Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности «Развивайка» (стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 7-11 лет.
Срок реализации: 1 месяц (в рамках программы «Умные каникулы»).
Нормативно-правовая основа по деятельности педагога-дополнительного образования, разработки и реализации программ дополнительного образования детей
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2, СанПиН 1.2.3685-21. «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», вступил в силу с 01.03.2023 года и действует по 28 февраля 2029 года (замена Пр. № 196);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";
- Приказ Миниобрнауки России № 882/391 от 5 августа 2020 года «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ;
- Приказ Минпросвещения России № 467 от 3 сентября 2019 года «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей;
- Письмо Минобрнауки РФ Департамента молодежной политики, воспитания и социализации защиты детей от 11 декабря 2006 года № 06-1844;
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области № 01-06-695 от 24.03.2016г.
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность (профиль) и уровень
Данная дополнительная общеразвивающая программа «Развивайка», относится к стартовому уровню и имеет интеллектуальную направленность.
Содержание дополнительной общеразвивающей программы направлено на развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия нового.
1.2. Актуальность и новизна
Актуальность
Дополнительная общеразвивающая программа «Развивайка» реализуется в соответствии с интеллектуальной направленностью образования.
Актуальность данной темы заключается и в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. Одним из важных направлений выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качества ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Систематические занятия по программе, развития познавательных способностей могут помочь в решении актуальных проблем современной начальной школы.
Новизна
В последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Целенаправленное и интенсивное комплексное развитие способностей ребёнка становится одной из центральных задач образовательного процесса. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором обучающиеся не только запоминают факты, усваивают правила, понятия и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике. Введение в учебный процесс регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность создают условия для развития у детей познавательных интересов, ребёнок стремится к размышлению и поиску, появляется чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов. Снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность детей, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.
Основой успешной учебной деятельности является хорошо развитые познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь. В некоторой степени разрешить эти вопросы поможет организация работы программы «Развивайка». Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных занятий, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребёнка, памяти, внимания, пространственного воображения, образного мышления и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач образовательного процесса.
В процессе мыслительной деятельности ребенок использует специальные приемы или операции: анализ (мысленное разложение целого на части), синтез (мысленное объединение частей в единое целое), сравнение (установление сходства или различия между объектами), обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам). Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе выделяются более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др.
Отличительные особенности программы «Развивайка» является использование большого разнообразия развивающих игр, головоломок, лабиринтов, задач, вопросов, стимулирующих развитие широкого спектра интеллектуальных способностей и заданий направленных на развитие творческих способностей детей с одним из видов декоративно-прикладного творчества - конструирование из бумаги (оригами). Во время занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
1.3. Цели и задачи
Цель: Развитие умственных и творческих способностей обучающихся в соответствии с возрастными особенностями, используя развивающие, логические, творческие задания и упражнения.
Задачи:
1. Обучающие:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- сформировать навыки разработки проектов.
2. Развивающие:
- способствовать развитию критического, системного, алгоритмического и творческого мышления;
- развивать внимание, память, наблюдательность; познавательный интерес;
- развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе.
3. Воспитательные:
- развивать самостоятельность и формировать умение работать в паре, малой группе, коллективе;
- формировать умение демонстрировать результаты своей работы.
1.4. Отличительные особенности программы
Программа модифицированная; за основу взят и переработан ряд программ других педагогических работников школ и дополнительного образования.
Преимущества данной программы перед аналогичными состоит в развитии у обучающихся логического и пространственного мышления.
Программа является комплексным взаимодействием видов деятельности, где присутствует игровой сюжет. Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей, в занятия включено большое количество игр и игровых ситуаций на общение. Важную роль играет развитие умение выражать свои внутренние эмоции, проявляя свои индивидуальные способности, при этом адекватно оценивать свою деятельность.
1.5. Адресат
Программа адресована детям от 7 до 11 лет. Группа разновозрастная.
Данный возраст достаточно заметного формирования личности. В этот период закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Большие возможности предоставляет для воспитания коллективистских отношений.
За несколько лет ребенок накапливает важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности - деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогают занятия по данной программе. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.
1.6. Объем и срок освоения
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы - 18 часов.
Срок освоения программы - 1 месяц (в рамках программы «Умные каникулы»)
Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.7. Форма обучения и режим занятий
Форма обучения - очная. Занятия проводятся в групповой форме, с индивидуальным подходом к каждому обучающемуся. Наполняемость групп 12-15 человек.
Режим занятий обучающихся: 5 раз в неделю по 1 академическому часу с 5 минутными перерывами для отдыха и снятия напряжения. 1 час в неделю рассчитан на составление и реализацию собственных проектов.
1.8. Особенность организации образовательного процесса
Особенностями организации образовательного процесса являются:
- занятия по индивидуальным планам
- создание и реализация творческих проектов через групповую работу
- ориентированность на индивидуально-личностный подход
- занятия проходят в разновозрастных группах
Теоретический материал при реализации программы подается небольшими порциями с использованием игровых ситуаций;
- для закрепления и проверки уровня усвоения знаний применять рефлексивные интерактивные упражнения;
- практические задания составлять так, чтобы время на их выполнение не превышало 20 минут;
- работу по созданию творческих проектов следует начинать с разъяснения алгоритма разработки проектов, адаптированного под возраст школьников.
1.9. Планируемые результаты
В результате изучения курса обучающийся получат дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
1. Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности:
- развития познавательных интересов, учебных мотивов;
- формирования мотивов достижения и социального признания.
2. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать, верно выполненное задание, от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные: УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами курса являются формирование следующих умений:
- Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- Выделять существенные признаки предметов;
- Сравнивать между собой предметы, явления;
- Обобщать, делать несложные выводы;
- Классифицировать явления, предметы;
- Определять последовательность событий;
- Судить о противоположных явлениях;
- Давать определения тем или иным понятиям;
- Определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- Выявлять функциональные отношения между понятиями;
- Выявлять закономерности и проводить аналогии.
1.10. Форма аттестации, форма отслеживания и фиксации образовательных результатов
Форма аттестации обучающихся по данной программе итоговая выставка проектных работ.
Технические и творческие навыки детей можно выявить только в процессе практической работы. Для получения устойчивого навыка в работе ребенку требуется многократное повторение конкретного действия при внимательном и терпеливом руководстве педагога.
Формами входной диагностики является: устный опрос и наблюдение за индивидуальной работой (фиксируется уровень подготовки).
Промежуточная аттестация проводится в форме викторины, выставка работ воспитанников, где сами обучающиеся дают оценку тому или иному изделию, изготовление контрольного изделия (в процессе проводится экспресс-опросы, по мере изготовления изделия).
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
- Устный опрос;
- Практическая работа;
- Творческая работа.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
- Выставки;
- Защита творческих проектов
Критериями оценки уровня освоения программы являются:
- соответствие уровня теоретических знаний, обучающихся программным требованиям;
- свобода восприятия теоретической информации;
- самостоятельность работы;
- осмысленность действий;
- разнообразие освоенных технологий;
- соответствие практической деятельности программным требованиям;
- уровень творческой активности учащегося: количество реализованных проектов, выполненных самостоятельно на основе изученного материала;
- качество выполненных работ, как по заданию педагога, так и по собственной.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О., Криволаповой Н.А.
- Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. - Итоговый контроль в формах:
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- Контрольные задания.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
- Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
1.11. Материально техническое обеспечение
Для реализации настоящей программы требуется:
- наличие учебного класса, с оборудованием, соответствующим санитарным нормам;
- 15 ученических мест;
- принтер, сканер;
- видеопроектор.
1.12. Информационное обеспечение - аудио-, видео-, фото-, интернет источники.
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
- Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
1.13. Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования Смирнова Т. В. - педагог первой категории.
2. Учебный план
№
|
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Форма контроля |
1. |
1-я неделя |
5 |
2 |
3 |
|
1.1. |
Инструктаж по ТБ. Вводное занятие. Знакомство с разделами программы. |
1 |
1 |
Устный опрос |
|
1.2 |
Знакомство с разделом программы.
|
4 |
1 |
3 |
Практическое задание |
1.3 |
Создание проекта «Игры на внимание» |
1 |
1 |
Представление проекта |
|
2. |
2-я неделя |
4 |
1 |
4 |
|
2.1. |
Знакомство с разделом программы.
|
4 |
1 |
3 |
Практическое задание |
2.2. |
Создание проекта «Игры на развития памяти». |
1 |
1 |
Представление проекта |
|
3. |
3-я неделя |
4 |
1 |
4 |
|
3.1 |
Знакомство с разделом программы.
|
4 |
1 |
3 |
Практическое задание |
3.2 |
Создание проекта «Игры на развития логического мышление» |
1 |
1 |
Представление проекта |
|
4. |
4-я неделя |
5 |
1 |
4 |
|
4.1 |
Знакомство с разделом программы.
|
4 |
1 |
3 |
Практическое задание |
4.2 |
Создание проекта по развитию творческих способностей «Закладки для книг». |
1 |
1 |
Представление проектов |
|
4.3 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
||
Всего: |
5 |
13
|
|||
Итого: |
18 |
3. Содержание учебного плана
Тема 1. Введение (5 ч.)
Теория: обзор программного материала по разделам, теоретические основы каждого раздела, знакомство с правилами поведения и техники безопасности.
Тема 2. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. (18 ч.)
Практика:
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии необходимо проводить коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей сформируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.
В курсе используются задачи разной сложности, и слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания.
- задания на развитие памяти.
- задания на совершенствование воображения.
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие: произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение таких заданий способствует формированию жизненно важных умений: целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания, развивающие логическое мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Также предлагаются задания, направленные на формирование умений выполнять алгоритмические предписания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Задания на развитие творческих способностей
Развитие мелкой моторики посредством работы с бумагой. Знакомство с одним из видов декоративно-прикладного творчества-оригами. Изучение основных базовых форм. Работа над созданием тематических фигурок.
Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно).
4. Методическое обеспечение программы
Методы обучения
Методическое обеспечение - это методы и технологии, используемые для реализации образовательного процесса.
В процессе реализации программы используются следующие методы организации занятий:
- словесные методы (лекция, объяснение);
- демонстративно-наглядные (демонстрация работы в программе, схем, скриптов, таблиц);
- исследовательские методы;
- работа в парах;
- работа в малых группах;
- проектные методы (разработка проекта по спирали творчества, моделирование, планирование деятельности)
Практическая часть работы - практическая работа по выполнению заданий направленных на развитие внимания, восприятия, воображения, памяти и логического мышления. Для наилучшего усвоения материала практические задания рекомендуется выполнять каждому индивидуально. При выполнении проектов рекомендуется объединять школьников в пары. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения рефлексивных упражнений и практических заданий. Итоговый контроль осуществляется по результатам разработки проектов. Формы подведения итогов: презентация проекта, составление сборников игр.
Для успешной реализации программы используются следующие методические материалы:
- учебно-тематический план;
- календарно-тематический план;
- теоретический материал по изучаемым темам;
- инструкции по технике безопасности и правилам поведения в учреждении;
- методическая литература для педагогов дополнительного образования.
Дидактическое обеспечение программы включает в себя следующие материалы:
- учебные презентации по темам;
- материалы для практических и самостоятельных заданий;
- материалы для проведения проектных мероприятий.
5. Список литературы
Список литературы, используемой педагогом
- О.А.Холодова «Юным умникам и умницам» Информатика, логика, математика. Методическое пособие, 1-4 класс, программа курса «РПС», Москва, Издательство РОСТ, 2016 г.
- О.А.Холодова «Юным умникам и умницам» Информатика, логика, математика. 1-4 класс, рабочие тетради, Москва, Издательство РОСТ, 2016 г. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград, 2004г.
- Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2019г.
- Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-на-Дону, 2008г.
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 1-3 классов.-М.,1993.
- Дьяченко О.М. Лото "Веселые человечки". - М.: Линка-пресс, 2021.
Интернет-ресурсы.
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : urok.1sept.ru
- Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. - Режим доступа: www.uroki.ru