Сегодня в школе нужны образовательные технологии, которые готовят каждого ученика к самостоятельному овладению необходимой информацией и дают возможность приобретать практический опыт. Учитель должен научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты своего труда, т.е. научить учиться. Убеждение в этом привело меня к изучению и использованию в своей работе модульной технологии.
Модульная технология строится на основе развивающегося обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя и товарищей, он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завешается, ученик переходит в зону активного развития, и виток раскручивается на новом этапе. В модульном обучении это реализуется путем дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации деятельности в разных формах - индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава.
Что же дает модульное обучение?
Главное - это то, что каждый работает самостоятельно в присущем ему темпе, представляются возможности получить консультацию у учителя, помощь у товарища. Значительно глубже осознать содержание, все время себя контролировать. Каждый ученик включается в активную и эффективную познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой.
Что же собой представляет модульная технология? Модульная технология - одна из личностно-ориентированных педагогических технологий, предоставляющая возможности для развития ученика как субъекта учебной деятельности за счёт:
- планомерной деятельности;
- самообразования;
- самообучения.
Модульная технология ориентирована на самостоятельную работу учащихся и предполагает деление урока на несколько учебных элементов (УЭ). Каждый УЭ имеет свою цель, ставит перед учащимися конкретные задачи и даёт алгоритм - порядок выполнения задания, а также ключ, при помощи которого можно самостоятельно проверить и оценить правильность своих ответов. Всё это позволяет учащимся работать не только в классе под руководством учителя, но и самостоятельно.
В рамках модульного урока возможно применение дифференцированного подхода: ученикам в некоторых УЭ предлагаются задания разного уровня сложности.
Каждый учебный элемент снабжён необходимыми рекомендациями: указывается примерное время, отведённое на выполнение заданий, формы работы, способ проверки.
При планировании изучения темы по модулю необходимы:
- проработка всего учебного материала (программ, учебников, дидактических материалов и др.) с целью выделения основного стержня будущего блока уроков;
- формулировка комплексной дидактической цели КДЦ;
- выделение интегрирующей дидактической цели КДЦ;
- и каждая ИДЦ делится на частные дидактические цели (ЧДЦ) и на их основе выделяются учебные элементы (УЭ).Каждой ЧДЦ соответствует один учебный элемент.
Формы заданий для самостоятельной работы учеников должны предполагать разные виды познавательной деятельности: ответы на вопросы (устно, письменно), заполнение таблиц, тестовые задания. Задания должны быть рассчитаны как на простое репродуктивное воспроизведение учебного материала, так и на творческую деятельность, они ориентируют учеников на работу с различными источниками знаний: текстами и словарями, таблицами и схемами, алгоритмами.
Для успешного применения модульной технологии необходимо соблюдать некоторые правила:
- Начиная работать с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. При необходимости можно провести соответствующую коррекцию знаний.
- Важно также осуществление текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента (я чаще всего использую мягкий контроль - самоконтроль, взаимопроверка, сверка с образцом и т.д.).
- После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Текущий и промежуточный контроль выявляют пробелы в усвоении знаний с целью немедленного их устранения, а выходной контроль должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку. Выходному контролю обязательно предшествует резюме учителя (краткий обзор всей темы, акцентирование внимания на сложных вопросах, анализ их и совместное решение). При обобщении используются самые разнообразные формы и методы.
- Необходимо осуществлять дифференциацию учебного содержания, выделяя уровень обязательной подготовки и уровень выше обязательного.
Как оценивается работа?
В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Ученик сам себе выставляет оценку. Оценку за усвоенный материал может поставить одноклассник и т.д. Оценки накапливаются в тетради или в листе оценок, на основании которого выставляется итоговая оценка за работу над модулем. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить хорошую оценку - одна из главных мотиваций при модульной технологии. Ученик чётко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.
Если ученик слабый и не успел выполнить всю работу, то можно оценить ту часть, которую он добросовестно выполнил. Для него это тоже успех.
Для успешной работы учащихся с модулем учебное содержание должно быть представлено таким образом, чтобы ученики эффективно его усваивали. Желательно, чтобы учитель через модуль как бы беседовал с учащимися, вызывал каждого на рассуждение, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал на успех.
Чем меня заинтересовала эта технология?
- осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику;
- ученик учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность). Важно и то, что ученик может в любой момент получить от учителя устные советы по непонятным вопросам и заданиям;
- данная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения;
- создается условие для развития сильных учащихся;
- дифференциация в обучении (самостоятельная работа в начале урока и домашние задания разноуровневые);
- модульный урок помогает выявить знания учащихся, т.к. каждый урок заканчивается выходным контролем;
- эта технология предполагает глубокое усвоение теории, практического её применения, что в дальнейшем необходимо при сдаче ЕГЭ.
Вывод:
Итак, модульное обучение дает ряд значительных преимуществ и является одним из эффективных путей интенсификации учебного процесса.
Модульный подход в обучении позволяет систематизировать и структурировать большой по объему учебный материал и в необходимых пределах уплотнить его. Важным условием перехода на модульное обучение я считаю уровень готовности школьников к самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Первые уроки по модульной технологии лучше проводить на уроках систематизации и обобщения.