Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
На начальной ступени образования особое значение имеет готовность школьников применять приобретенные знания и УУД в решении конкретных жизненных ситуаций. Уровень освоения УУД предопределяет успешность всего последующего обучения учащихся.
Для решения этой проблемы как нельзя лучше подходит актуальный в образовательном процессе метод проектов. Но полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности для младших школьников стали проектные задачи, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса. Но в чем же сущность данной инновации? Научить детей в условиях системно-деятельностного подхода переносить полученные знания на нестандартные жизненные ситуации, где итогом будет реальный детский продукт.
Выскажем предположение, что, применяя систему проектных задач, можно подготовить ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.
Цель: показать важность использования проектных задач при формировании УУД младших школьников.
Задачи:
- Описать структуру проектной задачи
- Изучить модель формирования УУД младших школьников средствами проектных задач
- Установить эффективность проектной задачи, как новой формы учебной деятельности.
Определяя понятие «проектная задача», согласимся с точкой зрения А.Б.Воронцова, что проектная задача - это набор заданий, стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение «продукта», и одновременно качественное самоизменение учащихся. Проектная задача носит принципиально групповой характер.
Основная педагогическая цель проектных задач - способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно такие задачи, по мнению А.Б.Воронцова, дают возможность учителю наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы школьников.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.
Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему);
- анализировать сделанное - (почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели);
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи; отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).
Проектные задачи:
- Предметные
- Межпредметные
- Разновозрастные
- Одновозрастные
Структура проектной задачи связана напрямую с общим способом разрешения проблемных ситуаций. Моделирование исходной ситуации позволяет провести анализ задачи и выделить в ней отдельные предметные составляющие задачи, что диктует выбор соответствующих средств и способов работы с этими составляющими. На этапе синтеза полученные результаты, касающиеся отдельных сторон рассматриваемой ситуации, объединяются в единый (цельный) «продукт». При этом нужно подчеркнуть, что на этапе синтеза вполне естественным является возврат к этапу анализа с целью коррекции полученных на этом этапе частных решений.
Структура проектной задачи состоит из следующих этапов:
1. Описание проблемной (квазиреальной, модельной) ситуации.
Постановка задачи. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации (формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации).
2. Система заданий, которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче - это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена (создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить).
3. Итоговое задание. Место сборки «продукта», оформление итогового результата. Что значит «задача решена»? Это означает, что создан какой-то реальный продукт, который можно представить публично и оценить.
Этапы работы над проектной задачей:
- Формирование рабочих групп; знакомство с содержанием задачи; распределение заданий между членами группы.
- Выполнение заданий в группах; наблюдение учителя за работой групп; оказание необходимой помощи каждой группе.
- Сведение отдельных выполненных заданий в один «продукт»; соотнесение полученной модели с реальностью.
- Представление результатов решения задачи; обсуждение результатов работы.
В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Школьники находятся в состоянии неопределённости относительно способа решения и тем более конечного результата.
Основной оценочной процедурой при решении проектной задачи учащимися может стать встроенная экспертная оценка внешнего наблюдателя (другого учителя, старшеклассников, родителей и т.п.). Оценивание со стороны экспертов происходит через разные аспекты деятельности младших школьников в малой группе в ходе непосредственного решения проектной задачи.
Всего в течение года были реализованы 3 проектные задачи:
- Проектная задача «Покорители космоса»
- Проектная задача «Геометрические фигуры»
- Проектная задача «Родительский комитет»
Более подробно хочу остановиться на ПЗ «Покорители космоса». Проектная задача «Покорители космоса» направлена на формирование социальной самостоятельности, творческой активности и развитие познавательных способностей младших школьников. Выполняя задания, дети переносят известные способы действия в новую для них практическую ситуацию.
Цель: формирование и проявление у младших школьников универсальных учебных действий в нестандартной ситуации.
Тип задачи: межпредметная (математика, окружающий мир, изобразительное искусство).
Продолжительность: 4 урока.
Четвероклассникам было предложено подготовить информационные листки, рассказывающие о мужественных покорителях космического пространства. Работая в творческих группах, ребята увлеченно искали интересный материал по своей теме в справочной литературе, в Интернете. Четко организовать самостоятельную работу в группах помогали письменные инструкции. Презентация готовых информационных листов прошла ярко, с использованием разнообразных форм. Ребята увлекательно рассказали о том, что нового и интересного узнали в процессе совместной де-ятельности по теме.
При работе с данной технологией для себя выделила сильные стороны. Работа с текстом дает возможность правильно понимать поставленную задачу. Дети стали меньше задавать вопросов, так как всю информацию черпают из заданий. Планируют свою работу, пытаются распределить между собой роли. Мне, как учителю-наставнику, представилась возможность работать со ВСЕМ классом одновременно!
Конечно, есть и слабые стороны. На начальном этапе у детей были затруднения в выделении существенной информации в тексте. Неумение самостоятельно работать по инструкции. Низкий навык групповой работы. Низкая скорость работы. Слабые стороны выявились при подготовке к занятию. Уходит много времени на поиск и разработку проектной задачи. Мало практического материала. На занятии трудно удержать внимание детей и регулировать дисциплину, так как проектная задача носит групповой характер. Работа над задачей, порой, выходит за рамки 40-минутного урока.
Проектная деятельность, несомненно, помогает формировать универсальные учебные действия. И наша задача приложить все усилия для создания благоприятных условий в реализации разного рода проектов.
То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра
каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Л.Выготский
Список литературы
- Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
- Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе / А.Б.Воронцов и др. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
- Воронцов, А.Б. Сборник проектных задач. Начальная школа: пособие для учителей / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, О.В.Раскина и др. - Вып. 2. - М.: Просвещение, 2012. - 144 с.
- Сафонова, Т.В. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников / Т. В. Сафонова, И.А.Чумакова // Интеграция образования. - 2012. - № 2. - С. 21-26.