Этнокультурное воспитание подростков на основе реализации программы "Мотивы Приамурья"

Разделы: МХК и ИЗО, Дополнительное образование


Сегодня перед Российской педагогической наукой поставлена задача использования потенциала образования и воспитания в целях консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления межнациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур, ограничения социального неравенства.

Хабаровский край характерен многообразием этнокультурных ориентаций, обусловленных наличием различных этнических групп, самобытная культура которых накладывает свой неповторимый отпечаток на жизнь региона. При строительстве БАМа на Дальний Восток приезжали люди более сорока национальностей из всех уголков России. Богатейший край с широкими возможностями привлекает сюда все большее количество людей, которые, приезжая присмотреться к новым местам, изменить свою жизнь, остаются здесь надолго. В настоящее время в нашем крае проживают представители 145 национальностей. Такое многонациональное общество несет в общее сосуществование свои традиции, культуру, что оставляет определенный отпечаток на бренд территории.

Основная задача образовательного пространства региона - транслирование культуры, передача его подрастающему поколению, чтобы не кануло в века богатейшее наследие предков.

Концепция модернизации Российского образования указывает на необходимость содействовать эстетическому, нравственному, патриотическому, этнокультурному воспитанию детей путем приобщения к искусству, народному творчеству, художественным ремеслам и промыслам и сохранению культурного наследия народов Российской Федерации.

Этнокультурное образовательное пространство - это сохранение, укрепление и развитие национальных начал, первое знакомство с историей народа, его культурой, национальными обрядами, обычаями, народным творчеством.

Этнокультурный компонент способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории и ценностях. Бережное отношение к национальным традициям актуально на сегодняшний день и несет важную функцию, духовно обогащая подрастающее поколение.

В целях этнокультурного воспитания творческой личности ребенка через обучение детей национальным особенностям декоративно-прикладного творчества коренного населения Приамурья с применением различных видов бисероплетения и основ бисеродизайна была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мотивы Приамурья». Эта программа является модулем авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бисеродизайн» (автором программы является автор статьи: Найденова Нина Анатольевна). Программа охватывает детей возрастной категории 10-14 лет.

Предметом изучения в данной программе является декоративно-прикладное творчество коренных народов Хабаровского края, применение многообразия технологий бисероплетения в дизайн-решениях по оформлению художественных изделий и одежды в стиле национального творчества малочисленных народностей Приамурья.

Коренные народности Хабаровского края малочисленны, но представители национальных меньшинств Приамурья славятся своим уникальным декоративно-прикладным творчеством, богатым по своим мотивам. Магически привлекают и завораживают узоры национального орнамента коренных жителей берегов Амура. Одежда, обувь, головные уборы, предметы быта украшают волшебные завитки и волнистые линии, изображающие растения, животных и черты человека. Еще сотни лет назад Приамурские хранительницы домашнего очага, оберегая свою семью, жилье, охотников во время добывания пищи, изготавливали амулеты, обереги, сэвэны, украшали одежду и домашнюю утварь символами, таинственными и округлыми линиями замысловатых узоров.

Обучаясь по программе «Мотивы Приамурья», дети на основе полученных знаний о богатом декоративно-прикладном творчестве коренного населения Хабаровского края, в частности нанайской национальности, создают изделия, украшенные бисером с применением орнаментальных особенностей, в стиле национальной культуры коренных народов Приамурья.

В целях воспитания целостной личности программа предусматривает коллективность в работе, способствуя формированию таких качеств, как коммуникабельность, доброжелательность, добропорядочность. Технология коллективной творческой деятельности обучающихся реализуется при создании коллекций моделей с применением декоративных бисерных дополнений к одежде и подготовки дефиле-представлений. Процесс коллективной подготовки к показу коллекции сопровождается активным коллективным творчеством, которое способствует воспитанию таких личностных качеств подростка, как коммуникативность, самодисциплина, самовыражение.

Индивидуальность детей, неповторимость их фантазии, возрастные особенности обусловливают индивидуальное обучение детей самостоятельному применению всех технических приемов бисероплетения, основ бисеродизайна при оформлении бисером элементов одежды, создании декоративных панно, сувениров и других изделий.

В процессе реализации программы «Мотивы Приамурья» развиваются личностные качества подростков: внимание, образное мышление, вдумчивость, самостоятельность, аккуратность, терпение и усидчивость, стремление творчески завершить начатое дело.

В связи с профильным ориентированием дополнительного образования данная программа способствует получению определенных знаний в области дизайна. Формирование навыков и развитие творческих способностей даст в будущем более широкую возможность и увеличение диапазона в выборе профессии.

Способствовать развитию и формированию личности ребенка - эта основная функция дополнительного образования, которая требует разнообразия и поиска новых форм организации учебного процесса и представления результативности обучающихся. Подростки демонстрируют свое декоративное творчество на подиуме в виде дефиле. Дефиле как новаторская форма представления образовательного результата в декоративно-прикладном творчестве выполняет функцию современного дополнительного образования - функцию самореализации, самоопределения ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, стимулирующих личностное саморазвитие. Подготовка к выступлению и само дефиле выполняют воспитательную функцию в формировании творческой и успешной личности подростка.

Изучение применения различных техник бисероплетения, основ бисеродизайна, знаний этнического направления и орнаментальных национальных особенностей в стилизации национальных традиционных мотивов декоративно-прикладного творчества коренного населения Приамурья применено на практике. В результате обучения по программе «Мотивы Приамурья» обучающимися была создана одноименная коллекция костюмов в нанайском стиле. Одежду подростков украшали узоры нанайского орнамента, обшитые бисером и бусами. Представление коллекции было эффектным и красивым дефиле с элементами хореографических движений нанайских танцев. Коллекция имела немалый успех в творческих конкурсных мероприятиях: Победитель в краевом конкурсе художественно-прикладного творчества «Приамурские узоры» (г. Хабаровск), Лауреат II степени в межрегиональном творческом конкурсе детских и юношеских коллективов «Соломенная шляпка» (г. Владивосток), диплом за II место во Всероссийском детском фестивале народной культуры «Наследники традиций».

Большое значение в развитии творческих способностей детей имеет участие в конкурсных выставках различного уровня. Уровень выставки детского творчества, ее статус отражает уровень изделий по сложности, представляемых на выставку.

Дети, выполнившие более сложные, очень аккуратные, интересно и на высоком уровне оформленные изделия из бисера, принимают участие в районных, межрайонных, краевых, всероссийских и международных конкурсах. Обучающиеся неоднократно награждались грамотами, дипломами, показывая высокий результат освоения программы «Мотивы Приамурья». Ежегодное участие в краевом конкурсе «Приамурские узоры» всегда приносило победы и призовые места. Творческие работы детей принимали успешное участие во всероссийских и международных онлайн-конкурсах.

Обучающиеся представляют разнообразие выставочных работ, оригинальных по исполнению, технически и творчески высокого художественного уровня. Создавая украшения, сувениры, панно, композиции, соотнося их с личными особенностями и восприятием цветового сочетания и формы, учащиеся проявляют творческое воображение, личную фантазию, следуя собственному вкусу.

В результате освоения программы «Мотивы Приамурья», в процессе образовательной деятельности происходит развитие творческих способностей подростков, их творческий рост. Анализ диагностических исследований уровня творческого развития обучающихся в процессе обучения показал положительную динамику (Рис. 1. и Рис. 2.).

Рис. 1. Динамика уровня развития творческих способностей обучающихся.

Рис. 2. Динамика уровня развития творческой активности обучающихся.

Развитие творческого потенциала подростков обусловлено включением в доступную творческую деятельность, значимую для самого обучающегося, отвечающую его интересам и создающую возможность для самореализации, таковыми являются выставочная деятельность и участие детей в дефиле-представлениях. Данная деятельность по представлению творчества обучающихся» - это уникальная форма и возможность реализации потребности подростков в успехе, в повышении самооценки, одним из результативных стимулов развития творческого потенциала учащихся.

Этническое направление образовательной деятельности обучающихся привнесло в данный процесс колоритность и самобытность, дало дополнительные и очень важные векторы в воспитании подростков. За время обучения заметен рост общей социальной воспитанности детей, показателями которой могут служить эстетика, нравственность, толерантность, патриотизм, коллективная ответственность. Анализ диагностики уровня развития поведенческих и творческих показателей социальной активности подростков показал положительную динамику (Рис.3.).

Рис. 3. Динамика уровня развития показателей социальной воспитанности обучающихся.

В заключение необходимо отметить, что освоение обучающимися программы «Мотивы Приамурья» оставляет определенный багаж знаний и умений в области этнокультуры малых народов Хабаровского края, дает гармоничное развитие творческой активной личности подростка, имеющего навыки декоративно-прикладного творчества с элементами бисеродизайна. Данные познания являются практической основой толерантного воспитания детей.

Изучение национальных традиций коренного населения региона, обычаев, ознакомление с декоративно-прикладным творчеством и его историей расширяет кругозор детей, воспитывает толерантное отношение к культурным ценностям, дает дополнительный ресурс творческому развитию личности ребенка, подростки получают эстетическое образование.