Использование метода интеллект-карт на уроках истории

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: интеллект-карты


Мы живем в насыщенную событиями эпоху, когда объем поступающей за единицу времени и поглощаемой информации превышает предел восприятия нашего сознания, и, образно говоря, данное обстоятельство давит на личность словно тяжелая плита. Согласно современной науке, нервная система взрослого человека способна усвоить и переработать в единицу времени весьма ограниченный объем информации. Вдвойне тяжелее приходится учащимся образовательных учреждений, перед которыми стоит задача освоения различных школьных программ, многие из которых при этом весьма нагружены. При такой информационной насыщенности необходимо давать новые инструменты, которые помогут ученикам более образно и ярко запоминать необходимую информацию.

Как этого можно достичь? Путем перестройки отношения ученика к ситуации и своей роли в ней. Превращением процесса усвоения информации в источник позитивных эмоций и опыта.

Во все времена люди придумывали, как запомнить больше информации. Например, древние греки использовали метод «дворец памяти», смысл которого заключается в том, что любой может улучшить память благодаря выбору мест и формированию мысленных образов тех вещей и понятий, которые он хочет запомнить*. Список мнемонических систем можно приводить бесконечно, но я остановлюсь на методе, предложенным британским психологом Тони Бьюзеном в середине 1960-х гг., который называется «mind maps» («карты памяти» или «интеллект-карты»).

_____________

* Бьюзен Тони. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления/ пер. с англ. Ю.Константиновой. - 2-е изд. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2021 - с. 17

Будучи студентом Университета Британской Колумбии молодой Тони стал интересоваться техниками по запоминанию информации, и не нашел должного количества исследований в данной сфере, что заставило его углубиться в данную тему в качестве психолога и сделать это смыслом всей своей жизни.

Тони понимал, что простое конспектирование, которое он называет линейным, не эффективно, материал все равно не усваивается должным образом. Поэтому постепенно в свои линейные конспекты он начал добавлять выделения цветом. Затем стал выделять основные идеи, используя между основными элементами связующие стрелки, коды и соединительные линии. Интересно, что позже Тони Бьюзен сравнит получившиеся у него диаграммы со структурой нейрона с ответвлениями, отходящими от центра клетки. Таким образом психолог подчеркивает, что структурирование заложено в нас природой на клеточном уровне.

Еще одним важным моментом, почему интеллект-карта сейчас актуальна как никогда, является то, что сегодня мы наблюдаем смещение от вербальной формы коммуникации к визуальному мышлению. Подтверждением служит то, какую популярность обрели смайлы в нашем общении. Вместо того, чтобы многословно описывать свою эмоцию, увиденное нами, нам легче снять быстрый reels; мы охотимся за кадром, чтобы позже с кратким комментарием поместить этот визуальный объект в социальные сети.

Соответственно, в быстро меняющемся мире учителям также необходимо искать новые, отвечающие призывам времени формы коммуникации с учениками, и передачи им информации.

Современные образовательные стандарты также говорят о том, что школа должна готовить не просто человека, обладающего конкретной суммой знаний, а человека, умеющего самостоятельно добывать новые знания, умеющего расширять познание, саморазвиваться, находить мыслительные и коммуникативные связи. И техника интеллект-карт как ничто другое призвана способствовать развитию этих умений.

Итак, перейдем от теории к практике и посмотрим, как методика интеллект-карт может быть применена на уроке истории, например в 7-м классе. Для примера из курса «История России» была взята тема «Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.».

Этапы создания интеллект-карты

  • Согласно первоисточнику, для удобства необходим лист белой нелинованной бумаги А3 формата. Однако, в рамках урока мы ограничились белой бумагой формата А4.
  • Далее, важным компонентом является наличие цветных карандашей (фломастеров, ручек). Почему автор делает акцент на данном моменте? Дело в том, что за восприятие цвета отвечает правое полушарие головного мозга, а за обработку вербальной информации - левое полушарие. То есть комбинация цвета и слов активизирует оба полушария. Отмечу, что в классическом конспектировании, согласно орфографическому режиму, максимум можно выделить заголовок или необходимый термин ручкой красного или зеленого цвета. Хотя за свою учительскую практику не раз замечала, что именно мотивированные дети зачастую стремятся к разнообразию цветовых выделителей, и с неохотой реагируют на требование соблюдать монохромность в ведении тетради. Итак, идея воспользоваться разноцветными ручками и карандашами была встречена учениками с воодушевлением.
  • Если у нас есть белый лист бумаги и цветные карандаши, значит точно быть изображениям. Все мы прекрасно знаем, что прежде, чем начать писать и читать, ребенок сперва учится навыку рисования. Тернистый путь от наскальной живописи через пиктограммы и иероглифы к письменности проделало всё человечество. На данном этапе создания интеллект-карт важно прибегнуть к ассоциативному мышлению, и простимулировать у детей свои представления о теме разговора. Как помним, тема урока была связана с бытом русского человека в XVII веке. Соответственно, у многих учеников слово «быт» вызвало ассоциацию с русской избой, поэтому в центре листа многие изобразили избу и написали слово «быт».
  • Здесь подходим еще к одному важному элементу интеллект-карт - неразрывному тандему слова и изображения. От центральной темы должны лучами исходить ветви, каждая из которых отвечает за новую идею, связанную с главной темой. В нашем случае каждой новой ветви соответствовал новый пункт параграфа, а уже от основных веток отходят второстепенные ветви, уточняющие какую-то информацию относительно главной ветви.

На каждой отдельной ветви фиксируются отдельные слова, с которыми связаны свои ассоциации. Предполагается, что в дальнейшем, когда ученику необходимо будет по этой интеллект-карте вспомнить материал, он с легкостью вспомнит свою ассоциацию, связанную с данным словом, и воспроизведет материал.

Обращаясь к выбранной на уроке теме, вкратце опишу, какие интеллект-карты получились у ребят. Итак, основной темой была «Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.», и как было отмечено выше, центральным изображением стала изба со словом «быт». Далее разными цветами ручейком отходили основные пункты параграфа: царь, быт царей, быт первого сословия, быт посадских, быт крестьян, картина мира, общинные традиции, православие. Не буду утомлять и подробно описывать каждую ветвь, так как на прилагающихся изображениях можно рассмотреть подробно.

Говоря о быте крестьян, ребята рисовали лапти, говоря о картине мира изображали глобус, говоря о царе воспроизводили шапку Мономаха или пытались изобразить самого царя в виде воина. Безусловно, те интеллект-карты, которые ребята рисовали на данном уроке, далеки от идеала. Однако важно, что форма работы вызывает у учеников интерес и привносит оживление в учебный процесс. При этом эффективность усвоения темы заключается не только в процессе, но и отражается на конечном результате. Перед ребятами была поставлена задача подготовиться к следующему уроку базируясь на параграф и интеллект-карты. И каково было мое удивление, когда даже те ученики, которые проявляли средние способности по истории, отвечали гораздо лучше на следующем уроке, и признавались, что ассоциативный ряд помогал им в запоминании материала.

К плюсам использования интеллект-карты на уроках можно отнести также то, что каждый ребенок, исходя из особенностей своей память и своих способностей, может создать интеллект-карту того уровня насыщенности, которая поможет ему воспроизвести максимально точно необходимую информацию.

Исходя из собственных наблюдений я смело могу рекомендовать данный метод к практическому применению. Наиболее актуально начинать обучение со среднего звена, хотя элементы можно смело использовать также в начальной школе, например, на уроках об окружающем мире. Возможно, для кого-то из ребят именно таким путем откроется дверь в мир ассоциаций и крепкой памяти. Ведь этот метод универсальный, и его можно использовать в любой сфере, главное научиться свободно владеть инструментарием.

Использованная литература

  1. Бьюзен Тони. Интеллект -карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления/ пер. с англ. Ю.Константиновой. - 2-е изд. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2021
  2. История России. 7 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 2 / Арсентьев Н.М, Курукин И.В, Данилов А.А. / 2022