Жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельный поиск новых знаний о мире - важнейшие черты детского поведения.
Известно, что у детей дошкольного возраста мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на наглядные и практические методы.
Основным видом детской поисковой деятельности признано экспериментирование, в котором ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.
Теоретической основой использования метода детского экспериментирования являются разработанные академиком Н.Н.Поддъяковым основные положения, среди которых особенно важны следующие:
- детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества;
- в нём наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования);
- в процессе экспериментирования достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования;
- детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников;
- организации и проведения системы занятий, содержательной основой которой являются творческие игровые задания, сказочные и жизненные ситуации, творческие игры и упражнения.
В рамках опытно-экспериментальной работы, одним из направлений нашей работы является разработка содержания детского экспериментирования со звуками.
Работа со звуковым материалом направлена на развитие базисных характеристик.
Личности ребёнка - дошкольника: инициативности, креативности, произвольности и т.п. проведение экспериментирования со звуками способствует развитию интеллектуальной компетентности, что выражается в умении экспериментировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. В процессе экспериментирования со звуками детям предоставляется возможность группировать предметы на основе общих признаков (например, издаваемый звук), находить звуковые ассоциации с некоторыми природными явлениями (шум моря, скрип снега, шелест листьев, звон капели и т.д.).
Задачами при организации и проведении занятий по экспериментированию со звуками являются:
- Становление активной деятельностной позиции, готовности к спонтанным решениям, поиску разных способов решения одной и той же задачи.
- Развитие преобразовательного отношения ребёнка к окружающему миру, изобретательности, любознательности, самостоятельности, инициативности.
- Развитие психических процессов: ощущение, восприятия, представления, увеличение объёма внимания и памяти.
- Развитие вариативного и образного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
- Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
- Развитие речи, умения обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения. Придумывание слов на основе представлений о качестве, свойствах и функциях предметов и явлений.
- Формирование общеучебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решение догадываться о результатах и проверять их, строго подчиняться заданным правилам и алгоритмам и т.д.).
- Формирование умения разбираться в особенностях персонажей художественного произведения (сказки, песни, рассказа, картины) и находить для них соответствующие звуковые характеристики.
- Развитие умения использовать в игре, экспериментировании предметы - заместители.
Основные блоки работы в «Комнате звуков»:
- Звучащий мир:
- «Звуки города»,
- «Звуки деревни»,
- «Звуки природы»,
- «Звучащий праздник»;
- Подбор к звукам соответствующих иллюстраций;
- Создание (изготовление) из подручных материалов звуковых игрушек;
- «Озвучивание картин, художественных текстов»;
- Экспериментирование со звуками.
Особенности организации детского экспериментирования в «Комнате звуков»
Экспериментирование со звуками подготавливается системой игр со звуками, которые помогают детям найти наиболее адекватный звуковой образ для характеристики персонажа.
При организации детского экспериментирования со звуками педагогу важно:
- стремиться наполнять окружающие ребёнка пространство самыми разнообразными, новыми для ребёнка предметами и стимулами, с целью развития его любознательности;
- заинтересовывать ребёнка творческим занятием, но не заставлять его;
- набраться терпения, не превращать помощь в подсказку, не лишать ребёнка трудности и удовольствия сделать пусть маленькое, но собственное открытие;
- для маленьких детей надо оживать занятие игрой, сказкой или рассказом;
- не сдерживать эмоциональную активность ребёнка, чтобы он мог покричать, попрыгать от восторга и т.д.
- обязательно начинать с задач посильных или с более простых их частей (успех в самом начале - важное условие).
Занятия с детьми должны проводиться то имени, каких-либо героев.
Практическое занятие - придумать, смастерить и презентовать героев. Например, Шуршунчика, Туки-Тука и др.