Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе. Тема: «Мойдодыр»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: вторая младшая группа


Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей, связанных с мытьем рук.

Задачи:

  • Образовательные: Продолжать формировать навыки детей в мытье рук, в знании предметов туалета и их назначении.
  • Развивающие:
    • Закрепить и уточнить знание детей о частях своего тела: мыть руки и лицо, рукава пред умыванием закатываем выше локт.
    • Учить работать по элементарной схеме-алгоритму: понимать по картинке цель взаимосвязанных и последовательных действий, формировать умение соотносить рисунок со словесным обозначением.
  • Воспитывающие: воспитывать аккуратность и опрятность, развивать слуховое внимание, память, логическое мышление, побуждать к речевой активности.

Оборудование: мыло, мыльница, полотенца, схема-алгоритм мытья рук, посылка от Мойдодыра с предметами личной гигиены, конверт с письмом.

Предварительная работа:

  • Чтение художественной литературы. К.И.Чуковский «Мойдодыр», В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», А.Барто «Девочка чумазая», разучивание малых литературных форм, народных песенок, потешек.
  • Беседа на тему «Зачем надо умываться?», «Как мы моем ручки».
  • Рассматривание сюжетных картинок «Дети моют ручки», иллюстраций «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная».
  • Проведение Дидактической игры «Предметы для умывания».

Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность.

Ход занятия

Дети сидят полукругом. Сюрпризный момент, в гости пришел неряшливый мальчик - Петя.

Петя: Здравствуйте, дети! Меня зовут Петя.

Дети здороваются

Петя: Я пришел к вам за помощью. Мойдодыр прислал мне посылку и письмо. Сейчас я его вам прочту.

Дорогой, Петя! Я посылаю тебе посылку. В ней находятся интересные загадки и к ним отгадки. Постарайся разгадать. Желаю удачи. Будь всегда чистым и здоровым. До свидания. Мойдодыр.

А я никак не могу отгадать эти загадки. Поможете мне?

Чтобы волосы блестели
и красивый вид имели,
чтоб сверкали чистотой,
мною их скорей помой.
(Шампунь)

Чтоб грязнулею не быть,
Следует со мной дружить.
Пенное, душистое,
Ручки будут чистые.
(Мыло)

На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю.
(Мочалка)

Есть у каждого в квартире,
И побольше, и пошире.
После ванны, после душа,
Вас обнимет и просушит.
(Полотенце)

Худая девчонка -
Жесткая чёлка,
Днём прохлаждается.
А по утрам да вечерам
Работать принимается.
(Зубная щётка)

Воспитатель: Молодцы, вы отгадали все загадки! Ребята, эти вещи служат для мытья, для ухода за телом.

Воспитатель: Скажите, что мы делаем с помощью зубной щётки?

Дети: Чистим зубы.

Воспитатель: А когда нужно чистить зубы?

Дети: Утром и вечером.

Воспитатель: Для чего нужна шампунь?

Дети: Мыть волосы.

Воспитатель: А что мы делаем мочалкой?

Дети: Трем руки, ноги, живот.

Воспитатель: зачем нам нужно мыло?

Дети: мыть руки, умываться, стирать, купаться, смывать грязь...

Воспитатель: Ребята, а когда нужно мыть руки?

Дети: После прогулки, когда грязные, перед едой.

Воспитатель: Правильно. Обязательно моют руки перед едой, после прогулки, если играли с животными, после посещения туалета. И обязательно с мылом, потому что без мыла не отмоется грязь и микробы.

Воспитатель: Петя, а ты умеешь пользоваться мылом?

Петя: Нет, не умею. Может вы меня научите?

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним и расскажем Пете, что нужно сделать прежде, чем идти мыть руки, а картинки нам помогут.

Показываю первую картинку-пиктограмму.

Дети: Закатать рукава.

Показываю следующую картинку.

Дети: Открыть кран.

Поочередно вывешиваю картинки-пиктограммы и задаю вопросы по их содержанию, дети отвечают.

- Взять мыло

- Подставить руки под струю воды, хорошо намылить.

- Смыть мыло с рук.

- Вытереть руки полотенцем.

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем и поиграем. (Физкультминутка)

Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды! (хлопаем в ладоши)
Чистая водичка
Умоет наше личико, (круговыми движениями умываем лицо)
Вымоет ладошки, (трем ладошки)
Намочит нас немножко, (пальчиками изображаем брызги на лицо)
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды! (хлопаем в ладоши)
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся! (пальчиками рисуем полукруг)

Приглашаю детей и Петю в туалетную комнату.

Воспитатель:

Знаем, знаем, да-да-да.
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться.

Ребята, а теперь еще раз напомним Пете, что нужно сделать перед тем, как мы начнем мыть руки.

Сначала давайте закатаем рукава выше локтя, чтобы не намочить их (по мере необходимости помогаю детям закатать рукава).

Сейчас я помою руки, а вы посмотрите. Потом я научу мыть руки Петю, а потом вы будете мыть руки так же, как и я. Открываю кран, беру мыло, намыливаю руки, кладу мыло в мыльницу, мою руки круговыми движениями, тщательно смываю мыло, затем беру свое полотенце и насухо вытираю руки.

Воспитатель: Что я делала?

Дети: Мыла руки.

Воспитатель: Сначала я взяла…

Дети: Мыло.

Воспитатель: Затем подставила руки с мылом под струю…

Дети: Воды.

Воспитатель: Намылила руки мылом, положила мыло в мыльницу, затем помыла руки круговыми движениями, смыла мыло водой и вытерла…

Дети: Полотенцем.

Воспитатель: Молодцы! Теперь я помогу помыть руки Пете, он пока не умеет это делать, а вы посмотрите.

Мою Пете руки и приговариваю потешку.

Теплою водою
Руки чисто мою,
Кусочек мыла я возьму,
И ладошки им потру.

А теперь вы, ребята, по очереди подходите мыть руки.

Дети последовательно выполняют все действия, по мере необходимости помогаю им, даю четкие инструкции, повторяю потешку.

Воспитатель: Все помыли руки?

Дети: Да!

Воспитатель: Ладошки чистые?

Дети: Чистые.

Воспитатель: Хорошо вытерли руки полотенцем?

Дети: Да!

Воспитатель: Ладошки сухие?

Дети: Сухие!

Возвращаемся в группу.

Воспитатель: Ребятки, а что мы с вами узнали нового?

Дети: Как правильно мыть руки и научили этому Петю.

Воспитатель: Если вам не понравилось то, чем мы сегодня занимались, потопайте ногами, а если понравилось, похлопайте.

Петя: Что ж, мне тоже хочется показать вам свое отношение. (Хлопает в ладоши.)

Воспитатель: Теперь все будут дружить с мылом? А ты Петя? А ручки мыть без мыла можно?

Дети: Нет, без него не отмоется грязь.

Петя: Спасибо вам, ребята, вы помогли разгадать все загадки Мойдодыра, теперь я знаю для чего нужны эти вещи. Вы научили меня правильно мыть руки и пользоваться мылом. Мне очень у вас понравилось. До свидания. Будьте всегда чистыми и аккуратными.