На протяжении всей истории в мире профессией ценились мастера, владеющие навыками приготовления десертов - кондитерских изделий. Такие лакомства, как конфеты, торты, пирожные, вафли, пряники являются украшением любого стола. Специалиста, который имеет знания по технологии изготовления кондитерских изделий, умеет создавать эти изделия, и называют кондитером. Кондитеры - это творческая профессия, в которой просто необходимо владение фантазией и вкусом. Десерты профессиональных кондитеров можно сравнить с произведениями искусства. Профессия кондитера популярна в любом обществе, в любом государстве. Уровень потребления «сладких» изделий не зависит от того, в каком состоянии находится экономика: во времена расцвета возрастает спрос на эксклюзивную продукцию, а в кризисные периоды кондитерские товары потребляются не меньше, в какой-то степени помогая экономике выйти из депрессии. Связи с этим, спрос на профессионалов-кондитеров стабилен и имеет спрос . Кондитер может трудятся и в крупных государственных и частных компаниях, и в маленьких ресторанчиках, кондитерских, кафе. Востребованность профессии кондитера сегодня довольно высока и стабильна. В первые с этой профессией большинство обучающихся сталкивается на уроках технологии в разделе общей программы «Кулинария». У учеников заметин повышенный интерес к теме изготовление кондитерских изделий, так как по своей сути дети любят сладкие блюда и часто включают их в свой рацион. Несмотря на повышенный интерес к данной теме, тематический план кулинарии лишь вскользь знакомит учеников с профессией кондитер. Таким образом, были разработаны мастер-классы по приготовлению кондитерских изделий, которые помогут учащимся углубиться в технологии приготовления кондитерских изделий и поближе познакомит с профессией кондитера.
Отличительной особенностью мастер-классов является создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, для его самореализации через освоение основ кулинарного искусства и знаний о сладких блюд. Учащиеся изучат правила санитарии и гигиены при кулинарных работах; безопасные приемы работы с оборудованием и инструментами; усвоят классификацию кондитерских блюд; смогут самостоятельно готовить блюда по технологическим картам, проводить экономические расчёты, а также будут способны выдвигать творческие идеи, сотрудничать в коллективе.
В основе мастер-классов заложена идея сочетания теории и практики. В содержании программы 75 % времени отводится на практические занятия, 25 % - на теоретические. Практическая деятельность учащихся носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и кулинарной культуры.
Работа на мастер-классах связана с использованием нагревательных приборов, режущих инструментов, с варкой, жарением и выпечкой продуктов. Поэтому особое внимание на занятиях отведено на изучение правил безопасности труда. На занятиях учащиеся знакомятся с помещением, его оборудованием, проводится подробный инструктаж, изучают правила безопасной работы, которые необходимо соблюдать в данный момент. Плакаты с правилами гигиены и безопасности труда вывешены на видном месте в учебной кухне .
Занятия построены по принципу «систематичности и последовательности» от простого к сложному.
На мастер-классах используется различные педагогические технологии, направленные на формирование профориентации. В качестве объекта профессионального выбора выступает профессия «кондитер». На занятиях учащиеся знакомятся с психофизиологическими и личностными качествами, необходимыми для работы по данной профессии, основными принципами производственных, технологических процессов. Имитационные технологии и приёмы - это моделирование реальной деятельности в специально созданных условиях. Применение данной технологии позволяет учащимся получить опыт, навыки и знания в условиях, приближенным к реальным.
Учащиеся следуют процессам приготовления, изучают технологические карты, общаются.
Занятия рассчитаны на 1 год обучения. Формы и режим занятия проходят 1 раза в неделю по 2 часа с перерывом согласно нормативным документам. Мастер-классы включает в себя теоретические и практические занятия. Количество обучающихся в группе 7-9 человек. Занятия на мастер-классах ведутся в разновозрастных группах, которые комплектуются из обучающихся 12-18 лет. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающему.
Название темы |
Количество часов |
Форма аттестации |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Введение в дополнительную общеобразовательную программу. Инструктаж по ТБ |
1 |
1 |
Педагогическое наблюдение.
|
|
2. |
Представление о технологическом цикле и основных способах тепловой обработки. Санитарно-гигиенические нормы и техника безопасности. |
1 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
|
3. |
Основные хлебобулочные и кондитерские изделия |
10 |
3 |
7 |
Практическая/ теоретическая
|
4. |
Приготовление и оформление основных мучных кондитерских изделий |
10 |
3 |
7 |
Практическая/ теоретическая
|
5. |
Печенье, пряники, коврижки |
10 |
3 |
7 |
Практическая/ теоретическая
|
6. |
Отделочные полуфабрикаты |
10 |
3 |
7 |
Практическая/ теоретическая
|
7. |
Технология приготовления классических тортов |
11 |
3 |
8 |
Практическая/ теоретическая
|
8. |
Технология приготовления классических пирожных |
11 |
3 |
8 |
Практическая/ теоретическая
|
9. |
Итоговое занятие |
4 |
4 |
Выставка-конкурс |
|
10. |
Всего |
68 |
17 |
51 |
Литература
- Анфимова Н.А., Татарская Л.Л. Кулинария «Повар, кондитер». - М.: ACADEMIA, 2015. - 141 с.
- Бурашников Ю.М., Максимов А.С. Охрана труда в пищевой промышленности, общественном питании и торговле. - М.: ACADEMIA, 2016. - 120 с.
- Калачев М.В. Малые предприятия для производства сахарных и мучных кондитерских изделий. - М.: ДеЛи принт, 2013. - 256 с.
- Карушева Н.В., Лурье И.С. Технохимический контроль кондитерского производства. - Москва: АГРОПРОМИЗДАТ, 1990. - 154 с.
- Кузнецова Л.С., Сидангова М.Ю. Технология приготовления мучных кондитерских изделий. - Москва: Мастерство, 2002. - 319 с.
- Аликина А.А., Финикова С.М. Юный кондитер ГБПОУ КСУ № 32, М.: 2020.
[Электронный ресурс]. URL: https://mosmetod.ru/files/metod/dopolnitelnoе (дата обращения: 01.09.2020).