Аспекты организации текстовой деятельности как образовательной и педагогической технологии

Разделы: Начальная школа


«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д.Дидро)

Одним из основных умений является навык работы с текстом как важным направлением в формировании информационной компетентности.

Каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость организации деятельности по формированию смыслового чтения в образовательном процессе. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.

В настоящее время активно обсуждается вопрос об образовательных и педагогических технологиях. Современная школа все больше подвержена процессам «технологизации», становится «педагогическим производством». Это понятно: технология гарантирует результат, она безотносительна к учебному предмету. А реформирование современной школы как раз и предполагает достижение конкретного результата - повышение качества образования.

Под педагогической технологией в настоящее время понимают систему педагогических и образовательных установок, осуществление которых обеспечивает достижение целей, стоящих перед учебным курсом.

Образовательная технология - это система деятельности педагога и учащихся, нацеленная на конкретный результат с учетом взаимосвязи цели, содержания и методов. Таким образом, предполагается участие обеих сторон образовательного процесса (учитель - ученик), и участие сознательное. Более того, у ученика и учителя должен быть совместный план достижения намеченных результатов.

Сегодня все больше внимания уделяется проблеме чтения. Действительно, книга, текст пронизывают всю систему образования. Если раньше перед школой стояла цель научить, то теперь цель эта значительно изменилась: воспитать человека, который умел бы читать на протяжении всей жизни различные материалы на разных языках по-разному, ставя перед собой различные цели.

Чтение может стать образовательной и педагогической технологией, если у обучающего и обучающегося есть совместный план, программа работы с текстом, называемая стратегией чтения. Осваивая различные стратегии чтения, важно не забывать об общих подходах к ним:

  1. Читатель займет активную позицию, если, приступая к чтению, он ответит себе на такие вопросы:
  2. Какова цель моего чтения?
  3. Какой текст я собираюсь читать?
  4. Как я буду его читать?
  5. Как я буду оценивать качество своего чтения?
  6. Работа с текстом всегда проходит через три стадии: предтекстовую, текстовую, послетекстовую.
  7. Главное в обучении стратегиям - это различные типы «подпорок», поддержка ученика со стороны учителя. Таковыми могут быть вопросы во время чтения, суммирование небольших частей текста, объяснения, комментарии и др.

В программе обращено внимание на следующие умения:

  • получение, поиск и фиксация информации,
  • понимание и преобразование информации,
  • применение и представление информации
  • оценка достоверности получаемой информации.

Основная работа с текстами в начальной и в 5, 6 классах школе проводится на уроках литературного чтения. Большое внимание на уроках литературного чтения уделяю работе с текстами не только для формирования техники чтения и понимания прочитанного, но и для развития следующих показателей, которые направлены на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки в учебных и жизненных ситуациях. Этапы работы с текстом.

  • I этап - До начала чтения.
  • II этап - В процессе чтения.
  • III этап - После чтения.

Обратимся к конкретным примерам.

Стратегия «Карта рассказа» на уроках чтения

Работа со стратегией «Карта рассказа» может быть начата 3, 4 классах, так как жанр рассказа является основой курса литературы в этот период.

Карта рассказа позволяет суммировать и систематизировать знания, полученные в начальной школе. Ученики уже знают, что автор придумывают сюжет, героев. Вопросы КТО? ГДЕ? КОГДА? Помогают пересказать содержание произведения. Любой текст написан о чем-то и с какой-то целью - О ЧЕМ? (тема), ЗАЧЕМ? (идея).

Диалог между автором и читателем

В тексте

Мои наблюдения (глазами читателя)

Кто?

Где? Когда?

О чем?(тема)

Зачем?(идея)

Проблема

Пути решения

Как?

Композиция

Работая над анализом рассказа, учащиеся убеждаются в том, что какая-то колонка может остаться незаполненной, что последовательность вопросов в первой колонке может быть изменена. Кстати, параметры рассказа обсуждаются коллективно, и их количество вариативно. При этом ученики находят ответы то в одном предложении, то во многих, то только в своей голове.

Практические задания по изучению текстов

Материалы учебников позволяют реализовать компетентностный подход в преподавании литературы. Монографические темы включают раздел «В мире художественного слова». Задания этого раздела учат детей внимательно читать и анализировать произведение.

Так, при изучении сказок А.С.Пушкина автор учебника предлагает ученикам объяснить значение устаревших слов, поработать над выразительным чтением строки, понять роль риторических обращений. Или, например, такое задание: «Определите повторяющиеся гласные звуки. Подумайте, какое состояние природы можно подчеркнуть с помощью особого выделения этих звуков при чтении».

Задания:

  1. Выпишите из текста сказки названия наиболее распространенных в русских сказках волшебных предметов. Какую роль они играют в сказочном повествовании?
  2. Выпишите из текста сказки наиболее распространенные сказочные обороты речи. Какова интонация русских народных сказок?
  3. Выпишите из текста сказки афористические выражения, крылатые обороты. Каково их значение?

Часто используем такие задания, как:

1. Озаглавить главы произведения - А.С.Пушкина

2. Заполнить сопоставительную таблицу

3. Характеристика героев
а) портрет;
б) поведение
в) ключевые эпизоды;
г) отношение;

4. Сочинение-продолжение

5. Составьте и запишите монолог от имени например Туч, Листка или Паруса

6. Когда начинаем изучать произведение, обязательно ставим вопросы:

  • где происходят события?
  • кто участники событий (герои)?
  • в какое время живут эти герои?
  • какие события с ними происходят?

7. Можно провести конкурс знатоков по прочитанному тексту

Вопрос: О ком из героев повести идет речь?

Цитата: «Бешеную негу и упоенье он видел в битве».

Кому принадлежат слова?

  • «И все, что ни есть продам, отдам, погублю за такую отчизну!»
  • «Нет уз святее товарищества»
  • «Пусть же стоит на вечные времена православная «Русская земля и будет ей вечная честь!»

Дети должны дать ответ.

8. Исследовательская работа в группах по повести.

Группа 1. Найдите в первой главе художественные детали, воссоздающие атмосферу.

Группа 2. Найдите в первой главе художественные детали, воссоздающие загородный пейзаж. Березы над могилами кладбища, хлеба на нивах, широкие водяные глади и топи. Посредине одного из прудов находится остров. На острове - старый полуразрушенный замок.

Заброшенная часовня среди истлевших крестов. У нее кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни.

- Что общего в описании городского и загородного пейзажей?

Описание городского и загородного пейзажей создает впечатление всеобщего запустения, разрухи. Болота выделяют в воздух ядовитые испарения. Жить в этих местах невозможно.

- Среди болот в разрушенном замке живут люди. Что мы узнаем о них?

- Как относятся городские власти к существованию этих людей?

- Почему в среде нищих обитателей заброшенного замка вспыхнула «революция»?

- Найдите в тексте слова, передающие отношение героя к гонителям и изгоям.

- Как такое отношение к слабым характеризует героя?

Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально - нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Беря в руки любой текст, зрелый читатель ставит пред собой задачу выделить главное.

Таким образом, задания разного плана формируют целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также развивают самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания.