Формирование профориентационного самоопределения обучающихся через дополнительное образование в школе на примере программы «Я – кондитер»

Разделы: Технология, Мастер-класс

Ключевые слова: профориентация


На протяжении всей истории в мире профессией ценились мастера, владеющие навыками приготовления десертов - кондитерских изделий. Такие лакомства, как конфеты, торты, пирожные, вафли, пряники являются украшением любого стола. Специалиста, который имеет знания по технологии изготовления кондитерских изделий, умеет создавать эти изделия, и называют кондитером. Кондитеры - это творческая профессия, в которой просто необходимо владение фантазией и вкусом. Десерты профессиональных кондитеров можно сравнить с произведениями искусства. Профессия кондитера популярна в любом обществе, в любом государстве. Уровень потребления «сладких» изделий не зависит от того, в каком состоянии находится экономика: во времена расцвета возрастает спрос на эксклюзивную продукцию, а в кризисные периоды кондитерские товары потребляются не меньше, в какой-то степени помогая экономике выйти из депрессии. Связи с этим, спрос на профессионалов-кондитеров стабилен и имеет спрос . Кондитер может трудятся и в крупных государственных и частных компаниях, и в маленьких ресторанчиках, кондитерских, кафе. Востребованность профессии кондитера сегодня довольно высока и стабильна. В первые с этой профессией большинство обучающихся сталкивается на уроках технологии в разделе общей программы «Кулинария». У учеников заметин повышенный интерес к теме изготовление кондитерских изделий, так как по своей сути дети любят сладкие блюда и часто включают их в свой рацион. Несмотря на повышенный интерес к данной теме, тематический план кулинарии лишь вскользь знакомит учеников с профессией кондитер. Таким образом, были разработаны мастер-классы по приготовлению кондитерских изделий, которые помогут учащимся углубиться в технологии приготовления кондитерских изделий и поближе познакомит с профессией кондитера.

Отличительной особенностью мастер-классов является создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, для его самореализации через освоение основ кулинарного искусства и знаний о сладких блюд. Учащиеся изучат правила санитарии и гигиены при кулинарных работах; безопасные приемы работы с оборудованием и инструментами; усвоят классификацию кондитерских блюд; смогут самостоятельно готовить блюда по технологическим картам, проводить экономические расчёты, а также будут способны выдвигать творческие идеи, сотрудничать в коллективе.

В основе мастер-классов заложена идея сочетания теории и практики. В содержании программы 75 % времени отводится на практические занятия, 25 % - на теоретические. Практическая деятельность учащихся носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и кулинарной культуры.

Работа на мастер-классах связана с использованием нагревательных приборов, режущих инструментов, с варкой, жарением и выпечкой продуктов. Поэтому особое внимание на занятиях отведено на изучение правил безопасности труда. На занятиях учащиеся знакомятся с помещением, его оборудованием, проводится подробный инструктаж, изучают правила безопасной работы, которые необходимо соблюдать в данный момент. Плакаты с правилами гигиены и безопасности труда вывешены на видном месте в учебной кухне .

Занятия построены по принципу «систематичности и последовательности» от простого к сложному.

На мастер-классах используется различные педагогические технологии, направленные на формирование профориентации. В качестве объекта профессионального выбора выступает профессия «кондитер». На занятиях учащиеся знакомятся с психофизиологическими и личностными качествами, необходимыми для работы по данной профессии, основными принципами производственных, технологических процессов. Имитационные технологии и приёмы - это моделирование реальной деятельности в специально созданных условиях. Применение данной технологии позволяет учащимся получить опыт, навыки и знания в условиях, приближенным к реальным.

Учащиеся следуют процессам приготовления, изучают технологические карты, общаются.

Занятия рассчитаны на 1 год обучения. Формы и режим занятия проходят 1 раза в неделю по 2 часа с перерывом согласно нормативным документам. Мастер-классы включает в себя теоретические и практические занятия. Количество обучающихся в группе 7-9 человек. Занятия на мастер-классах ведутся в разновозрастных группах, которые комплектуются из обучающихся 12-18 лет. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающему.

Название темы

Количество часов

Форма аттестации

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в дополнительную общеобразовательную программу. Инструктаж по ТБ

1

1

Педагогическое наблюдение.
Игра

2.

Представление о технологическом цикле и основных способах тепловой обработки. Санитарно-гигиенические нормы и техника безопасности.

1

1

Педагогическое наблюдение

3.

Основные хлебобулочные и кондитерские изделия

10

3

7

Практическая/ теоретическая
работа

4.

Приготовление и оформление основных мучных кондитерских изделий

10

3

7

Практическая/ теоретическая
работа

5.

Печенье, пряники, коврижки

10

3

7

Практическая/ теоретическая
работа

6.

Отделочные полуфабрикаты

10

3

7

Практическая/ теоретическая
работа

7.

Технология приготовления классических тортов

11

3

8

Практическая/ теоретическая
работа

8.

Технология приготовления классических пирожных

11

3

8

Практическая/ теоретическая
работа

9.

Итоговое занятие

4

4

Выставка-конкурс

10.

Всего

68

17

51

Литература

  1. Анфимова Н.А., Татарская Л.Л. Кулинария «Повар, кондитер». - М.: ACADEMIA, 2015. - 141 с.
  2. Бурашников Ю.М., Максимов А.С. Охрана труда в пищевой промышленности, общественном питании и торговле. - М.: ACADEMIA, 2016. - 120 с.
  3. Калачев М.В. Малые предприятия для производства сахарных и мучных кондитерских изделий. - М.: ДеЛи принт, 2013. - 256 с.
  4. Карушева Н.В., Лурье И.С. Технохимический контроль кондитерского производства. - Москва: АГРОПРОМИЗДАТ, 1990. - 154 с.
  5. Кузнецова Л.С., Сидангова М.Ю. Технология приготовления мучных кондитерских изделий. - Москва: Мастерство, 2002. - 319 с.
  6. Аликина А.А., Финикова С.М. Юный кондитер ГБПОУ КСУ № 32, М.: 2020.
    [Электронный ресурс]. URL: https://mosmetod.ru/files/metod/dopolnitelnoе (дата обращения: 01.09.2020).