Дидактическая игра как средство формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа


В последние годы в Российской системе образования произошли серьезные перемены. Обновлённый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования продолжает изменять подход к оценке и качеству подготовки выпускника начальной школы.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Универсальные учебные действия - основа умения учиться, успешного усвоения новых знаний, умений и навыков.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделяют четыре блока:

  1. личностный;
  2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции),
  3. познавательный;
  4. коммуникативный.

В состав личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД входят такие, как:

  • личностные: самоопределение, смыслообразование, ценностная и морально-этическая ориентация;
  • регулятивные: целеполагание, планирование и прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;
  • познавательные: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем;
  • коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и учениками, постановка вопросов, решение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

Для формирования универсальных учебных действий у ребенка в образовательном процессе следует применять современные педагогические технологии, среди которых выделяются игровые технологии, а конкретно дидактическая игра.

Дидактическая игра - это метод обучения, в процессе которого в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи и формируются, чаще всего непреднамеренно, необходимые УУД.

Дидактическая игра несет в себе множество функций, среди которых можно выделить:

  • Функция формирования психических новообразований (устойчивость и произвольность внимания, памяти, развитие мышления и т.д.);
  • Функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму и освоение им социальных ролей - личностные УУД;
  • Функция формирования собственно учебной деятельности - регулятивные УУД;
  • Функция формирования общеучебных и логических действий, действий постановки и решения проблем - познавательные УУД;
  • Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки - личностные и регулятивные УУД;
  • Функция формирования адекватных взаимоотношений в классе, развитие навыков сотрудничества, совершенствование речевых навыков - коммуникативные УУД.

Несмотря на многообразие видов дидактических игр, в них всегда будут одинаковые структурные составляющие:

  • дидактическая задача;
  • игровая задача;
  • игровые действия;
  • правила игры;
  • результат (подведение итогов).

К основным принципам использования дидактических игр на уроке можно отнести:

  • во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся;
  • любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется;
  • учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность;
  • следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер;
  • в процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся;
  • не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний;

Дидактические игры кратковременны (10-15 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

По возможности надо стремиться, чтобы каждый ребёнок мог участвовать в игре. Поэтому, если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны выполнять роль контролёров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.

Важно помнить, что дидактическая игра может быть проведена на любом этапе урока. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решать задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер.

В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую - это способствует более полному и быстрому овладению детьми метапредметными УУД.

При умелом сочетании игровой и учебной деятельности учитель на уроках достигает хороших результатов формирования универсальных учебных действий.