Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по географии предназначена для обучающихся 5-11 класса.
На изучение географии в учебном плане в 5 и 6 классах отводится по 34 часов. За 1 час в неделю сложно сформировать у детей практические умения навыки работы с разными тематическими картами и географической информацией. В 7-11 классах время работы с картографическим материалом также недостаточно для развития практических навыков. Вот почему введение данного курса является необходимым дополнением к учебному предмету.
Рабочая программа разработана на основе документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп. ,вступ.в силу с 01.07.2016);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» зарегистрирован в Минюсте РФ 1 февраля 2011 №19644 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Парабельская СШ им. Н.А.Образцова»;
- Основная образовательная программа основного общего образования по предмету «География»;
- Учебный план МБОУ «Парабельская СШ им. Н.А. Образцова»;
- Положение о рабочей программе учебного предмета, курса дисциплины (модуль);
Актуальность
Решение олимпиадных задач одна из наиболее сложных разделов любого предмета, так как на изучение данного вопроса очень мало времени уделяется в процессе обучения. Курс поможет в приобретение знаний и умений, необходимых при подготовке к поступлению, где необходимы знания по данному предмету.
Данный элективный курс пополняет и расширяет запас знаний учащихся по «Географии», направлен на более подробное изучение фактического материала о географии Земли. Продолжает формирование учебных навыков: участие в дискуссии, анализ географической информации, работа с дополнительной литературой и т.д.
Курс предназначен для подготовки учащихся 7-11-х классов и ориентирован на формирование общей культуры; призван способствовать интеллектуальному развитию учащихся; сформировать у обучающихся знания и умения, которые необходимы в повседневной жизни; повысить мотивацию учащихся в обучении предмету; развивать познавательные интересы и способности самостоятельно добывать знания.
Преимуществом индивидуального или группового обучения является возможность регулярных консультаций с преподавателем и индивидуальный подход преподавателя к каждому ученику.
Содержание курса обеспечивает развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Курс обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих готовить школьников к тому, чтобы они могли осуществить осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Предлагается курс в объёме 34 часа, который изучается в ходе индивидуальных или групповых занятиях, а также дистанционное обучение при подготовке к олимпиадам по предмету.
Данный образовательный курс является источником знаний, который углубляет и расширяет базовый компонент.
Значимость, роль и место данного курса определяется также необходимостью подготовки учащихся к олимпиадам различных уровней и выбору профессиональной деятельности.
Цели курса: заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям. Сформировать необходимые умения и навыки для решения олимпиадных задач различного уровня сложности.
Задачи:
- сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;
- сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе;
- научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;
- развивать картографическую грамотность школьников;
- сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;
- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).
Задачи:
- Воспитательные:
- Воспитать понимание ценности образования, как средства развития культуры личности.
- Научить, ответственно, оценивать свои учебные достижения, черты своей личности, учитывать мнение других людей при определении собственной позиции в самооценке.
- Воспитать умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности. Курс помогает выработать навыки организации и участия в коллективной деятельности, умению постановки общей цели и определения средств её достижения, конструктивно воспринимать иные мнения и идеи, учитывать индивидуальности партнёров по деятельности, объективно определять свой вклад в общий результат.
- Воспитывает умение отстаивать свои гражданские позиции, формировать свои мировоззренческие взгляды, умение осознанно выбрать путь продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
- Образовательные:
- Коррекция и углубление имеющихся знаний по предмету, ликвидация пробелов, обучение решению олимпиадных задач, систематизация знаний, выработка целостного взгляда на предмет, усвоение материала повышенного уровня сложности, развитие творческой активности и инициативности, повышение ИКТ компетенции.
- Развивающие:
- Создать условия для подготовки учащихся к олимпиадам;
- Предоставить учащимся возможность реализации предметных способностей;
- Способствовать развитию логического мышления;
- Развивать познавательные интересы и способности самостоятельно добывать знания.
- Выбирать наиболее удобный способ выполнения задания.
Методы преподавания курса.
Методы преподавания определяются целями и задачами данного курса, направленного на формирование способностей учащихся.
Групповое и индивидуальное обучение делает акцент на методе совместного обучения в группах. Совместные групповые семинары, дискуссии и диалоги обеспечивают поддержу и понимание каждому члену группы.
Метод обучения в дистанционных группах также способствует накоплению знаний, так как учащиеся постоянно обмениваются информацией.
Важнейшим принципом методики изучения курса является постановка вопроса и заданий, позволяющих учителю и учащимся проверить уровень усвоения основных терминов и степень сформированности умений, приобретённых в процессе изучения курса. Это различные виды тестовых заданий и задания творческого характера.
Содержание курса
1. Источники географических знаний (2)
Географические модели, глобус, географическая карта, план местности. Выдающиеся географические открытия и исследования.
2. Природа Земли и человек (6)
Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, ее взаимосвязи с другими бисоферами. Почвенный покров. Географическая оболочка Земли.
3. Материки, океаны, народы и страны (10)
Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Материки и страны. Многообразие стран.
4. Природопользование и геоэкология (5)
Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.
5. География России (7ч)
Особенности географического положения, природа России, население России, хозяйство России, Природно-хозяйственное районирование России, Россия в современном мире.
6. География мира ( 4)
Объекты политической карты мира. Карта регионов мира. Закономерности размещения населения. Экономика и отраслевая структура стран мира.
Учебно-тематический план
№ |
Разделы |
Кол-во часов |
1 |
Знакомство учащихся в школьном туре. Работа над материалами и заданиями прошлых лет. |
3 |
2 |
Работа над теоретико-практичеким туром олимпиады, нацеленному на выявление исследовательской компетентности школьника |
3 |
3 |
Решение олимпиадных заданий теоретической части олимпиады. |
3 |
4 |
Анализ. Работа над ошибками. |
1 |
5 |
Подготовка к в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников. |
3 |
6 |
Решение олимпиадных задач закрытого типа. |
3 |
7 |
Углубление и расширение знаний по предмету. |
3 |
8 |
Анализ обучающихся в муниципальном туре всероссийской олимпиады |
1 |
9 |
Работа над ошибками. Работа с географической информацией |
1 |
10 |
Задания Томский Эрудит |
1 |
11 |
Географические координаты - географическая широта и долгота |
1 |
12 |
Карта «Строение земной коры». Задание-практикум |
1 |
13 |
Подготовка и участие в олимпиаде разного уровня |
3 |
14 |
Всероссийская олимпиада https://olimpiada.ru/activity/82 |
2 |
15 |
Участия школьников дистанционных предметных олимпиадах.
|
2 |
16 |
Участие в дистанционных олимпиадах различных уровней |
2 |
17 |
Подведение итогов работы в олимпиадах и конкурсах. Награждение |
1 |
ИТОГО |
34 часа |
Планируемые результаты изучения курса
Предполагаемый курс по предмету должен помочь учащимся решить конкретные проблемы из числа тех, с которыми они сталкиваются в учебном процессе, усвоить основные понятия, расширить базовый компонент. Этот курс должен ознакомить учащихся с ролью предмета в жизни общества, в особенностях его содержания. Он научит добывать информацию в интернете и использовать её для решения олимпиадных задач.
Данный курс поможет учащимся в подготовке к государственной итоговой аттестации ОГЭ и ЕГЭ по предмету, поскольку в контрольно-измерительных материалах ОГЭ предлагаются задания, в которых необходимо дать ответ на основе анализа различных тематических карт.
Инвариантность содержания
- курс применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами.
- как правило, при таком обучении от учеников не требуется всё время находиться в школе. Эти занятия не обязательны для посещения, но, как правило, крайне полезны для выработки у учащихся практических навыков.
- при индивидуальном обучении могут использоваться разнообразные методы донесения учебной информации, в том числе и дистанционные, при которых учитель и ученик в системе общаются в режиме оn-lain.
Список литературы
- Горбатова О.Н. Технология решения творческих задач. 6-11 классы. Издательство «Учитель», Волгоград, 2010.
- Иванов Ю.П. Развитие творческой деятельности в школьных курсах географии при традиционной и инновационной системах обучения [Текст] / Ю.П.Иванов // География в школе. - 2000. - №2. - С. 67-71.
- Кузьмин Р.И. Формирование исследовательской культуры школьников в системе дополнительного образования [Электронный ресурс] // Р.И.Кузьмин.- Режим доступа: http: // tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2005.
- Кузнецова Т.С. Контрольные измерительные материалы ЕГЭ. Москва, «Просвещение». 2018.
- Монакова Г.Г., Яковлева Н.В. Олимпиадные задания по географии. 9-11 классы. Издательство «Учитель», Волгоград, 2010.
- Николина В.В., Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С. Олимпиады по географии. Издательство «Просвещение», Москва, 1996.
- Олимпиады по географии. 6-11 кл. [Текст]: метод. Пособие / под ред. О.А.Климановой, А.С. Наумова. - М.; Дрофа, 2002. - 160 с.
- Рогачев С.В. Развивающие задачи на уроках географии [Текст]: 8-10 классы / С.В.Рогачев. - М.; Чистые пруды, 2006. - 32 с.
- Смирнова М.В. Развитие мыслительно-аналитической деятельности учащихся [Текст] / М.В.Смирнова // География в школе. - 1999. - №5. - С. 37-40.
Полезные ресурсы для подготовки к олимпиадам по географии
Литература
- Романова Э., Алексеева Н., Аршинова М. Физическая география материков и океанов в 2 томах, Максаковский В.П. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс.
- Неклюева Н., Душина И., Раковская Э. География. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы.
- Михайлов В.Н., Добровольский А.Д., Добролюбов С.А. Гидрология.
- Хромов С.П., Петросянц М. А. Метеорология и климатология.
- Геннадиев А. Н., Глазовская М. А. География почв с основами почвоведения.
- Рычагов Г.И. Общая геоморфология.
- Божок А.П., Харченко А.С. Топография с основами геодезии.
- Абдурахманов Г.М., Криволуцкий Д.А., Мяло Е.Г., Огуреева Г.Н. Биогеография.
- Алексеев А.И., Колосов В.А. Социально-экономическая география России.
- Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий.
- Жюль Верн. «Открытие земли», «Мореплаватели XVIII века», «Путешественники XIX века».
Интернет-ресурсы
- Федеральная служба государственной статистики
- Карты всего мира
- Библиотека географа https://vk.com/geolibrary
- Экологический центр «Экосистема»
- Физико-географический атлас мира