Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
- Обучающая: выявить особенности значения местоимений и их соотнесенность с существительными, прилагательными, числительными, наречиями; формировать навыки опознавания местоимений.
- Развивающая: формировать умение обобщать материал в виде таблицы, схемы, рисунка, умение составлять лингвистический рассказ; совершенствовать навыки по редактированию текста.
- Воспитательная: формировать коммуникативные навыки работы в группах и парах; навыки самооценки и взаимооценки.
- Оборудование: презентация, раздаточный материал (на столах каждой группы листы А4, цветные карандаши, разноцветные смайлики, белые кружочки для смайликов, карточки с текстом задания, листы достижений).
Ход урока
1. Организационный момент
Добрый день, ребята. Рада встрече с вами! У меня отличное настроение (зелёный смайлик прикрепить на доску). А у вас? Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению, наклейте его на белый кружок, покажите.
2. Актуализация знаний. Целеполагание
Попробуйте отгадать загадку.
Мы предмет не называем,
Его признаки скрываем,
Прямого не дадим ответа,
Скажем: он, ты, мы, этот.
Велико же будет удивленье,
Если не узнали вы …
(Местоимение)
Итак, тема урока? (Местоимение как часть речи) Слайд №1. Презентация
Мы изучили несколько самостоятельных частей речи. У вас уже есть опыт. Как вы думаете, что нам нужно знать о местоимении как о части речи? (на доске записать ответы учеников: вопросы, значение, постоянные признаки, непостоянные признаки, синтаксическую роль)
3. «Открытие» новых знаний
Запишите предложение.
Он узнал, что такая погода установится через несколько дней.
Слайд №2
Вам понятен смысл этого предложения? Кто он? Какая именно погода? Через сколько дней она установится? (Нет)
Давайте проведём лингвистический эксперимент: изменим предложение.
Владимир узнал, что солнечная погода установится через семь дней.
Слайд №3
Ответьте на вопросы.
- Кто он? (Владимир)
- Какая погода установится? (Солнечная)
- Через сколько дней? (Через семь дней)
Запишите в два столбика.
Он |
Владимир |
Такая |
солнечная |
Несколько |
семь |
Посмотрите, ребята, вместо каких слов были употреблены местоимения он, такая, несколько? (Владимир, солнечная, несколько)
А какими частями речи являются эти слова?
Что они обозначают? (Слово Владимир - это имя существительное, оно обозначают предмет; слово солнечная - это имя прилагательное, оно обозначает признак предмета; слово семь - имя числительное, обозначает количество.)
Молодцы, а теперь посмотрите, каким одним словом в морфологии называются существительные, прилагательные и числительные? (Именами).
Правильно, то есть наши местоимения написаны ВМЕСТО ИМЕН. В этом словосочетании скрыты этимологические корни слова МЕСТОИМЕНИЕ.
Итак, есть местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные. Слайд №4
Давайте вернемся к первому предложению. Почему же мы не смогли понять его? (Местоимения, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, НЕ НАЗЫВАЮТ, а лишь УКАЗЫВАЮТ на что-то).
Итак, МЕСТОИМЕНИЯ - это слова, которые указывают на предмет, признак, количество, но не называют их. Слайд №5
Поэтому мы не можем понять смысл отрывка из знаменитой «Алисы в стране чудес» Л.Кэрролла.
Я говорил ему о ней,
С ним вместе уходя.
Я все-таки его умней,
Хотя боюсь дождя.
Он обо мне шепнул ему,
Но все это - вранье.
Они-то знают, почему…
- Вы поняли? А почему? (Нет, потому что в тексте много местоимений, которые на что-то указывают, но ничего не называют).
А как вы думаете, если местоимения заменяют три разные части речи, могут они отвечать на один и тот же вопрос, иметь одинаковые морфологические признаки и синтаксическую роль? (НЕТ!)
Тогда предположите, какие вопросы, признаки и роль в предложении. (Зависит от того, какую часть речи заменяют.)
(
- Местоимения - существительные отвечают на вопросы кто? что? Возможно, изменяются по падежам, числам, родам.
- Местоимения - прилагательные отвечают на вопрос какой? Возможно, изменяются по числам, родам, падежам.
- Местоимения - числительные отвечают на вопрос сколько? Возможно, изменяются по падежам.
)
Давайте вернемся к первоначальному предложению.
- Что можете определить у местоимения он? (М.р., ед. ч., им.п., подлежащее)
- Что можете определить у местоимения такая? (Ж.р., ед. ч., им. п., определение)
- Что можете определить у местоимения сколько? (В.п., обстоятельство)
Итак, местоимения разные. Если они разные, то можете предположить, какой у них морфологический признак? (Разряд по значению!)
Поработаем в группах.
Я вам предлагаю еще немного расширить знания о местоимении. Послушайте лингвистическую сказку. Но не просто прослушайте, а выполните задание: составьте схему, таблицу, рисунок…
В тридевятом царстве в тридесятом государстве была большая страна. А страну эту называли Страна Местоимений. И были в этой стране и большие и малые города. И названия этим городам были - Личный, Возвратный, Притяжательный, Указательный, Вопросительный, Относительный, Отрицательный, Определительный и Неопределённый. И жило в этой сказочной стране великое множество местоимений. И селились они по городам по своим интересам и характерам. Так в городе Личный жили личные местоимения. Гордые и независимые жители Я живут на улице Яколки. Когда они женятся, то меняют свою фамилию на - МЫ. На улице Тыколки живут воспитанные взрослые - ВЫ и их озорные детки - ТЫ. На Дружной улице живут брат ОН, сестра ОНА и их фантастическое животное ОНО. Их видят всегда вместе и зовут просто - ОНИ.
Самый маленький город в стране - Возвратный. В нём живёт только одна семья - возвратные себялюбки, так их называют в других городах, потому что они только и делают, что говорят о себе и любят только СЕБЯ.
Третий город - Притяжательный. В этом городе живут очень дружные жители - местоимения: МОЙ, ТВОЙ, ЕГО, ЕЁ, НАШ, ВАШ, ИХ, СВОЙ. Они всегда готовы помочь не только жителям своего города, но и жителям всей страны.
В городе Указательный живут самые невоспитанные местоимения. Они только и делают, что показывают друг на друга пальцем и говорят: «ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ». Самые любознательные жители страны собрались в одном городе. Они постоянно задают друг другу и всем, кто к ним приезжает, вопросы: «КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКОВ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО?» Поэтому своему городу они дали самое правильное название - Вопросительный.
А вот в городе Относительный вопросов нет. Там живут очень спокойные жители, хотя слова, которые они произносят, и похожи на слова их соседей: КТО, ЧТО, КАКОЙ, КАКОВ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, СКОЛЬКО. Только говорят они их спокойно. Например, вот так мама может сказать своему непослушному ребёнку: "Ах, в который раз ты не слушаешься меня…"
В городе Определительный живут всякие разные местоимения. У них очень разные интересы, но все они очень добрые и работящие жители: ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, САМЫЙ, ИНОЙ, ЛЮБОЙ, ДРУГОЙ.
Самые упрямые местоимения живут в городе Отрицательный. Они ни с кем никогда не соглашаются и всегда всё отрицают: НИКТО, НИЧТО, НИЧЕЙ, НИКАКОЙ, НЕКОГО, НЕЧЕГО. Они часто говорят: "Никого, ничего никто не видел. Ничего никто не брал. И вообще я ничего не знаю."
Самый последний город в Стране Местоимений - это город Неопределённый. У жителей этого города есть одна любимая сказка, которая начинается словами: "В НЕКОТОРОМ царстве, в НЕКОТОРОМ государстве жили-были НЕСКОЛЬКО НЕКТО и НЕЧТО. НЕКОТОРЫЙ КТО-ТО ЧТО-ТО ГДЕ-ТО видел красивое, но нам с вами об этом не расскажет…"
1-2 минуты для завершения работы.
Посмотрим, что создала каждая группа. (Ребята показывают схемы, таблицы, рисунки…)
Итак, постоянный признак местоимений? (Разряд по значению.)
Итак, у местоимения 9 разрядов по значению. Слайд №6
4. Закрепление новых знаний
Продолжаем работать в группах.
Выпишите из текста (карточки с текстом задания) все местоимения. Если сможете, то с помощью таблицы (учебник Шмелёва, стр. 246), определите их разряд. Слайд №7
Я добрался до угла леса, но не было никакой дороги: какие-то низкие кусты широко расстилались передо мной, а за ними виднелось пустынное поле. 2. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней. 3. Какой-то зверек слабо и жалобно пискнул между камней. 4. Казалось, отроду не бывал я в таких пустых местах: нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука. 5. Кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом. (И.С.Тургенев)
Проверим: по одному предложению каждой группе.
1. Я - личное, никакой - отрицательное, какие-то - неопределённое, передо мной - личное, за ними - личное
2. Мне - личное, какая-то - неопределённое, я - личное, по ней - личное
3. Какой-то - неопределённое
4. Я - личное, в таких - указательное, нигде - отрицательное, никакого - отрицательное
5. Моим - притяжательное, самым - определительное
Проверьте внимательно, соотнесите с текстом на экране. Слайд №8
Обратите внимание на слово НИГДЕ. Некоторые лингвисты выделяют группу местоимений-наречий. Например, Бабайцева В.В.
РАЗМИНКА!
Местоимение - встать, не местоимение - сесть.
Она, быстро, всякий, теплый, тот, бежит, несколько, два, ваш, любой.
Ребята, для чего нам нужны местоимения? Для чего мы употребляем их в речи? Попробуйте сами ответить на эти вопросы после эксперимента, который мы сейчас проведем.
Перед вами текст. Прочитайте его.
Миша пришел к Маше домой. Миша попросил у Маши тетрадь. В тетради было записано домашнее задание. Задание было сложным.
Слайд №9
Какие недочеты вы заметили в этом тексте? (Повторение в предложении слов, стоящих рядом). Давайте их исправим.
Миша пришел к Маше домой. Он попросил у нее тетрадь. В ней было записано домашнее задание. Оно было сложным.
Слайд №10
Местоимения нужны для того, чтобы избежать повторов. Они являются средством грамматической связи предложений в тексте. Но обращаться со словами этой части речи следует осторожно. Чрезмерное употребление местоимений приводит к тому, что наша речь становится неточной и непонятной, возникает двусмысленность.
Послушайте рассказ А.П.Чехова «Моя «Она»
Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная… Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом… По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю… Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Детей у нас пока нет… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли…
О чём текст? (Жена, ложь, лень…)
Это, конечно, лень. Почему вам было трудно? (В тексте много местоимений)
Поднимите руку, кто понял, что такое местоимение. Обозначьте (кружочек, галочка…) зеленым/ жёлтым/ красным цветом в «Листе достижений» пункт 1.1 в графе «Самооценка».
Приложение №1
Проверим! Выполните задание в тестовой форме.
Тест «Да-нет»
Максимальное количество баллов за тест - 10. Поставьте на полях тетради то число, которое вы наберете.
- Местоимение - это слова, которые указывают на что-то? Да
- Местоимение называет предметы, признаки предметов и количество? Нет
- Местоимение может заменять существительное, прилагательное, числительное? Да
- Все местоимения отвечают на одни и те же вопросы? Нет
- Местоимение-существительное в предложении может быть подлежащим? Да
- Бывают местоимения-глаголы? Нет
- У местоимений постоянный признак - разряд по значению? Да
- Разрядов по значению пять? Нет
- Местоимения я, мы, ты, вы личные? Да
- Непостоянные признаки местоимений разных разрядов одинаковые? Нет
Поменяйтесь тетрадями. Проверьте. Слайд №11
Оцените: 10 баллов - зелёный, 9б -8 б - жёлтый, 7 и менее - красный.
Заполните в «Листе достижений» п. 1.1 в графе «Взаимооценка».
5. Рефлексия
Вспомните, что планировали узнать. Узнали? Выберите и наклейте смайлик, обозначив настроение: мне комфортно, спокойно, тревожно. Покажите, пожалуйста, смайлики.
6. Домашнее задание
Изучите тему «Личные местоимения» (стр.246-248).
Составьте таблицу/схему/рисунок по теме или придумайте лингвистическую сказку/загадку/кроссворд о личных местоимениях. Слайд №12
Приложение №1
Лист достижений
6 клас
ФИ______________________
Тема «Местоимение»
№
п/п |
Действия учеников |
Оценка |
Оценка
|
|
Самооценка |
Взаимооценка |
|||
1 |
Знаю, что такое местоимение. |
|||
1.2. Различаю местоимения по значению (знаю разряды) |
||||
2 |
2.1. Знаю личные местоимения и их морфологические признаки 2.2. Знаю возвратные местоимения и их морфологические признаки 2.3. Знаю притяжательные местоимения и их морфологические признаки 2.4. Знаю определительные местоимения и их морфологические признаки 2.5. Знаю указательные местоимения и их морфологические признаки 2.6. Знаю вопросительные и относительные местоимения и их морфологические признаки 2.7. Знаю неопределённые местоимения и их морфологические признаки 2.8. Знаю отрицательные местоимения и их морфологические признаки |
|||
3 |
Знаю синтаксическую роль местоимений |
|||
4 |
Знаю порядок морфологического разбора и умею его производить |
|||
5 |
5.1. Знаю, как пишутся местоимения с предлогами
|
|||
6 |
Знаю условия употребления в речи местоимений |
|||
7 |
Знаю, как отличить местоимения от слов других частей речи |
|||
8 |
Контрольный тест
|