Аудирование как вид речевой деятельности. Приемы обучения аудированию на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык, аудирование


Влияние преемственности начального и среднего звена на результаты итоговой аттестации.

В связи с модернизацией сдачи итоговых государственных экзаменов иностранного языка предъявляются все новые и новые требования. На протяжении трех лет при сохранений основных характеристик экзамена, сохраняются и основные тенденции в характере результатов. Как и в прошлые годы, можно констатировать то, что наиболее устойчивые умения выпускников сформированы в таком виде речевой деятельности, как чтение. Достаточно сформированными являются умения и навыки в письме и говорении. Намного ниже уровень сформированности навыков использования языкового материала в коммуникативно-ориентированном контексте (грамматика и лексика) и самый низкий уровень в умении понимать звучащую речь (аудирование).

Рассмотрим ряд важных вопросов, связанных с обучением пониманию речи на слух. Термин «аудирование» был введен в литературу американским психологом Брауном. Аудирование - это устный рецептивный вид деятельности, представляет собой одновременное восприятие и понимание речи на слух. Аудирование рассматривается как цель и как средство обучения.

На уроке практически невозможно формировать только речевой или только языковой навык. Работая с аудиотекстами, мы параллельно отрабатываем лексические, грамматические, фонетические навыки. Аудиотексты дают информацию для обсуждения, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее развитие навыков говорения и письма.

Аудирование должно занимать важное место уже на начальном этапе. Овладение аудированием дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом, воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Аудирование служит мощным средством обучения иностранному языку. Оно дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой.

Через аудирование идет усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. В то же самое время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом. Если учащийся понимает звучащую речь, ему легче понять и графическую речь, т.е. перекодировать то, что он видит, на то, как это должно звучать.

Проблема аудирования в наши дни не потеряла своей актуальности для всех этапов обучения. В задачу обучения иностранному языку входит проверка уровня сформированности умении учащихся в трех видах аудирования: с полным пониманием услышанного, с понимание основного содержания услышанного, извлечение необходимой информации.

Коммуникативное аудирование

  • как цель обучения: коммуникативный вид деятельности, направленной на восприятие, узнавание, понимание информации (лекции, сообщения, текста, видео, аудио, диалогической речи). Аудирование выступает в качестве обратной связи в процессе любого общения (проводится на старших этапах обучения).

Учебное аудирование

  • как средство обучения: учебная функция аудирования. Используется при введении и тренировке языкового материала в учебном процессе.

Виды учебного аудирования:

  • интенсивное (полное и точное понимание текста)
  • экстенсивное (развитие умения слушать большие тексты)

Виды коммуникативного аудирования:

  • с пониманием основного содержания
  • с полным пониманием
  • с выборочным пониманием
  • с критической оценкой

Объективные трудности при аудировании:

  • Трудности, обусловленные условиями аудирования: внешние шумы, помехи, плохая акустика, качество звукозаписи, качество используемой на занятиях техники, видимое наличие или отсутствие источника речи.
  • Трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи: отсутствие практики восприятия на слух речи людей противоположного пола, разного возраста; особенности дикции, тембра, темпа, пауз, а также возможные нарушения артикуляции; различные диалекты иностранного языка.
  • Трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала. Это использование: большого количества незнакомой лексики, идиоматических выражений, разговорных формул, специальных терминов, аббревиатур, эллиптических конструкций, прецизионных слов.

Механизмы аудирования. В отечественной методике выделяются 4 основных механизма аудирования.

1. Речевой слух - это один из важнейших механизмов. Он обеспечивает восприятие устной речи, деление её на смысловые синтагмы, словосочетания, слова.

2. Память является следующим важным механизмом аудирования. В психологии выделяют два основных вида памяти: долговременную и кратковременную. Оба вида памяти чрезвычайно важны для процесса понимания речи со слуха. Ещё один вид памяти - оперативная память. Оперативная память работает наиболее эффективно при наличии установки на запоминание.

3. Вероятностное прогнозирование. Это порождение гипотез, предвосхищение хода событий. В методике выделяют структурное и смысловое прогнозирование.

Смысловое прогнозирование определяется знанием контекста, а соответственно, и возможных ситуаций. Помимо смыслового прогнозирования существует и лингвистическое прогнозирование.

Каждое слово имеет определённый спектр сочетаемости. Появление нового слова значительно сужает употребление других слов. Чем лучше человек знает типовые речевые ситуации и владеет речевыми моделями, тем проще ему распознать их со слуха.

4. Артикулирование. Психологи отмечают, что при аудировании происходит внутреннее проговаривание речи. Чем чётче проговаривание, тем выше уровень аудирования.

Система упражнений на развитие навыков аудирования

Базовым упражнением можно считать повторение иноязычной речи за диктором: а) в паузу; б) синхронно на том же языке. Это упражнение развивает все 4 механизма аудирования.

Упражнения на развитие речевого слуха

Развивая речевой слух, можно использовать аудирование со зрительной опорой, где в качестве таковой можно применять как печатный текст, так и иллюстрации к нему.

Широко используется в практике обучения иностранным языкам и направленное аудирование. Это аудирование направленно на узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации. послушайте и вычеркните из данного списка слова, встретившиеся в тексте.

  • послушайте и вставьте данные слова в пропуски в тексте (слова, само собой разумеется, даются не по порядку)
  • послушайте и найдите ошибки (ошибки должны быть лексические или грамматические)
  • замените подчеркнутые слова словами из аудиозаписи
  • послушайте и вычеркните лишнее слово в предложении
  • расположите слова в предложениях в нужном порядке / расположите реплики диалога в нужном порядке (можно сначала расположить, а потом послушать и проверить, правильно ли вы сделали. С другой стороны, можно слушать и отмечать порядок реплик, а во время второго прослушивания проверить, все ли вы сделали верно).
  • послушайте и расположите фразы в том порядке, в котором они встречаются в аудиозаписи
  • задание «кто это сказал» (Дается список фраз. В ходе прослушивания нужно определить, кому принадлежат реплики).
  • соедините части предложений/ словосочетаний (сначала соединяем, затем проверяем или слушаем и соединяем, а проверяем при повторном прослушивании)
  • послушайте аудиозапись, определите, какие предложения в скрипте стоят не на своих местах, поставьте их в нужное место.

Упражнения на тренировку памяти

  • Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прослушивания текста. Вместо утверждений можно использовать вопросы.
  • Прослушать текст, сравнить его с печатным и найти расхождения.
  • Запомнить все даты, имена, географические названия и т.д. и повторить их в той же последовательности.
  • Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо принципу или признаку.
  • Прослушать слова и повторить лишь те из них, которые относятся к какой-либо одной теме.

Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования

  • Подобрать как можно больше определений к словам.
  • Составить возможные словосочетания с существительными / глаголами / наречиями / прилагательными.
  • Составить наиболее типичные словосочетания (клише) и перевести
  • Упражнения на логическое развитие замысла, которые предполагают умение закончить фразу, текст и т.д.
  • Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам, вопросам и т.д.

Как видно из приведённых упражнений, формирование необходимых навыков аудирования возможно не только при работе с собственно аудиотекстами, но и на этапе формирования грамматических, лексических навыков, а также навыков чтения, устной речи и письма. Это абсолютно закономерно, так как одним из основных принципов обучения иностранным языкам является принцип интеграции и дифференциации.

При обучении аудированию наибольший эффект приносит обучение в играх, особенно на начальном этапе обучения, т.к. игра активизирует мыслительную деятельность позволяет сделать учебный процесс более привлекательным и интересным, и трудности, возникающие при обучении, преодолеваются с наибольшим успехом и лёгкостью.

Данные игры могут помочь достижению следующих целей аудирования:

  • научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;
  • научить выделять главное в потоке информации;
  • научить учащихся распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи;
  • развивать слуховую память учащихся;
  • развивать слуховую реакцию.

Ряд аудитивных игр целесообразно проводить с помощью магнитофона. При этом неплохо, если запись текста для игры осуществит не сам учитель, а, скажем, его коллега. Это создаёт дополнительные трудности восприятия речи на слух, но вместе с тем повышает эффективность тренировки. Важно только, чтобы и магнитофонная запись и речь учителя звучали в естественном темпе и предъявлялись неоднократно. В противном случае эти игры потеряют всякий смысл.

Для достижения перечисленных целей могут быть использованы следующие игры:

  • «The Spinning Top»,
  • «We can eat bread»,
  • «Which of the pictures is it?»,
  • «Introductions»,
  • «Follow my directions»,
  • «Right - Left»,
  • «Make it logical»,
  • «I know his Trade»,
  • «Solve logical Problems»,
  • «Listen and draw»,
  • «Listen and reorder/ sequence»,
  • «Listen and classify»,
  • «True or false»,
  • «The Creative dictation»

Аудитивные игры учитывают психологические особенности детей младшего школьного возраста. Игры имеют и воспитательное значение: позволяют воспитывать такие качества как умение работать в коллективе, дружелюбие, внимательность.

На среднем этапе обучения имитационные упражнения "слушай и повторяй" сохраняются с целью совершенствования навыков произношения и интонации. Интересны задания выборочного характера: выбери правильный вариант ответа из 2-3 предложенных, а также задания на расширяющее повторение, так называемое "увеличение цепочки"

На старшем этапе продуктивны упражнения с терминированным ответом, где предполагается самостоятельность ответов, а ключ, данный к упражнению, может быть лишь одним из вариантов ответа. Учащийся следует образцу, но наполняет его своим лексико-грамматическим содержанием.

Качественно новые возможности в практике обучения аудированию дает применение мультимедиа технологий на уроках, особенно на среднем этапе обучения. Методика использования таких технологий предполагает улучшение качества обучения и воспитания, совершенствует систему организации обучения на уроке, повышает информационную культуру учащихся, уменьшает утомляемость и усиливает мотивацию учеников.

Интересным и полезным мне представляется использование подкастов Британского Совета для развития навыков аудирования на уроках английского языка.

Для начала необходимо пояснить, что такое подкаст и подкастинг.

Подка́стинг (англ. podcasting, от iPod и англ. broadcasting - повсеместное, широкоформатное вещание) - процесс создания и распространения звуковых или видео-передач (то есть подкастов) во Всемироной сети (обычно в формате MP3). Как правило, подкасты имеют определенную тематику и периодичность издания (однако бывают и исключения).

Целевая аудитория подкастинга - пользователи персональных или портативных компьютеров, а также владельцы портативных проигрывателей. Для удобного прослушивания подкастов создано множество программных продуктов, таких как iTunes, следящих за обновлением подкаст-лент и их автоматической загрузкой.

Подка́стом называется либо отдельный файл, либо регулярно обновляемая серия таких файлов, публикуемых по одному адресу в Интернете.

Таким образом, в силах учителя с помощью аудиовизуальных средств и путем подбора интересного, разнообразного материала и упражнений сделать трудоемкий процесс обучения аудированию увлекательным, эмоционально-привлекательным, способным поддерживать высокий мотивационный уровень учащихся и формировать устойчивый интерес к изучению иностранного языка.