В игры играем, интонационную выразительность речи детей развиваем

Разделы: Работа с дошкольниками


Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и выразительнее речь ребёнка, тем шире и разнообразнее его отношение к её содержанию, глубже понимание того, что он говорит.

Огромную роль в этом играет интонация. Она усиливает само значение слова, помогает передать свои чувства, переживания, выражать своё отношение к высказываемым мыслям, привносит разный смысл в одни и те же слова. Но что же такое интонация? Интонация - это совокупность произносительных средств, которыми выражаются смысловые отношения и эмоциональные оттенки речи. Иными словами - как человек говорит. Т.е. в любой устной речи, всегда есть интонация.

Интонация включает в себя: мелодику, темп, тембр, ритм, паузу, логическое ударение.

Для детей важнее всего формирование ритмико-мелодической стороны речи: речевого слуха - таких его компонентов, как восприятие соответствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуковысотного слуха - восприятие движений тона голоса (повышение и понижение); основных качеств голоса - силы и высоты; и речевого дыхания - его длительность и интенсивность.

Работа над интонационной выразительностью речи начинается с формирования правильного дыхания. Оно - основа произносительной внешней речи, от него зависят чистота, правильность и красота голоса.

Для плавного ротового выдоха существует много различных упражнений таких как: «Листопад», «Снег идёт», «Бабочка, лети!», где дети дуют на бумажные листья, кусочки ваты, силуэты бабочек, лежащих на столе или на ладони.

«Катись карандаш» - при выполнении данного упражнения ребёнок сидит за столом. На расстоянии 10 см от него лежит карандаш. Сначала взрослый показывает, как сильно дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Затем предлагает это сделать ребёнку.

«Прокати шарик по лабиринту» - ребёнку предлагается построить лабиринт из конструктора и дуя на шарик вывестит его из лабиринта. Для этого можно использовать коктельную трубочку.

Также для развития сильного плавного выдоха можно использовать различные свистульки, мыльные пузыри, «вертушки».

Во время проведения игр необходимо следить за правильностью дыхания. Выдоху предшествует сильный вдох через нос, выдох происходит плавно, через рот, во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует надувать щёки, выдыхать следует, пока не закончится воздух.

Дыхательные игры и упражнения быстро утомляют детей, поэтому их необходимо ограничивать по времени (5-7 минут).

Лучшим примером развития темпо - ритмической стороны речи детей, являются - проведение хороводов, чтение стихов, потешек.

Например: чтения стихотворения «Мишка косолапый» с покачиванием из стороны в сторону или потешки «Водичка, водичка умой моё личико» выполнение движений в соответствии с текстом потешки.

Со старшими детьми помогают такие приёмы, как: хоровой счет предметов в заданном темпе, выполнение заданий на смену темпа в скороговорках, чтение четверостиший с похлопыванием ритма.

Такие упражнения как:

  • «Прохлопай, как я» - ребёнок повторяет заданный ритмический рисунок,
  • «Азбука Морзе» - ребёнку предлагается стать радистом и передать сообщение в штаб.

Ритмические рисунки могут быть разные. Задания для этой игры могут быть изображены на листе бумаги или ритмический рисунок можно выложить, используя, палочки разного размера. Ребёнку следует объяснить, что маленькие палочки - это тихий звук, а большие - громкий. Ритм можно отстукивать карандашом по столу или на барабане, металлофоне.

Развитие интонационной выразительности речи закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с эмоциональными состояниями (радость, грусть, злость, удивление и т.д.).

Начиная с младшего возраста, учат ребёнка узнавать эмоции, изображённые на картинках, а затем и воспроизводить, передавая эмоциональное состояние при помощи мимики. В этой работе помогают упражнения с использованием карточек пиктограмм, например:

  • «Произнеси своё имя по-разному», «Произнеси предложение» (Дождь идёт). Ребёнок может достать карточку пиктограмму из «чудесного мешочка» и, показывая мимикой и интонацией эмоцию, которая изображена на карточке, произнести имя, или предложение.
  • Этюд «Зеркало» - взрослый показывает эмоцию, ребёнок - повторяет.

Для формирования силы и высоты голоса можно использовать следующие упражнения:

  • «Эхо» - взрослый произносит слова громким голосом, ребёнок - тихим. Затем можно поменяться ролями.
  • «Лесная школа» - взрослый играет роль учителя в школе, ребёнок - выбирает роль любого лесного зверя. Учитель вызывает ученика к доске и просит прочитать загаданное четверостишье, например: Зайку бросила хозяйка…, с интонацией и голосом соответствующим выбранному персонажу (заяц должен рассказать робко, тихим дрожащим голосом, медведь громко и напористо, лиса - лукаво и мягко…).
  • «Доктор Айболит» - сначала роль ведущего на себя берёт взрослый, ребёнок выбирает игрушку любого животного, подходит к доктору Айболиту и голосом выбранного персонажа просит полечить пальчик, носик, животик…

Одним из важных моментов в формировании интонационной выразительности речи детей является умение выделять главное по смыслу слово. В этом помогают такие речевые игры и упражнения как, например:

  • «Главное слово» - где при зачитывании ряда слов, интонацией выделяется загаданное слово. Задача ребёнка назвать это слово.
  • «Повтори главное слово» зачитывается предложение, выделяя в нем одно слово интонацией, ребёнок повторяет это слово.
  • «Измени фразу» - ребёнку предлагается произнести фразу столько раз, сколько в ней слов. Каждый раз, делая ударение только на одном новом слове.

Знакомство детей с повествовательными, вопросительными, восклицательными интонациями, со средствами их выражения и способами обозначения так же способствует формированию интонационной выразительности.

Для закрепления повествовательных, вопросительных, восклицательных интонаций могут помочь следующие упражнения:

  • «Покажи знак» - ребёнку предлагается прослушать предложения и выделить среди них повествовательные, и поднять карточки с точкой. Для других видов интонации используются карточки с вопросительным и восклицательным знаками.
  • «Поставь нужный знак в конце предложения» - взрослый произносит предложение с определённой интонацией. Ребёнок выкладывает схему этого предложения и в конце ставит нужный знак ().

Ребёнок может сам придумать предложение с опорой на картинку и произнести его с разной интонацией, поставив соответствующий знак.

Играя с ребёнком в сюжетно-ролевые игры также можно научить его пользоваться разными интонациями. Например: встречая посетителя в кафе, официант показывает доброжелательное отношение не только эмоцией, но и интонацией. В данном случае интонация будет восклицательной. Спрашивая, что будет заказывать посетитель - интонация будет вопросительной.

Театрализованные игры, игры с куклами-бибабо, инсценировки сказок, игры-драматизации также способствуют формированию темпа, ритма, силы, громкости, высоты голоса.

Все задания и упражнения проводятся в игровой форме, так как игра является основным видом деятельности ребёнка!

Желаю всем успеха!