Цель
|
Продолжать изучать девять правил орфографии. Формировать умение писать слова с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН.
|
Задачи
|
- вспомнить понятие «шипящие согласные звуки»;
- вспомнить, почему написание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН носит традиционный характер и является орфограммой;
- вспомнить алгоритм написания буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН;
- тренироваться в написании слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН;
- развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, устную и письменную речь, память, внимание, мышление, восприятие;
- воспитывать уважительное отношение к языку и его традициям
|
Решаемые проблемы
|
Как пишутся буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН?
|
Понятия
|
«Орфограмма»; алгоритм написания слов с буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН, названия этапов урока.
|
Формируемые УУД
|
Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Русский язык», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.
Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать её по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления.
Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений писать изученные буквосочетания.
Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе.
|
Планируемый результат
|
Предметные: подбирать и писать слова с орфограммой, следуя алгоритму.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий; формирование положительного отношения к предмету, проверять задание и вносить корректировку.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).
Строить монологическое высказывание, используя лингвистические термины, учиться оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)
Уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)
|
Ресурсы:
- для учителя;
- для учащихся
|
Учебник: «Русский язык» для 3 класса (авторы Л.Ф.Климанова, Т.Б.Бабушкина); технологическая карта урока, ноутбук для учителя, проектор, мультимедийная доска, документ-камера, презентация, карточки с заданиями для учащихся.
Учебник, тетрадь, пенал, карточки для групповой и индивидуальной работы.
|
№
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деят. ученика. Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
|
1.
|
I. Самоопределение к деятельности
Задача:
включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне за счёт мотивационного настроя и выполнения упражнений, активизирую-щих мыслительную деятельность.
(2 минуты)
|
Приветствует обучающихся, настраивает на работу.
- Вспомним девиз наших уроков. («Хотим всё знать!»)
- А что нужно делать, чтобы всё знать?
- Начнём с вами урок с упражнений, которые помогают нам лучше думать.
- Молодцы! Садимся.
- Открываем тетради. Красиво и аккуратно записываем число, классная работа.
|
Дети приветствуют учителя.
Выполняют упражнения.
«Точечный массаж»
- Сколько раз выполняем упражнения? (по 9)
носовой перегородки (по 9 раз в одну и другую стороны);
висков (по 9 раз в одну и другую стороны);
лимфоузлов (по 9 раз в одну и другую стороны);
точки под шеей (по 9 раз в одну и другую стороны);
точек между большими пальцами (по 9 раз в одну и другую стороны);
Вертикальный и горизонтальный массажи ушей (по 5-6 раз в разных направлениях)
«Думательный колпак» - 2 раза.
«Вакуум» (3 раза).
|
2.
|
Актуализация опорных знаний.
Задача:
построение плана урока, актуализация опорных знаний, фиксация затруднений.
(6 минут)
|
(на доске вразброс названия этапов урока)
- Ребята, я так спешила к вам на урок, что забыла, в каком порядке у нас должен строиться урок. Поможете мне? Отлично.
1. Чистописание (каллиграфическая минутка).
2. Словарная работа.
3. Постановка проблемы.
4. Повторение, обобщение.
5. Закрепление, работа в парах.
6. Работа в группах.
7. Итог урока. Оценивание своей работы на уроке.
(Если затрудняются - в процессе всего урока: «Как назывался этот этап? Что сейчас повторили?»)
|
Строят план урока.
Предполагают.
|
Минутка чистописания.
|
- Итак, как же называется первый этап урока?
- Чему мы учимся на этом этапе?
- Сейчас будет наша с вами любимая игра - кто первым разгадывает загадку, красиво на доске прописывает отгадку.
1. Эту букву жук жужжал
Чрезвычайно долго.
Может, песню напевал,
Только что в ней толку.
Потому что, юный друг,
В этой песне один звук.
Лишь его жук только знает,
Без конца и повторяет.
(Звук «Ж», а буква «Ж»)
- Прописываем 1 раз заглавную и строчную.
2. Это вилы и расчёска,
Где расчёска - там причёска.
А ещё смешной щенок,
Щи, щетина и щиток.
(Буквы «Щ» и «Ш»).
- На этой же строке прописываем по одному разу заглавные и строчные буквы Ш и Щ.
3. Эта буква словно стул:
Утомился - отдохнул.
(Буква «Ч»)
4. Аист, абрикос, арбуз -
Здесь она в начале.
А в словах: река, щека
В конце её встречаем.
(Буква «А»)
Столбик слева, столбик справа, поясок наискосок. (Буква «И»)
- Что мы сейчас с вами повторили? (Или: «Какой был этап урока?»)
- Ребята, может быть кто-то из вас, глядя на записанные буквы, сможет определить название темы урока? Докажи, почему?
- Об этом узнаем немного позднее.
- Ребята, скажите, как называется раздел, который мы начали изучать?
- Что такое «орфография»?
- Проверим, как хорошо вы знаете названия правил орфографии. Для этого поиграем в игру «Молчанка». Судя по названию игры, как будем играть? Мы с вами в тишине слушаем задание, человек, первым поднявшим руку выходит к доске и прикрепляет карточку с названием правила, а мы с вами проверяем.
1. Это правило поможет правильно написать слова: Россия, Ирина, Тузик, Серпухов. Кто догадался? Согласны?
2. Это правило орфографии поможет не ошибиться в написании слов: весна, страна, деревня.
3. Благодаря этому правилу не ошибёмся в словах дуб, шарф, гриб.
4. Это правило знакомит с правильным написанием словарных слов.
5. Зная это правило, напишем правильно слова лестница, праздник.
6. А слова класс, русский поможет написать следующее правило.
7. Как написать слова вьюга и подъезд, узнаем, благодаря этому правилу.
8. Как перенести то или иное слово?
|
Тренируются в каллиграфическом написании букв.
Предполагают.
|
3.
|
Постановка проблемы, определение темы и целей урока.
Задача: формулирование учащимися темы и цели урока.
(3 минуты)
|
- Всё ли так на доске?
- Какое же правило забыли? Как вы думаете, почему?
- Молодцы! Проверим, правы мы или нет, открыв учебник на странице 39. Умницы!
- Как называется урок, когда мы не открывает новое знание, а что-то повторяем, обобщаем? (урок повторения и самоконтроля)
- Поставьте цели на урок.
|
Доказывают, рассуждают.
|
5.
|
Физкультминутка
|
Чтобы ещё лучше запомнить все названия изученных правил, выполним упражнение «Ленивые восьмёрки».
|
Выполняют упражнения.
|
4.
|
Повторение.
(12 минут)
Задача: повторить правописание буквосочета-ний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН.
1. Словарно-орфографическая работа.
|
- Вспомним, «жи-ши» пиши с «и», «ча-ща» пиши с «а», «чу-щу» пиши с «у»,«чк-чн» пиши без «ь».
- Молодцы. Потренируемся в написании изученных орфограмм.
- Посмотрите на доску. Предложите задание. (презентация) (Записать слова)
- Работаем самостоятельно. Кто запишет, поднимает руку.
- Оцените себя. У кого всё правильно? У кого 1 ошибка? 2? 3? Больше 3?
- Что мы сейчас с вами повторили? (Или: «Какой был этап урока?»)
- У вас на столах лежат листочки. Работаем в парах. Начали.
(Задание: вставь пропущенные буквы, определи границы предложений)
Дети идут в рощу стучат дятлы под кустом шуршит ёжик
|
Выполняют задания самостоятельно, в группах, парах. Рассуждают, высказывают своё мнение.
|
6.
|
Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи
|
Организует работу по учебнику.
|
Дети выполняют упражнение № 105 на доске и в тетрадях с комментированием.
|
7.
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
|
Организует индивидуальную работу. Демонстрирует интерактивное задание.
- Поднимите руку, у кого рыбалка была очень удачной, кто не допустил не одной ошибки? Молодцы!
- У кого были ошибки, можно еще раз выполнить это задание.
|
Дети работают индивидуально.
Дети, которые выполнили задание верно, выступают в роли консультантов.
|
8.
|
Включение в систему знаний и повторение
|
Организует работу по РТ - №59 с. 33. Игра «Кто быстрей»
Демонстрирует интерактивное задание.
Организует самостоятельную работу по учебнику - упр.109 с. 75.
- Составьте из слогов слова. Запишите их. Подчеркните слоги с буквами шипящих согласных звуков.
|
Дети работают в парах, вставляют в слова пропущенные буквы.
Работают индивидуально.
Дети работают самостоятельно.
|
9.
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке
|
- С каким затруднением на уроке вы столкнулись?
- Какую цель ставили на уроке?
|
- Не знали, как написать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
- Выяснить, как пишутся слова с этими буквосочетаниями.
|
- Достигли цели?
Учитель демонстрирует текст/иллюстрацию «Жи-ши».
|
- Да.
|
- Как пишутся буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу?
- Оцените свою работу. Напишите слово «Я» на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.
|
Проговаривают правило.
|
- Понял
- Понял, но …
- Не понял
- А я хочу поблагодарить вас, дети, за активную и творческую работу на уроке.
|
Определяют уровень освоения нового материала на уроке.
|