Нескучные уроки

Разделы: Иностранные языки


Как сделать школьный урок интересным? Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться.

Если с психологическими причинами поможет справиться школьный психолог, то сделать урок более интересными и увлекательным задача учителя.

Нестандартные уроки - это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становиться творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и другое. Снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к предмету в целом.

Виды нестандартных уроков

1. Уроки-игры. Не противопоставление игры труду, а их синтез - в этом сущность метода. На таких уроках создается неформальная обстановка, игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. Особенностями этих уроков является то, что учебная цель как игровая задача, и урок подчиняется правилам игры, обязательные увлеченность и интерес к содержанию со стороны школьников.

2. Уроки-сказки, уроки-путешествия опираются на фантазию детей и развивают ее. Проведение уроков-сказок возможно в двух вариантах: когда за основу берется народная или литературная сказка, второй - сочиняется самим учителем. Сама форма сказки близка и понятна детям, особенно младшего и среднего возраста, но и старшеклассники с интересом откликаются на такой урок.

3. Уроки - викторины проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания большинства школьников по выбранной теме. Игры-соревнования могут быть придуманы учителем или являться аналогом популярных телевизионных соревнований.

4. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций. Урок-суд, урок-аукцион, урок-биржа знаний и так далее. Перед учащимися ставятся проблемно- поисковые задачи, им даются творческие задания, эти уроки выполняют и профориентационную роль, проявляется артистизм школьников, неординарность мышления.

5. Интернет-уроки проводятся в компьютерных классах. Ученики выполняют все задания непосредственно с экрана компьютера. Форма близка для среднего и старшего школьного возраста.

6. Песня на уроке английского языка. Использование песенного материала стимулирует мотивацию и поэтому способствует лучшему усвоению языкового материла благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем и прочность запоминаемого материала.

7. Учебное кино на уроках английского языка. Развивает навыки и умения восприятия и понимания иноязычной речи на слух, которое требует от учителя и учащихся значительных усилий и временных затрат.

8. Использование компьютерных программ на уроках английского языка. Характеризуется индивидуализацией обучения и интенсификацией самостоятельной работы учащихся, повышением познавательной активности и мотивации.

9. Урок-экскурсия в наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка. Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.

10. Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

11. Урок-интервью. Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью - это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например: "Cвободное время", "Планы на будущее", "Биография" и т.д.

12. Видеоурок - овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа - носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы. Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики - представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых.

Кроме нетрадиционных форм проведения уроков очень важно найти способы сделать занятия интересными, чтобы ученики могли усваивать и запоминать представленную вами информацию.

Вот пять эффективных стратегий преподавания, которые вы можете использовать, чтобы заинтересовать и вовлечь свой класс, сделать ваш урок интересным, чтобы ваши ученики были постоянно вовлечены.

  1. Соотносите содержание занятий с их жизнью.
  2. Используйте современные технологии. Вместо того чтобы читать лекции и заставлять учащихся делать заметки, используйте интерактивную доску и попросите учеников выходить к доске и взаимодействовать. Вместо того чтобы давать тест на бумаге, используйте компьютер или планшет. При работе над проектами организуйте видеоконференцию с другим классом из другой школы и работайте с ними над проектом. Используйте технологии в классе, и ваши ученики будут заинтересованы и вовлечены в то, что они изучают.
  3. Игры как стратегии обучения. Неважно, восемь лет ученикам или 18, все любят играть в игры. Игры - отличный способ заинтересовать ребят на уроке. Большую часть времени ученики даже не замечают, что учатся, потому что они так увлечены игрой.
  4. Сделайте урок интерактивным. Традиционная обстановка в классе, где учитель стоит перед классом и читает лекциюученикам, пока они делают заметки, скучна. Если вы хотите, чтобы вашим ученикам было интересно то, чему вы их учите, вы должны сделать это интерактивным. Вовлекайте их во все, чему вы учите. Попробуйте совместный метод обучения при котором учащиеся работают вместе, как команда, чтобы выучить и выполнить задание.
  5. Дайте им возможность выбора. Возможность выбрать задания будет актуальна не только для учащихся начальной и средней школы. Старшеклассники будут так же счастливы, когда у них появится возможность выбирать, что и как они будут изучать.
  6. Конец урока не менее важен, чем его начало. Тщательно планируйте последние минуты урока. Проведите с детьми рефлексию, прочитайте небольшое стихотворение в конце урока и поблагодарите детей за работу. Если ученики выходят после урока оживлённые, весёлые, значит занятие было интересным и захватывающим.

В целом, меньше говорите и больше вовлекайте учеников действовать. Чем больше вы делаете свой класс интерактивным и чем больше используете технологии, тем больше учеников будет вовлечено в процесс обучения. Успех совместной работы учителей и учащихся зависит от того, насколько активно учащиеся участвуют в уроке, реализуют свои желание и реагируют на них.