Конспект урока по предмету окружающий мир. Тема: «Эти забавные животные. Классификация»

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: окружающий мир, животные


Цель: «Формировать понятие "животные". Систематизировать и расширить знания о группах животных (насекомые, земноводные, птицы, млекопитающие, пресмыкающиеся, рыбы), о важнейших отличительных признаках указанных групп. Развивать умение классифицировать животных по данному основанию.

Оборудование: карточки с заданиями, кроссворд, видео проектор, электронная доска.

I. Организационный момент

Игра на внимание "Живая - неживая природа".

Правила игры: называю различные слова. Если называется предмет неживой природы - дети хлопают в ладоши, живой - приседают. В игре возможны "ловушки" - названия предметов, которые сделаны руками человека.

Примеры слов: облако, журавль, камень, тигр, сова, песок, морж, вода, лягушка, шмель и т. д.

Назовите признаки живой природы.

II. Объявление темы и цели занятия

Сегодня на занятии мы попробуем стать настоящими исследователями и попытаемся классифицировать животных на группы и выделить отличительные особенности этих групп.

III. Беседа по теории прошлого занятия

Давайте вспомним, что мы знаем о растениях:

  1. Из каких частей состоит растение?
  2. На какие группы можно разделить все растения?
  3. По каким признакам их разделяют?
  4. Назовите ядовитые растения?

IV. Объяснение нового материала

Сегодня нас интересуют животные.

А кого мы отнесём к животным?

«Классификация животных»

Позвоночные (Позвоночные животные, тип животных; характеризуются, главным образом, присутствием твердого осевого скелета, состоящего из ряда последовательно расположенных позвонков, спинные отростки которых окружают и центральную нервную систему.)

  • Звери (Тело покрыто шерстью. Детёнышей кормят молоком)
  • Пресмыкающиеся (ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем)
  • Рыбы (Живут в воде, тело покрыто чешуёй, передвигается при помощи плавников, дышат жабрами.)
  • Земноводные (лягушки, жабы, тритоны Часть жизни живут на суше, часть - в воде. Кожа голая, нежная.)
  • Птицы (Тело покрыто перьями.)

Позвоночные - высший подтип хордовых. По сравнению с низшими хордовыми - бесчерепными и оболочниками - они характеризуются значительно более высоким уровнем организации, что наглядно выражено как в их строении, так и в физиологических отправлениях. Среди позвоночных нет видов, ведущих сидячий (прикрепленный) образ жизни. Они перемещаются в широких пределах, активно разыскивая и захватывая пищу, находя для размножения особей другого пола, спасаясь от преследования врагов.

Беспозвоночные (Беспозвоночные, животные, не имеющие позвоночника: простейшие, губки, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, иглокожие и др.; примерно 3/4 видов всех животных.)

  • Черви (дождевой червь, пиявки)
  • Ракообразные (раки, крабы, креветки, мокрицы)
  • Моллюски (улитки, слизни, осьминоги, кальмары, каракатицы. Мягкое тело обычно защищено раковиной.)
  • Иглокожие (морские звёзды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы. Имеются иголки.)
  • Паукообразные (скорпионы, сенокосцы, пауки, клещи. Имеют восемь ног).
  • Насекомые (жуки, бабочки, стрекозы, пчёлы, мухи. Имеют шесть ног)

Беспозвоночные (invertebrate), животные у которых отсутствует позвоночный столб (позвоночник), в отличие от позвоночных, которые имеют хрящевой или костный скелет. Они широко распространены повсеместно, варьируют по размерам от мельчайших одноклеточных организмов до гигантских кальмаров. Кроме отсутствия позвоночного столба, беспозвоночные имеют мало общих признаков. Они в основном представлены мягкотелыми животными, не имеющими твердого скелета, служащего для присоединения мышечных тканей, но часто покрыты твердыми внешними покровами (как это наблюдается у большинства моллюсков, ракообразных и насекомых), которые также служат для защиты тела.

Что вы знаете о насекомых?

Насекомые бывают совсем маленькие и большие, одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие - один день. Насекомые существовали ещё тогда, когда не было ни птиц, ни тем более зверей. Если хотите представить, какой была древняя стрекоза, возьмите линейку и отмерьте 75 см. Таким у этой стрекозы был размах крыльев. Если вас попросят назвать самого прожорливого хищника планеты, смело говорите, что это стрекоза, так как в день она съедает в несколько раз больше, чем весит сама.

О земноводных?

А чем отличаются жабы от лягушек.? (У жаб бородавчатая кожа)

В народе существует убеждение в том, что если взять жабу в руки, то появятся бородавки. Убеждение это ошибочное и вы можете брать их совершенно безбоязненно, если только на руке нет ран или больших царапин. Если жабу вы возьмёте в руку, рука делается мокрой. Это происходит вследствие того, что из кожи у неё выделяется едкая жидкость. Её выделяют желёзки, открывающиеся на вершине бородавок и на том бугре, который находится среди глаз. Жидкость эта служит средством защиты. Жаб не едят ни птицы, и ни какие другие животные именно вследствие их ядовитости.

О рыбах?

Рыбы живут в реках, ручьях, озёрах, морях и океанах. У многих рыб ярка расцветка и необычная форма. Причудливые полосы и пятна на чешуе помогают пёстрым рыбам прятаться среди камней и водорослей. Кроме того, у некоторых из них цвет чешуи выражает настроение. Плавники и сильный хвост помогают им быстро плавать. Всё тело у рыбы покрыто особой слизью, чтобы легче было скользить в воде. А от врагов рыбу защищает, словно броня, чешуя.

О птицах?

Птиц на Земле довольно много - около девяти тысяч видов. Есть птицы большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, как небольшие бабочки или стрекозы и весящие всего несколько граммов. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые, вовсе не могут летать.

5. Практическая часть

Игра: «Ты лишний»

Нужно найти и зачеркнуть в карточке лишнее, доказав правильность своего решения.

Кроссворды

6. Итог занятия

По какому царству мы сегодня путешествовали?

- Как называется наука, которая изучает животных?

- Перечислите группы животных, с которыми познакомились на уроке.

- Назовите одного - двух представителей каждой группы.