели остро выражали несовместимость войны и детства, сознавая свою ответственность за судьбу поколения, как трагически столкнувшегося с бесчеловечностью фашизма.
11 слайд.
Идея единства поколений, слитности их в глубоком патриотическом чувстве и совершаемом всем народом подвиге выражена в лирическом стихотворении К.Симонова "Майор привез мальчишку на лафете". Поэт создает характер человека, вобравшего в себя трагический опыт войны: опыт страданий, лишений, ненависти, уничтожения - и неугасимой любви к родной земле.
7. Работа с текстом стихотворения К.Симонова «Майор привез мальчишку на рассвете»
(с. 79-80)
8. Словарная работа
слайд 12
Лафет - станок артиллерийского орудия)
9. Историческая справка. Слово учителя
слайд 13
Прежде чем мы познакомимся со стихотворением, мы вернемся к событиям 1941 года. 22 июня в 4 часа утра немецко-фашистская армия без объявления войны вторглась на территорию Советского Союза. Три мощные группы германских армий двинулись на восток. Самая сильная группировка войск противника развертывала свои операции в середине этого огромного фронта, там, где, начинаясь у пограничного города Бреста, широкая лента асфальтированного шоссе уходит в восточном направлении - через столицу Белоруссии Минск, через древний русский город Смоленск, через Вязьму и Можайск к сердцу нашей Родины - Москве. Брест оказался на направлении главного удара группы армий "Центр". Немецкое командование планировало захватить в первые часы войны город Брест и Брестскую крепость. Отражая вероломное и внезапное нападение гитлеровских захватчиков на Советский Союз, защитники Брестской крепости в исключительно тяжелых условиях проявили в борьбе с немецко-фашистскими агрессорами выдающуюся воинскую доблесть, массовый героизм и мужество, ставшие символом беспримерной стойкости советского народа.
14-16 слайды
Брестская крепость - крепость-герой в черте города Бреста. Построена в 1833-1838 гг. Во время Великой Отечественной войны малочисленный гарнизон Брестской крепости с 22июня до 20-х чисел июля 1941 г., находясь в окружении, героически оборонялся (не хватало боеприпасов, продовольствия, воды) против превосходящих сил немецко-фашистских войск. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1956 г. Брестской крепости присвоено звание "Крепость-герой", с вручением ордена Ленина и медали "Золотая звезда". 150 ее защитников награждены орденами и медалями Советского Союза. С 1971 г. Мемориальный комплекс.
Их много было, обгоревших,
В разбитой крепости бойцов,
В аду кромешном поседевших
Тогда еще совсем юнцов.
Их много было, жизнь отдавших
Над Бугом в яростном бою,
Своей отвагой смерть поправших…
Им славу вечную пою!
28 июля 1944 года советские войска освободили Брест - город, который принял на себя удар немецких войск в трудном 1941 году.
17 слайд
Подвиг наших воинов в Брестской крепости показана и на репродукции картины П.Кривоногова «Оборона Брестской крепости».
10. Чтение текста учителем
(выдержать паузу, она поможет ученикам пережить и осмыслить стихотворение)
11. Повторное чтение учащимися
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
18 слайд. Беседа:
Что означает выражение: «...Седой мальчишка на лафете спал»? (Выражение «...Седой мальчишка на лафете спал» обозначает, что поседевший от горя мальчик спал на лафете, т.е. на станке артиллерийского орудия.)
Какая картина поразила рассказчика? (Рассказчика поразила картина, которую он увидел при отступлении войск из Бреста. Брестская крепость первой приняла на себя удар фашистской армии. Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт.)
12. Слово учителя
Обратимся к словам 4 четверостишия: «Ты говоришь, что есть еще другие, // Что я там был и мне пора домой...»
Автор вспоминает, вероятно, о женщине, которая уговаривает любимого не ездить в опасные командировки (напомним: Симонов был военным корреспондентом), говорит ему, что он уже видел настоящую войну, что есть другие корреспонденты, которые еще не ездили на фронт, и можно устроить так, чтобы остаться дома, чтобы послали не его, а других...
- К кому обращается автор со словами: «Ты это горе знаешь понаслышке, // А нам оно оборвало сердца»?
Автор стихотворения обращается к человеку, который не был на фронте (к женщине), знает о войне только со слов других людей и не может почувствовать всей душой трагедию войны. Фронтовикам, которые отступали с западной границы, чувство сострадания проникло глубоко в душу.
«Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца». Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора? (Пока не закончена война, пока не освобождена от фашистов вся наша земля, воины не могут чувствовать себя спокойно, не смогут «домой прийти... до конца»: они постоянно помнят о том, что в это время кто-то страдает там, где идут бои.
Автор хочет сказать, что он будет участвовать в борьбе с врагами, пока фашистов не прогонят с нашей земли. Он хочет увидеть, как ребенку будет возвращена его родина, как он возвратится в свой город и «поцелует горсть своей земли».)
- Почему автор пишет, что «твой» мальчик спит «за тридевять земель, в горах Урала»? (Большинство жителей Центральной России во время войны были эвакуированы на Урал и в Сибирь.)
- О каком, о чьем мальчике говорит автор в двух последних строфах? (Ребенок любимой женщины, к которой обращается поэт, находится в безопасности, в эвакуации, тогда как миллионы других детей каждый день страдают от приближающейся к их домам войны. Автор верит в то, что он останется жив, вернется к любимой: «Испытанный судьбой, // Я верю: мы во что бы то ни стало // В конце концов увидимся с тобой».
Но если не вернется, если сын вырастет и ему «наступит дата», придет срок «идти в такие дни», т.е. на фронт, - поэт просит любимую вспомнить о нем тогда, когда она будет прощаться с сыном. Этими словами он словно говорит: мы, мужчины, солдаты, и наш долг - защитить нашу страну от врагов. Сохраните, женщины, память о нас, мужчинах, уходящих в бой.)
- Сколько частей можно выделить в этом стихотворении? (2. 1-я - описание увиденного и 2-я - обращение к любимой женщине).
19 слайд
Стихотворение Симонова - глубоко личный, проникнутый страстным убеждением монолог мужчины-воина. Оно состоит из двух частей - описания увиденной при отступлении картины и непосредственного обращения к любимой женщине. Стихотворение производит мощное цельное впечатление. Именно такие проникновенные стихи, не отчужденные призывы, а строки, в которых живо ощущается присутствие личности автора, - именно такие стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом.
13. Работа над выразительным чтением
Перечитаем с детьми это стихотворение, обращая внимание на изменение повествовательной интонации в середине четвертой строфы, на тон горьких размышлений в 5-6-й строфах и на строгий пафос трех заключительных строф.
14. Вывод
слайд 20
Почему же прозвучавшие стихотворения и другие стихотворения поэтов оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?
(Наверное, поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду.
(Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу.)
А кто, по-вашему, главный герой поэзии, опаленной войной? (Герои поэзии военного времени - это и русские воины-освободители, и простые труженики тыла, это и дети, то есть все те, кто боролся с врагом!
Это люди разной национальности, разных возрастов, выдержавшие суровые и тяжелые испытания, выпавшие на их долю.)
слайд 21
Краткий обзор поэзии периода Великой Отечественной войны показал, что подвиг народа не остается в прошлом. Каждый человек помнит своих ГЕРОЕВ, гордится ими. Давайте хранить память и передавать ее будущим поколениям!
15. Домашнее задание
- Известны ли вам иллюстрации к стихотворениям о войне? Попробуйте создать рисунки к стихотворению, включенных в ваш учебник, и подготовить выразительное чтение стихотворения К.М.Симонова.
16. Рефлексия
Составление синквейна.
Война.
Отечественная, жестокая.
Разрушает, убивает, уничтожает.
Уносит тысячи невинных жизней.
Смерть.
- Для меня большим открытием на сегодняшнем уроке стало…
- Готовясь к сегодняшнему уроку, я открыл(а) для себя…
- Я думаю, что литература Великой Отечественной войны…